Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

25.12.2009 | За дагестанским туром. Путешествие в Страну, хранительницу огней

Слово «Азербайджан» (или Азербийджан) имеет первоначально среднеперсидские, позднее арабские корни и может трактоваться как «страна, хранительница огней». Во многих здешних местах раньше действительно прямо из-под земли бил огонь. Неудивительно, что именно в районе Баку, по предположениям некоторых исследователей, находился один из главных религиозных центров зороастризма. Девичья башня, возможно, изначально являлась частью культового комплекса огнепоклонников, рядом с ней еще советскими археологами было найдено несколько зороастрийских ритуальных сооружений.

4.30 утра. Жарко… Нет, очень жарко ранним утром в конце августа в Баку. +34! Прогоняя остатки сна, выходим из самолета. Сразу ощущается температурный контраст — «плывя» к зданию аэропорта в раскаленном, густом от влажности воздухе мгновенно покрываемся обильной испариной. 

Затратив минимум времени на формальности паспортного и таможенного контроля, грузимся в машину, трогаемся. 

Хотел по пути на старый Баку посмотреть, но ничего в темноте не видно — летняя ночь заботливо прячет в своих объятьях красоты южного приморского города. На обратной дороге, надеюсь, у нас будет достаточно времени, чтобы осмотреть столицу, а сейчас мы движемся на северо-запад страны, в район города Шеки. 

В этот раз судьба подарила мне в напарники Андрея, хорошего, пытливого охотника, моего собрата по московскому охотничьему клубу.

Духота некондиционированного авто достаточно быстро сморила наши невыспавшиеся в самолете организмы. Пытаемся какое-то время подбадривать друг друга разговорами, но глаза уже совсем слипаются, синхронно засыпаем.

Проснулся я от толчка остановившейся машины, на часах 7.30 утра. Из открытой водительской дверцы дохнуло прохладой. Мы, похоже, забрались уже значительно выше в горы. Поежившись, нехотя вылезаем из машины, водитель зовет нас на завтрак в придорожное кафе под открытым небом. Лепешки, сыр, необычно вкусные кисломолочные сливки с такой же кисломолочной пенкой, чай с медом — завтрак в этом месте явно пользуется популярностью, свободных мест нет. Попросив добавки вкусных сливок, отправляемся дальше. 

Часа через полтора мы прибыли к месту назначения, в гостиницу на окраине города Шеки. От гостиницы ведет тропинка, всего несколько сот метров, к развалинам древней крепости «Гелесен-Гересен» («Придешь-Увидишь»), прославившейся тем, что зимой 1744 года жители Шеки смогли, обороняясь из этой крепости, за три дня обратить в бегство значительно превосходящую численностью армию иранского Надир-шаха, пришедшего подавить восстание. Крепость мы потом осмотрим, а сейчас нас уже ждут егеря с лошадьми. Быстро переодеваемся, собираем оружие, мы — готовы. Навьючив лошадей, трогаемся. 

Не пройдя и пятисот метров, натыкаемся на погранпост. Два молодых бойца, нещадно коверкая наши фамилии, с кем-то согласовывают по рации наш проход в сторону границы с Россией. Наконец добро получено, можем двигаться дальше. Переправившись через бурный Киш-чай, начинаем затяжной подъем. Часа четыре верхом в разглядывании живописных горных пейзажей и буйной летней растительности пролетели незаметно. Начинает темнеть, вот уже и наш лагерь на хребте показался: каменный дом и несколько палаток. В лагере ждут еще два егеря, помимо тех двух, которые нас сопровождают снизу, и повар, тоже азербайджанец, но приглашенный из Москвы. 

Осмотрев домик, решаем с Андреем, что нам больше для проживания нравятся палатки. Быстро разложив вещи, идем ужинать. За вкусным ужином, разговорами об охоте и дружбе народов время пролетает незаметно, пора спать. 

Утром просыпаюсь от того, что кто-то дергает меня за ногу, это егерь предлагает мне пойти посмотреть на туров в трубу. Вылезаю из палатки. Солнышко уже показалось из-за гор, окрасив все вокруг в яркие, теплые тона, но со сна еще зябко. Позевывая и потягиваясь, подхожу к установленной проводником зрительной трубе. Не сразу понимаю, что весь видоискатель просто заполнен животными — их там пара сотен! Сон как рукой сняло, сердце радостно екает — охота начинается! Но егеря быстро остудили мой пыл: к этому стаду не пойдем, потому что животных там слишком много и подкрасться к ним незаметно не получится. Проводники нашли вчера парочку трофейных туров в другой стороне и настоятельно рекомендуют идти именно к ним, причем сразу вдвоем, так как других животных в округе они больше не видели. Мы, конечно, засопротивлялись, мы ведь оплачивали и заказывали индивидуальную охоту. Но двумя разными маршрутами егеря нас вести не готовы, так как одному придется идти к той парочке, а другому — к большому стаду. А по их мнению, на стадо можно охотиться только загоном, но такая охота не получится — их слишком мало для организации загона. Не знаю, чего они себе напридумывали, но нам выбора не оставили. Делать нечего, соглашаемся идти вдвоем.

Наскоро позавтракав, бодрой походкой отправляемся за трофеями. Ребята выдали нам для удобства передвижения по горам по толстой длинной палке, напоминающей древко лопаты. Пока что маршрут несложный, тропинки постепенно ведут вниз. Но через некоторое время начинаются крутые осыпи. Егеря, продалбливая палками ступеньки, идут первыми. Я даже попробовал на себя со стороны посмотреть. Неужели я уже так жалко выгляжу, что для меня выдалбливают ступеньки? Говорю егерю: «Может, не надо нам ступенек?» Но у них здесь свои правила — безопасности клиента уделяется максимальное внимание. Ладно хоть карабин не отобрали, дали поносить.

Даже наверху в горах жарко, солнышко сильно припекает. Взмокли, останавливаемся на привал. Опрокинувшись навзничь и глядя в бездонное небо, с восторгом вдыхаю ароматы высокогорного разнотравья. Вспоминается детство. Как же здорово лежать вот так в траве, раскинув руки, подставляя щеки летнему солнышку! Что-то руку защекотало — это какой-то толстый зеленый кузнечик заполз на мой палец и пытается использовать его в качестве трамплина. 

Начинаются более серьезные уклоны. Тут и палка пригодилась, держа ее обеими руками и опираясь на нее, очень удобно сбегать вниз по склону, не теряя равновесия. Пока, не задумываясь о последствиях, с радостным возбуждением спускаемся вниз.

Прошло несколько часов перехода. Мы уже недалеко от места, где проводники видели вчера туров. Вот и егерь, ушедший немногим раньше вперед на разведку, показался. Он животных нашел, они уже совсем близко. Сердце в предвкушении охоты начинает сильно колотиться. Выползаем на пригорок, высота 2300 м, осматриваемся. Видим, через ущелье, в 250 метрах на противоположном склоне пасется один из туров. Второго пока не можем обнаружить — его, видимо, скрывает скальник. Разглядывая в бинокли потенциальный трофей, немного выжидаем, но второй так и не появляется. Егеря советуют стрелять, предполагая, что второй тур должен выскочить из укрытия, испугавшись выстрела. Бросаем жребий: стрелять первому Андрею. Я же в ожидании его выстрела занимаю позицию в нескольких метрах ниже по склону. Выстрел мощного магнумовского калибра заставил тело вздрогнуть, в окуляр прицела вижу, что тур сразу же падает и скатывается вниз по склону. Молодец Андрей! Мастерский выстрел — в позвоночник! Но где же второй рогач? Рыскаю прицелом вправо-влево, но пока никого больше не видно. Неужели там был только один? 

Вдруг напротив нас в ста метрах выскакивает тур, похоже, это тот, второй, которого мы не видели. Пока один из егерей «борется» с азартным Андреем, «защищая» от выстрела показавшееся животное, другой кивком подтверждает мне, что этот рогач — мой. Я быстро прикладываюсь, ловлю зверя в прицел: он как раз остановился, заметив нас. Выстрел, тур уносится за камни, я прыжками пытаюсь выскочить наверх на удобную позицию, а то мне его уже не видно. Вроде бы по месту целил, неужели промазал? Выскочив наверх, краем глаза замечаю, что животное уже несется вниз по склону в обратную сторону. Ловлю его еще раз в прицел, вижу на боку темное пятно, значит, все же попал. Но тур все еще бежит, на всякий случай стреляю еще раз. Слышен хлопок, животное исчезает из вида, слышен только долгий грохот осыпающихся вниз камней. В растерянности смотрю на егеря, а он, уже расплывшийся в улыбке, лезет меня поздравлять с удачным выстрелом. 

Ну что, идем фотографироваться с трофеями? Хочется ведь посмотреть, какой он, восточнокавказский, или дагестанский тур. Но егеря быстро отметают наше предложение. Туры скатились далеко вниз, напрямую не пройдешь, обрыв. В обход к ним пара часов пути. Если полезем вниз, сильно устанем и не успеем подняться наверх, чтобы вернуться в лагерь до заката. И до гостиницы внизу тоже не успеем дойти, придется ночевать у реки, а у нас ни спальников, ни палаток, мы ведь налегке ушли. Ребята предлагают нам вернуться в лагерь, а двое из них тем временем спустятся к трофеям, распотрошат их и, подтащив к воде, укроют камнями — там прохладнее. А завтра соберем лагерь и будем спускаться вниз.  

Фото Константина Попова

Не по годам мудрые егеря рассудили здраво. Даже после обеда, поднимаясь обратно наверх в лагерь, часа через четыре карабканий мы уже выдохлись, еле ноги волочили. Жарко, пот льется в три ручья. Солнце уже какое-то неприветливое, трава не изумрудная, здоровье не богатырское. Только ледяная родниковая вода востребованная и по-прежнему вкусная. 

Пока мы метр за метром покоряем местные травяные крутые склоны, помощник егеря, который старше нас лет на двадцать, вокруг круги наматывает, какие-то коренья выкапывает. Уже набил целый карман, аж топорщится. Спрашиваю его, чего же он там наковырял своей палкой. Он показывает. Корешок похож на две пухлые, сложенные у запястий крошечные ладошки с короткими и толстыми у основания пальцами. Горец пытается объяснить, что коренья нужны для лечения каких-то там болезней, я так и не понял, каких, а то тоже поковырялся бы в земле ради пары «ладошек».

Солнце уже начало клониться к закату, а лагеря еще не видно. Как же все-таки трудно вечером лезть обратно в гору, не испытав опьянения своим успехом, не рассмотрев вблизи свой трофей и не сфотографировавшись с ним на месте добычи. Какой он там, внизу: маленький, большой? Егеря уверяли, что трофеи достойные, они их день назад хорошо рассмотрели, якобы оба приблизительно одинаковой трофейности. Но я-то размеры не успел оценить, всего пара секунд на выстрел была. Вот в таких сомнениях мы и брели обратно в лагерь.

Правильно прикинув, что таким темпом мы и до полуночи не доплетемся, егеря вызвали нам за пару километров до лагеря повара с лошадьми. С какой же радостью мы встретили четвероногих друзей! Единственно, от усталости не сразу залезть на них смогли. 

Через несколько часов после нашего возвращения и егеря, спускавшиеся вниз на разделку трофеев, в лагерь добрались. И не с пустыми руками — печень туров принесли. Нежная, душистая печенка, приготовленная на углях, хорошее виски, припасенное как раз на этот случай, душевные люди, окружавшие нас в тот вечер, — все это явно располагало к дружеской беседе, закончившейся далеко за полночь.

Утро следующего дня встретило нас моросящим дождем, горы вокруг затянуло туманом. Если дождь усилится, есть риск остаться в горах на несколько суток — внизу не сможем форсировать полноводную бурную реку. Но дождик, не усиливаясь, так и продолжал моросить. Быстро собираем вещи, грузимся, решаем рискнуть спуститься вниз, может, повезет – река не успеет набрать силу. Делимся на две группы: основная бригада, и мы в том числе, спускается со скарбом вниз, а два егеря уходят отдельно за трофеями, внизу у реки встретимся. Три часа спуска только и думал, что о трофеях. Если река наберет воду, то трофеев нам уже не видать — их просто смоет. 

Когда мы были практически внизу, дождик совсем прекратился и снова выглянуло летнее солнышко. На душе сразу повеселело. В ожидании встречи со своими трофеями преодолеваем последние сотни метров спуска к реке, лакомясь по пути вкусной ежевикой. 

Устроив у воды привал, ждем егерей с трофеями. Совсем пригрело, решили с Андреем искупаться. Раздевшись догола, наперегонки плашмя бросаемся в неглубокую бурную горную речушку. Ледяной холод сразу пронизывает тело до костей, с воплями вылетаем обратно на потеху нашим проводникам. Клацая зубами, замерзшие, но уже немного чистые носимся по берегу, чтобы согреться. 

Вот и егеря с трофеями идут. Пока повар занимается шашлыком (время обеда наступило), делаем фотосессию с нашими турами — мы как раз недалеко нашли хороший пейзаж с водопадом. 

Собираемся, осталась пара часов пути вдоль русла реки. Два егеря идут пешком, с разбегу перескакивая петляющую речку с неразлучной палкой. При этом один из них по своей инициативе успевает показывать, куда моей лошади нужно ступать, чтобы наезднику было максимально безопасно. 

Вот и наши старые знакомые — местные пограничники. В этот раз согласование нашего проезда через пункт пограничного контроля заняло около получаса. Жарко, на солнце — больше +400С, прячемся на это время в тени дерева. 

Подойдя к гостинице, мы еще спешиться не успели, а хозяйка, молодец какая, уже мальчонку с холодным пивом организовала. Мокрые, потные, во рту пересохло, вы можете представить, с каким наслаждением мы опрокинули в себя эти запотевшие от холода бутыли. 

Дальше — душ, короткий сон, прощальный ужин с егерями. Поразила скорость обслуживания: официанты гостиничного кафе все делали бегом независимо от количества посетителей.
Следующий день решаем посвятить осмотру достопримечательностей в Шеки.

Но сначала заезжаем по пути в селение Киш посмотреть на древнюю албанскую христианскую церковь (V век н.э.). В то время на этих землях было такое государство — Кавказская Албания со столицей в г.Кабала (или Габала, Гябяля). Христианство здесь пришло на смену зороастризму задолго до крещения Руси, и только в VII–VIII веках н.э. арабский халифат принес сюда ислам. 

В Шеки сохранился дворец шекинских ханов. Сам дворец — двухэтажное здание, как бы сотканное из кружев окон-шебеке, а каждый квадратный метр шебеке состоит из пяти тысяч частей, соединенных между собой без гвоздей. Дворец мне показался очень перекликающимся по оформлению с дворцами XVII века в иранском Исфахане.

К ночи переезжаем в Баку, опять ничего не рассмотреть — уже темно. Но у нас есть еще как минимум целый день. Завтра будем менять билеты, и, я надеюсь, останется время на экскурсионку. 

Утром первым делом добрались до офиса Аэрофлота, но там нам дату нашего рейса на более раннюю поменять не смогли, сославшись на то, что мест нет на неделю вперед. В памяти как-то подозрительно быстро всплыли картины прошлых лет. Помните, что приходилось делать, если вы хотели улететь в конце сезона с наших южных курортов? У меня было ощущение, что время в местных авиакассах на десяток лет остановилось. Как в прежние времена, пара минут общения с симпатичной большеглазой девушкой в азербайджанских авиалиниях, некоторое количество пожертвований в ее пользу — и у нас уже есть два билета на аэрофлотовский (!) рейс (вдруг кто-то срочно сдал именно 2 билета именно на нужный нам рейс). Вопрос с перелетом решили, теперь можно культурной программой заняться.

Еще будучи на охотах в Иране, я слышал, что некоторые из иранцев, исповедующих зороастризм (их еще называют «огнепоклонниками»), в какой-то из своих праздников приезжают к храму Атеш-гях (селение Сураханы, 15 км от Баку). Здесь, похоже, издревле находилось важное культовое место зороастрийцев. Отправляемся к Атеш-гях. Хотя храм и был перестроен, судя по всему, индусами-парсами, но все равно производит впечатление, что-то неуловимое, знаковое присутствует здесь. Недаром многие известные наши соотечественники интересовались этим местом: Менделеев, Верещагин, многие другие. Говорят, некоторые русские царственные особы тоже здесь побывали.

Теперь направляемся, конечно же, к символу Баку — Девичьей башне. Долго бродил вокруг, рассматривая странное строение. 

Кстати, слово «Азербайджан» (или Азербийджан) имеет первоначально среднеперсидские, позднее арабские корни и может трактоваться как «страна, хранительница огней». Во многих здешних местах раньше действительно прямо из-под земли бил огонь. Неудивительно, что именно в районе Баку, по предположениям некоторых исследователей, находился один из главных религиозных центров зороастризма. Девичья башня, возможно, изначально являлась частью культового комплекса огнепоклонников, рядом с ней еще советскими археологами было найдено несколько зороастрийских ритуальных сооружений.

Все, время поджимает, пора двигаться в аэропорт. По пути коротаю время просмотром снимков в фотоаппарате: вот мы, изможденные тяжелым переходом, пытаемся залезть на лошадей, вот мы уже печенку уминаем, вот с трофеями фотографируемся, а вот наш дед-егерь с дрыном через речку перелетает. Воспоминания недавней охоты захлестнули меня, не заметил, как в аэропорт добрались. 

Взлетаем. Поднявшись над Баку, провожаем глазами раскинувшийся внизу вечерними огнями древний город, вспоминаем добрыми словами людей, с которыми мы познакомились в течение этой поездки.
Думаю, надо бы еще раз сюда на охоту приехать, нам обоим здесь очень понравилось. 

Так что до новой встречи, Азербайджан, до новой встречи, «страна, хранительница огней»!

Константин ПОПОВ
Фото автора

Журнал "Охотничий двор" №11(13)  декабрь 2009г.


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru