10.02.2010 | Окно в Небо
|
14 февраля мы чтим память Святого Мученика Трифона - покровителя охотников и рыболовов. Недалеко от "Олимпийского" стоит небольшая скромная церковь Трифона в Напрудном(селе)/Напрудной (слободе). История и архитектура храма очень интересны: предположительно он построен в 1492; много раз перестраивался в 17-19 в.в., утратив средневековый облик (в 1890е также была возведена красивая, но несоразмерно большая колокольня с часами, снесённая в 1930е); после войны реставрировался с восстановлением "средневековых" форм.
|
14 февраля мы чтим память Святого Мученика Трифона - покровителя охотников и рыболовов. Недалеко от "Олимпийского" стоит небольшая скромная церковь Трифона в Напрудном(селе)/Напрудной (слободе). История и архитектура храма очень интересны: предположительно он построен в 1492; много раз перестраивался в 17-19 в.в., утратив средневековый облик (в 1890е также была возведена красивая, но несоразмерно большая колокольня с часами, снесённая в 1930е); после войны реставрировался с восстановлением "средневековых" форм. Особенное московское почитание святого Трифона, который некоторое время наряду с Георгием Победоносцем был покровителем Москвы (что утрачено в памяти людской, но нисколько не меняет самого покровительства Святого Мученика Трифона), - оставило в московских храмах многочисленные следы. Храм Клемента Папы Римского Сегодня мне бы хотелось, в первую очередь отметить характерную черту внутреннего убранства московских храмов, посвященных Святому мученику Трифону. Начну я вовсе не с Храма в Напрудном, а с еще одного из древнейших храмов Москвы, - церкви Климента Папы Римского, что расположена около метро Третьяковской (Новокузнецкой) в Замоскворечье. Известна церковь со Смутного времени, около 1636. Рядом построена церковь Знамения с Никольским приделом. Климентовский храм разобран в сер. XVIII в. В 1756-58 к Знаменской пристроены трапезная и колокольня, сохранившиеся доныне. В трапезной два придела: Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского (по которому исторически именуется храм) и Неопалимой купины. Главная Знаменская церковь разобрана в 1762, а к 1770 на средства купца К. М. Матвеева выстроено новое огромное здание, внутренняя отделка которого продолжалась до 1774. Главный престол в нём Преображения Господня. Приделы: боковые Знамения Божией Матери (левый) и Николая Чудотворца (правый), на хорах Рождества Богородицы (левый) и Вознесения Господня (правый). Барочный двухсветный пятикупольный четырехстолпный кубический храм с небольшой трапезной и трехъярусной колокольней. Закрыт, вероятно, в 1933. Решение о возвращении верующим принято в нач. 1990-х, но до настоящего времени основной храм использовался под книгохранилище РГБ. Регулярные богослужения в Знаменском приделе с 2005. Москва, ул. Пятницкая, 26/7 тел. 953-69-47. Ну так вот, - одной из красивейших фресок Храма является как раз изображение Святого Мученика Трифона, которое свидетельствует о том, что в старейших и главнейших храмах столицы святой Трифон - покровитель охотников и рыболовов, почитался наряду с Архиепископом Мир Ликийских, - за особое заступничество в отношении москвичей. Образ святого мученика Трифона в церкви Климента Папы Римского на Пятницкой, в Москве: .jpg) Фото Елена Филиппова .jpg) Храм в Напрудном Возникновение первоначального храма овеяно легендой, по которой сокольник царя упустил на охоте любимую ловчую птицу государя, и не сносить бы ему головы, - да молился он св.Трифону и тот помог поутру найти пропажу. Результат - сооружение церкви, в которой была фреска с изображением св.Трифона на коне и с соколом/кречетом на руке (теперь она хранится в запасниках Третьяковки). Служители храма, не без оснований, справедливо полагают, что восстановление данной фрески и возвращение ее на свое законное место (либо, хотя бы изготовление точной копии произведения древних мастеров), - явилось бы более разумным действием по воздвижению памятника святому мученику Трифону, нежели утвержденное Мосгордумой решение о воздвижении скульптурной конной композиции в виде святого с кречетом в руке. Конная статуя не приведет к восстановлению Храма, который является единственным возможным, с точки зрения Православия, физическим памятником святому, который мог бы оказать влияние на духовность людей и оказать помощь в восстановлении его исторического особого почитания в Москве. В тоже самое время восстановление фрески существенно изменит внутренний облик Храма и повлияет на мироощущение прихожан, которые могли бы теперь приходить не в "голые стены", а как и положено в церковной традиции, - "в Храме предстоящи, на Небесах себя стоящи мним". Как зафиксировано в Каноне, - икона это окно в Небо. Посему храмовая фреска - есть вид Неба, возносящий молящегося к Чтимому. Отсюда - храмовая роспись имеет первостепенное значение в числе преоритетов восстановления храмов, утраченных в безвременье. Именно "стояние под Небесами и ликом святым" фиксируется фреской, находящейся в Третьяковской галерее. А памятник, совершенно не характерный русской православной традиции, которая не приветствует "почитание истуканов", - имеет мало отношения к ортодоксальному пониманию Православия. Новомодное строительство памятников и их временная гигантомания представляются РПЦ веянием последних времен и не соответствует Канону. Однако, деньги в бюджете заложены, и что в дальнейшем будет происходить с данным памятником пока представить сложно, так как нынче и Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских ваяет Зураб Церетели в странных, малопонятных, фантасмагорических чертах, коим, естественно, не находится места в самой России. И статуи начинают путешествовать по Миру, который в большинстве случаев, далеко не всегда, принимает эти очень странные формы, совершенно не религиозного содержания, с сомнительной художественной ценностью. Вот и Храм Святого Трифона в своей истории проходил многочисленные перестроения, разрушался, восстанавливался, оставшись в нынешнем виде, по сути, только в виде притвора, стоящего на первичном фундаменте. И о его величии сегодня мы вожем судить только по немногочисленным фотографиям прошлого, да архитектурным исследованиям. Церковь В-муч. Трифона въ Напрудной, 1882: (вид после многочисленых перестроек, исказивших облик древнерусского храма) .jpg) Высокая пышная колокольня с часами (1889-1895, арх. П.П.Зыков-младший): (увы, сломана в 1932) .jpg) Реконструкция западного и южного фасадов: (в 1947-1948 церковь отреставрирована арх. Л.А.Давидом - были открыты северный портал, кокошники над барабаном главы, остатки старой звонницы на юго-западном углу, старое узкое окно в алтаре и фреска с изображением св.Трифона на восточной стене алтаря) .jpg) Перспективный вид крещатого свода: .jpg) Современный вид с юго-западной стороны: .jpg) Андрей Шалыгин По материалам russian-church.ru, school.edu.ru, temples.ru Статьи ранее о Святом мученике Трифоне - покровителе охотников и рыболовов, Храме в Напрудном, ордене Святого Трифона, иконах Святого Трифона:
««« Все статьи об Охоте и Рыбалке
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.
|