Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

30.03.2011 | Моя первая глухариная охота

Рассказ о первой глухариной охоте, о весенней охоте на вальдшнепа, об ошибках, допущенных охотниками и о том, что не всегда охота бывает такой, какой задумывалась. Не только везение, но и умение делать выводы из предыдущих неудачных охот - основа удачливой охоты, подтверждает П.Круглихин.

Охотой на глухаря я занимаюсь достаточно давно. Свой «секретный» ток,нам с отцом, показал мой дед – старый охотник и рыбак. По словам деда, ток располагался на болоте между двух больших холмов. Место было труднодоступным и безлюдным, поэтому мало кто знал о местонахождении такого сокровища. «Место»-, говорит дед,- «прям золотое. Там летом морошки ковром, а по осени брусники, черники, клюквы полным полно. А глухаря там было….» - и дед рассказал нам, как он еще в молодые годы он со своим приятелем ходили по тому болоту, ведрами гребли ягоды, ночевали в лесу, ожидая утренней песни мошника (другое название глухаря). А утром осторожно, мягко подходил к токующему красавцу под самое дерево, а потом, осторожно прицеливаясь своим Браунингом, под песню стрелял. Бывало, за раненым глухарем приходилось бегать по утреннему лесу. Глухарь по земле достаточно резво бегает, а оставлять подранка нельзя, вот и приходилось сломя голову, спотыкаясь о кочки, догонять беглеца. Конечно, многое из этих рассказов было приукрашено и преувеличено, поэтому мы с отцом отнеслись к историям деда с долей недоверия, но все же ближайшей весной решили сходить на этот ток.

На карте (не без помощи деда) мы нашли предположительный район местонахождения тока. Глухариное болото на самом деле с двух сторон было окружено длинными, грядами. Со стороны одной гряды далеко простирался лес, а со стороны другой гряды на карте были указаны скалы. Неподалеку от этой скалистой гряды проходит небольшая, извилистая речка, а за речкой заброшенный поселок, в котором родился и вырос мой отец, в связи с этим район был нам знакомый. Вот и порешили, что на открытие весеннего сезона поедем на ток. Отец до этого, лишь один раз был на току, поэтому опыта глухариных охот не было. Оставалось лишь дождаться весны. Что до этого времени происходило уже и не помню, но время до весны пролетело очень быстро. Вот уже мы собираем рюкзаки, патроны заряжены, ружья готовы. К слову о ружьях. У меня отцовский (фактически мой) ИЖ – 12, а у батьки КО (лицензия на медведя была). Глухарь птица мощная и выносливая, потому патроны зарядили нулевкой, часть с контейнером, часть без. Ну и как говориться отправились в путь. По дороге ехали на своем ЛУАЗе (на мой взгляд отличная лесная машина), он неспешно шел по грунтовке. Доехали до речки, нашли место для стоянки и выгрузились, дальше надо идти пешком. И вот мы уже на пути к заветному току. Надо сказать местность у нас холмистая, только в горку поднялся, уже с нее спускаешься.

И так весь лес. Но охотника этим не испугать и мы вдвоем настойчиво пробирались к заветной цели. В конечном итоге мы немного промахнулись и за место двух, прошли в поисках тока километров десять. Потом оказалось, что мы «дали кругаля» и обошли ток с другой стороны. Ну сильно мы не расстроились и расположились на привал. Погода была ясная и только был небольшой ветерок. Отдохнув, мы сходили на разведку - до заветного болота оставалось не больше пятисот метров. Мы вышли на болото, хлюпая сапогами перешли через него на другую сторону и направились в ту сторону где должен был находиться ток. Точного местоположения тока тогда мы еще не знали, поэтому далеко мы заходить не стали, боялись подшуметь.

В литературе много говорится, что глухарятники перед охотой пользуются подслухом – на вечерней зорьке подходят к току и слушают. В это время на место тока с шумным хлопаньем крыльев прилетают глухари – это они прилетают на место ночевки, на этом же месте они будут утром токовать. Таким образом охотник узнает где находится токовище и утром он уже предположительно знает направление где сидит глухарь. Но мы по неопытности подслухом не пользовались, да и в последствии никогда лишний раз не ходили по току. Определившись с направлением, по которому мы будем утром идти, мы вернулись на место привала. Наломали ельника, между двух елочек соорудили шалашик, развели костер и покушали.

Время было около девяти. Небо, к нашему огромному сожалению, начало затягиваться тучами, ветер становился сильнее, начал накрапывать дождик. Делать было нечего, оставалось только ждать. Неподалеку расположились старые заросшие поляны, оставшиеся от финских хуторов. Я взял ружье и пошел постоять на тяге. Было около десяти вечера. У нас в это время начинают хоркать первые «разведчики». По опыту знаю, что в дождливую погоду вальдшнеп летит низко и не быстро, а тут как раз такая погода и была. Без дела долго мне стоять не пришлось, из за леса я услышал «цирканье». Я приготовился, вдоль границы леса и поля летел вальдшнеп, теперь уже было слышно и его хорканье. Я прицелился! Выстрелил! Но вальдшнеп не шелохнувшись полетел дальше. Промазал!

охота на вальдшнепа

Но следующего кулика я все-таки добыл. С добычей вернулся к ночлегу, мы попили чаю и легли спать. Проснулись мы в пол третьего. Собрали спальники, упаковали рюкзаки и двинулись в сторону тока. Продвигались мы по темноте, дождик уже перестал, но поднялся довольно сильный ветер. Деревья расшатывало в разные стороны, все вокруг шелестело от ветра. Мы резво добрались до болота, из за туч выглянула яркая луна, освещая болото и глухариный ток лунным светом. Осторожно, стараясь не «хлюпать» сапогами, мы передвигались по утопающей под ногами почве. Болота у нас мховые («сухие»), поэтому передвигаться по ним можно.

Перейдя на другую сторону мы присели на корягу. Стали слушать. Но ничего, кроме шумящего по деревьям ветра не слышали. Нашему расстройству не было предела. Неужто сегодня нам не повезет и мы даже не услышим как глухарь токует? Прислушиваясь, мы стали подходить ближе к току, но все напрасно – ветер заглушал все звуки, а верхушки деревьев мотало во все стороны. Так мы и решили, что даже если бы глухари были, то в такую погоду токовать бы они не стали. Походив по лесу до рассвета, мы, не солоно хлебавши, вернулись домой.

Дома мы, естественно, проанализировали свой поход. Стали выявляться следующие причины неудачной охоты: неопытность в данном виде охоты (основная причина, из которой вытекают все остальные), возможно вечером, когда ходили к току, то спугнули токовиков, либо утром, когда подходили к току, также могли нашуметь, может погода повлияла на ток (напомню, что был сильный ветер и ночью шел дождик), а может мы просто, за шумом ветра, не услышали тока, либо вечерние выстрелы, на вечерней тяге, насторожили глухарей. В итоге мы пришли к выводу, что в следующий раз необходимо расположиться поближе к току и вести себя очень тихо, а с погодой, как повезет. Но в этом сезоне мы больше пробовать не стали.

И вот опять, дождавшись следующей весны, мы двигаемся к месту тока. На своем железном коне – ЛУАЗе мы заезжаем с дороги прямо в лес, для того чтобы спрятать его от посторонних глаз. Маскируем его, короче заметаем следы (ну привычка у нас такая). Двигаемся к току. Погодка стояла чудесная – светило майское солнышко, лес уже освободился от снега, одним словом ВЕСНА. Еще один факт: как только мы вышли из машины, на нас обрушились толпы комаров, если ты останавливался, тебя со всех сторон облепляли эти кусачие гады. Ну так вот, шли мы к току. Учитывая предыдущий опыт «плутаний», теперь мы чуть изменили направление и довольно быстро добрались до тока. Входя во владения глухарей, мы кругом нашли помет и перья, что означало лишь одно – мы двигаемся точно по току.

Мы подумали, что это нежелательно и сместились чуть в сторону. Пройдя немного дальше, я обнаружил довольно жуткую находку. На земле было раскиданы перья, а в центре этого всего лежал обглоданный клюв. Уж не знаю, кто это натворил, может лиса, может филин или ястреб, но находка нас несколько огорчила, так как по следам было видно, что происшествие произошло недавно и оно вполне может испортить охоту. Еще немного пройдя, мы решили сделать место для ночлега. Настелили ельника, положили сверху взятый с собой брезент, а на брезент разложили спальники. Чтобы лишний раз не шуметь решили далеко не ходить, хотя время было еще около девяти и до темноты было далеко (ближе к лету солнце в наших краях заходит на несколько часов – белые ночи). Вели мы себя очень тихо, даже разговаривали в пол голоса. Костер не разжигали (и до сих пор на току не разжигаем), сидели так. Комаров было полчище, что было для меня довольно удивительно, так как температура, к ночи, опустилась к -1С°. То, что они кусались, было не важно, самым надоедливым был гул, который они всей тучей издавали. Гул постоянно преследовал, не переставая – комары тоже охотились, только на нас. Стараясь не обращать внимание на мелких летающих пискунов, мы закутались в спальные мешки и легли спать. Проснулись в два часа, было темно, подмораживало, погода была хорошая (на небе мерцали звезды), ветра не было.

Мы без шума оделись. Свернули спальные мешки в чехлы и убрали их в рюкзаки. Достали термос, попили теплого чаю на дорожку, время уже было пол третьего. Мы зарядили свои ружья, замерли и стали вслушиваться в спящий лес. Не услышав нечего нужного, мы решили двинуться в глубь тока. Осторожно и бесшумно мы с отцом продвигались по темному лесу. Любая веточка под ногами могла в любой момент хрустнуть, а это услышал бы весь лес. По ходу движения мы останавливались и слушали, но так толком ничего и не услышали. Пройдя еще малость, мы остановились на полянке покрытой ягелем (белым мхом). И вдруг я услышал не на что не похожий звук. Прислушавшись, я услышал и второе колено доносящегося звука. Без сомнений это токовал глухарь. Сердце вырывалось из груди, теперь необходимо было к нему подойти. Тут уже со всех сторон начали доноситься такие же звуки – ток начался.

Отец тоже услышал, дал мне последние наставления, и мы разошлись, подходить каждый к своему токовику. Я много читал различной охотничьей литературы, слышал множество рассказов и поэтому четко знал правила подхода к глухарю. Четко знал что на «теканье» надо стоять, как вкопанный, что – бы не случилось. Идти можно лишь на третье колено песни, похожей не то на шипение, не то на скрежетание. До глухаря было метров двести у болота, но песня отчетливо до меня доносилась. Действуя точно по правилам, я следовал к токующему глухарю. Комары, почувствовав мою беззащитность перед ними, атаковали меня в уши и щеки. Закрыть уши либо лицо не представлялось возможным, так как из-за этого было не слышно песни. Поэтому необходимо было терпеть и продвигаться дальше.

Постепенно я подходил ближе к глухарю. Иногда приходилось замирать на одной ноге и стоять как цапля. Ну вот уже до глухаря остается совсем немного. Я совсем отчетливо его слышу, но звук как то странно меняется – то удаляется, то приближается. Я оказался в растерянности. Глухарь был где-то рядом, а я никак не мог его увидеть. Осторожно пройдя еще с пару десятков метров, я замер. На поляне, расправив свой веер и запрокинув голову, пел глухарь. Он кругами ходил по полянке в такой позе, потом с мощным хлопаньем взлетал и сразу опускался. На миг мне показалось, что глухарь улетает с тока, но он снова опустившись продолжал токовать. Стрелять было нельзя, было далеко и мешали ветки. Надо было подходить поближе. Пришлось идти на корточках, потому что глухарь мог меня увидеть. Стараясь не заходить на открытые места, я уже практически подползал к глухарю. Похоже он что то заподозрил и замолк. Глухарь только ходил по току, внимательно разглядывал лес и изредка щелкал клювом («текал»). Пришлось сидеть, практически не дыша. Сердце колотилось как бешеное, сейчас только его я и слышал. Комары заедали. Короче – самый смак. Глухарь еще недоверчиво походил по полянке, а его щелканье становилось чаще. Это был хороший знак. Глухарь снова распелся, а я смог продолжить свою диверсантскую вылазку.

охота на глухаря

Фото автора

Уже рассветало. Я начал боятся, что глухарь разглядит мою фигуру. Оставалось совсем немного времени на действия. До токовика осталось около семидесяти метров, далековато для хорошего выстрела. Но проблема была другая. Полянка, на которой ходил «расдухарившийся» петух, была окружена густой растительностью, что напрочь не давало выстрелить. Оставался только лишь один небольшой прогалок, напротив которого я стоял. Только если туда глухарь выйдет, то я смогу выстрелить. Совсем уже рассвело. Дальше (да и вообще) двигаться было нельзя. Я уже просто пошел на риск. Очень медленно я стал поднимать ружье. В этот момент, как по указке, глухарь начал двигаться в сторону прогалка. Я начал целиться. Комары уже впились в мое ухо, ухо уже ныло от зуда. Глухарь, не спеша, подходил к прогалку. Вот осторожно появляется его голова, тут уже и он весь выходит. Переливаясь перьями на свету, передо мной стоит глухарь. Я прицелился и выстрелил. Все было кончено. Так я добыл первого в жизни мошника. Перед тем как побежать к глухарю, я первым делом смахнул грозди комаров, приливших к моему уху. Я подобрал глухаря и пошел к месту ночлега. Там меня уже ждал отец, он был без добычи (подошел к глухарю, да видно подшумел, и тот спланировал вниз и скрылся в лесу), мы стали собираться обратно.

По дороге нашли пару скинутых лосем рогов, захватили с собой как сувенир. Так я добыл своего первого глухаря. После этого мы каждый год с отцом ездим на свой ток. У нас есть неписанное правило: не стрелять глухарей больше чем на каждого по одному в год. Правило соблюдается неукоснительно и в год мы с отцом добываем одного, либо двух глухарей.

Павел Круглихин

Другие статьи на ту же тему:


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru