Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

23.05.2011 | В гостях у пустынников: Иркутские староверы

В начале XVII века староверы-пустынники ушли от гонений в тайгу, и дальше продвигались на север, в глухие уголки подальше от дорог. Почти три века они прожили в изоляции, и сейчас они являются последними хранителями и наследниками истинных сибирских традиций и духовности. Чтобы отследить динамику развития этой культуры, к енисейским пустынникам отправилась фольклорная экспедиция из Иркутска.

Долгая дорога в Безымянку

Иркутск экспедиция из четырёх «охотников за фольклором» покинула в первых числах февраля. Добравшись через Красноярск до Енисейска, они пересели на два «УАЗа» и  отправились таёжными тропами, всё больше удаляясь от цивилизации на север, в Туруханский край, Енисейский район, на реку Кемь. Передвигаться приходилось по зимнику, потому что староверы специально уходили в такие таёжные закутки, куда невозможно добраться на машине летом. Специально снарядили две машины, чтобы одна вытягивала другую из снежных заносов на бездорожье.

– Было очень много полярных волков, которые в это время скрадывают оленя, то есть постоянно находятся в режиме охоты. И мы по тринадцать часов не выходили из машины – было опасно, – рассказывает предводитель экспедиции Галина Афанасьева-Медведева. – Волков отгоняли специальными факелами. Добирались до первых поселений больше трёх дней на машинах, а потом на лыжах, с проводником.

Целью экспедиции было добраться до поселений староверов-пустынников, которые в начале XVII века, когда начались гонения и исход старообрядцев, ушли с Алтая в Томск, Красноярский край и далее в тайгу и в 1641 году поставили свой первый острог на том месте, где река Кулинга впадает в Лену. С тех пор их быт практически не изменился – по сути, прожившие более трёх веков в изоляции, они являются последними хранителями и наследниками истинных сибирских традиций и духовности. 

– Мы должны были отследить динамику развития или уничтожения этой культуры, сравнить с тем, что видели десять лет назад, когда были в тех местах в последний раз, – объясняет Галина Витальевна. – Русские староверы жили там поколениями, и до сих пор в сёлах живут представители тех фамилий, которые туда пришли несколько веков назад, – Шеметовы, Белоусовы, Житовы...

На верхней Лене осели сразу три ветви пустынников, три «толка» – странники, часовенные и веры кефалической. При этом веры они придерживаются одной и той же, но настолько в мелочах расходятся в обрядовой стороне быта и религии, что между собой живут очень отчуждённо и недружелюбно – например, даже если проходят мимо поселения другого «толка», то никогда не заглянут в гости. Всего енисейские пустынники насчитывают четыре общины, примерно сотню человек, около трети – маленькие дети. Сейчас их становится меньше, а ещё десять лет назад было вдвое больше. Молодёжь уходит в большой мир.

енисейский край

Негостеприимные отшельники

Когда экспедиция достигла деревни Усть-Кемь Енисейского района, трое участников остались в ней из-за трудностей пешего перехода, а Галина Афанасьева-Медведева с проводником, на лыжах отправилась дальше, к старообрядческим поселениям. И ещё через несколько дней достигла Безымянки – небольшой, в двадцать дворов, деревеньки часовенных староверов, не имеющей собственного названия, на берегу реки Кемь. Название этого «толка» произошло от того, что жители поселения молились не в молельном доме, а в собственной часовне. Ещё дальше в тайге жили на отдалённых заимках в несколько домов странники и в скитах  одинокие отшельники.

– Мы подходили к деревушке днём, шёл снег, – вспоминает Галина Афанасьева-Медведева. – Подошли к дедушке Иллариону Пудовановичу. Они дают детям старые русские имена по святцам – Пудован, Сильвестр, Мавра, Импинет...  Помните, в «А зори здесь тихие» было Легонтово озеро – это гидроним от старорусского имени Легант, нам встречались и такие. Они носители старой культуры. Заходишь в дом – как в семнадцатый век: все крестятся у порожка… А дедушка Илларион со мной общаться отказался. Они все так: тебя не видят, смотрят сквозь тебя, ты им не интересен.

– Почему такое отношение к чужакам?

– Они брезгуют мирскими. Пример на уровне быта: есть такой обычай – всегда закрывать воду. Чашки, крынки, вёдра, ковшики – всё закрывается крышками, открытая вода никогда не стоит. Я спрашиваю у бабушки: «Почему?» Она отвечает: «А чёрт купается в них!» А мирские этого не понимают, поэтому они «грязные», живут по соседству с чёртом. Староверы даже посуду стараются мыть в проточной воде в реке  – там ангелы купаются. Приносят её домой, сразу закрывают – и она святая, в ней ангелы остаются, охраняют её. Это верование определяет бытовое поведение, формирует взаимоотношения людей – если ты не понимаешь этого сам, то и не надо с тобой общаться.   

– Вы там уже были десять лет назад, знаете этот обычай. Сидите за столом, чай пьёте, и если кружку закрываете, и к вам другое отношение?


– Ну что вы! Мы с ними чай за одним столом не пили, мы мирские, а значит,  грязные. В некоторых домах мы видели отдельные столики для чужаков, стоят в чулане. Чужих с собой не садят – приносят этот столик и накрывают отдельно. И посуду для мирских держат отдельную и отдельно, на полочке в кладовочке, – попросишь попить, тебе в специальный стаканчик нальют, унесут и тут же тщательно его помоют. Ночевать приходилось в бане – к себе они не пускают на постой.

– Как же вы общались?

– Я их разговаривала, у меня есть свои специальные методики. Привозила им обязательно подарочки – чай, конфеты. Чай у них очень ценится, это хороший подарок. Раньше, когда у нас был дешёвый текстиль, платочки привозила бабушкам…

енисейский край. деревня


Особый говор, вымирающий язык

Пересказать это невозможно, поэтому лучше дать слово самим пустынникам. Они рассказывают:

«Мы всю жизнь в работе. Ни отдыха, ничё же не было. Валдохали и валдохали. И родить-то некогды было. У нас даже от, одна женска, у ей стоко много ребятишек было. Дак она и на работе рожала. Ехали, на заимке они были, мне-то, я ешшо небольша была, мама тоже там, молотили хлеб. Вечером нету и нету мами, нету и нету. Я:

– Это чё же тако?! Мами нету и нету. Чё же сделалось?

Ну, чё?! Ужну сварила каку могла, потом она приходит. Я грю:

– Мама, а ты чё так долго-то?

А она гыт:

– Ой, не говори. Марфушка, – гыт, – родила.

Я говорю:

– Где?

Она гыт:

– Да вот, половина дороги проехали, – говорит, – и родила.

Она там, у ей схваточки начались, а она звеновому-то сказала:

– Мне нады домой.

А он гыт:

– Ну, потерпи до вечера.

Потом они поехали домой-то, до половины доехали, а четыре километра же ехать-то надо было. Они два километра проехали, а она маме моёй говорит:

– Авдотья, я ведь рожаю.

Она гыт:

– Да ты чё?!

Ну, мама сняла с себя юбку (а было-то уж осенью, холодно было), пальтишонко сняла, юбку сняла, но она родила, да и они завернули ребёнка да и поехали дальше, домой поехали. Ребёнок потом этот умер…

Она сама, эта женшшина, рано умерла. Дети у ей маленьки остались. Она после того всё равно ешшо родила девчонку».

«Раньше-то чё?! Каку мало-мальну одежонку оденешь, чирчишки, гармошку в руки – и пошёл! Мой-то дедушка гармонист, балалаечник, Иннокентий-то. Молодой же был. За нём девки бегали – ой-ё-ёй! Ну, вот он у нас и игрок был! Полянки были, чуть завечереет – все на полянке на этой. В лапто играли. А счас только ходить пить. Страмщину всякую, да пиво пить, да всё».

«Покос когда был, бабы-то браво одевались, чистенько. У нас платки были одне красные. Тут одна у нас Арина Ивановна была старшая:

– Вот, девки, давайте, все платки берите красные на покос.

Они какие-то толсты, и вот поглядишь: красно, все в платках косили-то, со стороны-то браво-то как! Враз-то вот так вот. И не уставали ничё, вот тоже мы тут с песнями ездили. С песням! Туда-то уедешь на покос-то всяко-разно, а вечером-то уж как только на ходок вот этот сели, на коня, и поехали, запели. Запевалы были у нас.

И кофточки шили к покосу, юпочки. Ешшо так было, вот в юбке этой приедешь, снимешь её, а там нижние у нас юбки ешшо были, вот в той мы косили. А потому что болото-то, до колена в воде, она к вечеру-то уж, юбка-то, коробом стоит. Замоешь её, назавтра опять её одеёшь, а эта уж чистенькая у тебя, чёренькая юпочка. Всё чёренькие юпочки шили. Но кохточка-то белая».

Неприхотливые в быту

Енисейские староверы иркутским фольклористам  известны лет двадцать. Узнают о них от жителей тех деревень, куда они выходят менять добытое мясо, ягоды, травы и орехи. Меняются они на муку и ткани.

– Как вы их находите?

– Ну, например, там, где Кемь впадает в Ангару, стоит деревня Фомка. Я там часто бываю, ночую,  расспрашиваю людей. А староверы приходят туда, занимаются меновой торговлей. Они же живут охотой, собирательством, земледелием и животноводством. Много среди них битоков – бьют орехи. Мне об этом рассказывают местные, я нахожу проводника – и в дорогу.

В Безымянке Галина Витальевна прожила неделю. Когда уходила,  никто не провожал, ушла – и слава богу. Дальше двинулись вдоль по Кеми, по тропам. Через сутки пути  нашли другое селение. Там, в тайге,  живут странники –  отдельно, по несколько фамилий, подальше друг от друга. Называют их так за склонность к перемене мест: они живут заимками, а когда зверь уходит или шелкопряд вдруг выест тайгу – кочуют дальше. Общаются с мирскими они ещё неохотнее. Проводник даже сначала отказывался вести экспедицию к ним на заимки.

А самые крепкие верой уходят далеко в скиты, живут по одному в землянках, большую часть дня самоотрешённо коленопреклонённо молятся за всех остальных. Они питаются в основном подножным кормом, но могут заниматься и охотой, это не запрещено, но  с некоторыми ограничениями – нельзя есть «лапчатых». Так называют животных, у которых, по мнению пустынников, след лапы совпадает со следом чёрта – «чёртова лапа». Такая лапа есть у зайца и медведя. С чужаками затворники не вымолвят ни слова – боятся замараться.   

В скитах живут сами по себе. У странников правит глава фамилии. А в деревне часовенных существует выборный староста и порядок устанавливается нормой обычного права. То есть царит самосуд. За воровство лошади, например, на вора накидывают лошадиную шкуру и так ведут через посёлок. Прелюбодеев бьют жестоко, розгами. Но преступления в этих краях редкость, потому что порядок установлен верой, а не светскими властями. 

В быту пустынники живут очень просто и неприхотливо. Технику не признают,  да и света у них нет. Радио не слушают, так как нет батареек. Машин нет, так как нет бензина. Ритм жизни определяется ходом солнца и содержанием скота – встают затемно перед первой дойкой, с заходом рано ложатся спать. Документов тоже нет, поэтому и в армию их не забирают. Власти о них не столько знают, сколько догадываются, как они там себе живут.

Такие одинаковые и такие разные

Необычно отношение старообрядцев к браку. Поскольку живут они изолированно, жениться приходится на ограниченном количестве соседних фамилий. И в каждой семье очень точно знают «семь суставов» – семь семейных колен, их считают по суставам руки от плеча до сустава пальцевых фаланг. Если две семьи породнились, то в следующий раз, чтобы сохранить своё генетическое здоровье, их дети могут жениться между собой только после «семи суставов», через семь поколений. Сына или дочь могут отдать «на Тасей» – небольшие группы уехали искать новые земли и осели на реке Тасей, последнем левом притоке Ангары. При этом женятся тоже только между членами своего «согласия», или «толка», но никогда не случается свадеб между часовенными и странниками.    

Когда человек рождается, на него надевают крест и пояс. Пояс имеет обрядовое значение, его с ребёнка первые три года вообще не снимают. Даже когда идут в баню, надевают его на голое тело – это оберег, это круг. Куда бы они ни направлялись, всегда в поясах – у мужчин потоньше, у женщин чуть шире. Называют «опоясья», или «опояски». Взрослые их красиво ткут, вышивают, украшают.

Понять суть неприязни между «толками» очень сложно – придерживаясь одной веры, они расходятся в мелочах при проведении обрядов. Например, при крещении ребёнка часовенные погружают малыша в воду с головкой, полностью. Странники считают, что достаточно слегка окунуть. Но все они категорически против обрызгивания, принятого православной церковью. Часовенные саван шьют иголкой вперёд, кладут стежок от себя. Странники – на себя. У странников саван может шить только молодая, незамужняя, нерожавшая девка. У часовенных, наоборот, шьёт старушка или замужняя женщина. Из-за несходства в таких мелочах между собой разные «толки» совсем не общаются и при встрече держатся неприязненно. 

В Иркутской области последняя группа была в Тайшетском районе, но сейчас они уже полностью растворились в местном населении. Но и на верхней Лене эта культура уходит в прошлое. Уже сейчас нельзя найти песенников и сказителей, остаётся всё меньше носителей вербальной культуры, так называемых говоров.

Сохранился только обрядовый фольклор: как проводить по старой традиции свадьбы, похороны, крещение.

– Я думаю, уйдут последние старики – и эта культура исчезнет безвозвратно. А это – золотой запас духовности страны. Они носители нравственных ценностей, они очень чётко их представляют, – печально подводит итог поездки Галина Афанасьева-Медведева. – Молодёжь уходит в другие деревни, замуж выходит в граничных деревнях за мирских, они ассимилируют. Остались старики и дети, и эти дети точно уйдут из этих мест. Этот процесс необратимый – через два поколения, через полвека староверы исчезнут.   Деревни и скиты опустеют, это будет мёртвая зона. Нужно успевать ездить к ним и записывать за ними. 

Берт Корк, Иркутский репортер

Другие статьи на ту же тему:


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru