31.05.2011 | Зачем корпорации тратят деньги на защиту природы
Бутылки из шелухи, пылесосы из пластиковых бутылок, фонари, безопасные для бабочек, и другие нехитрые способы расположить к себе потребителя. Такие корпорации, как Philips, Electorlux, Nokia, Coca-Cola и PepsiCo тратят деньги на исследования растительных материалов и способов переработки мусора и рекламируют свою продукцию как экологически чистую. Кто платит за все? Как всегда, потребитель.
Фонари Philips
фото предоставлено пресс-службой
В 2005 году подразделение корпорации Philips Lighting разработало специальных системы освещения, не привлекающие внимания представителей животного мира и пернатых, в частности в ночное время. Вскоре вместе с нефтяной компанией Shell, изучавшей влияние морских платформ на миграцию птиц с начала 1990-х годов, Philips запустила совместный проект под названием ClearSky. На опытной нефтяной платформе в Северном море, неподалеку от побережья Нидерландов, установили специальные лампы, не привлекающие внимания и не дезориентирующие перелетных птиц. Сейчас система ClearSky функционирует на двух морских платформах и нескольких конструкциях на побережье. Компании ведут переговоры о применении системы в ряде крупных береговых проектов.
Телефоны Nokia
фото предоставлено пресс-службой / Nokia
Экологическая революция в корпорации произошла в 2006 году. Nokia прекратила использовать ПВХ при производстве телефонов, зарядных устройств и гарнитуры и запустила программу утилизации We:Recycle. В 85 странах мира во всех салонах и сервисных центрах поставили корзины для сбора ненужных телефонов. 80% материалов старых устройств идет в переработку, затем сырье используется в производстве мебели, музыкальных инструментов, бытовой техники и даже зубных протезов. Оставшиеся 20% сжигают или используют в строительстве. В 2007 году корпорация представила первую официальную «экологичную» модель телефона 3110 Evolve, корпус которого наполовину сделан из биопластика. Еще через два года производитель отказался от использования соединений брома, хлора и сурьмы. Год назад Nokia ввела экологические паспорта для всех своих телефонов. К каждому устройству теперь прилагается документ с информацией о материалах, потреблении энергии и способах переработки.
Пластик для бытовой техники Electrolux
фото предоставлено пресс-службой / Electrolux
Несколько лет назад компания Electrolux придумала новый способ пополнять запас пластика для производства техники. Она начала финансировать проект по сбору и переработке океанического мусора. Сейчас проект Vac from the sea действует в открытых акваториях — Тихом, Атлантическом и Индийском океанах, а также Средиземном, Балтийском и Северном морях. Сбором мусора занимаются работники экологической группы 5 Gyres и отобранные по конкурсу волонтеры. Донный мусор собирают профессиональные ныряльщики, прибрежный — волонтеры. Из океанического мусора Electrolux изготавливает пылесосы-концепты. Они не продаются, а используются в рекламных целях. Сейчас у производителя есть почти полсотни заявок на покупку демонстрационных моделей для аукционов, выставок и экологических акций. Для финансирования проекта Electrolux выпустила в продажу «зеленую» линейку пылесосов, сделанных на 55-70% из переработанного пластика. Все они имеют прототипы среди обычных пылесосов: Ultraone, Ultrasalencer, Ultraactive, Ergospace и Jetmaxx. Отчисления от каждого проданного экопылесоса идут на сбор мусора в океане. По данным Electrolux, объем продаж «зеленых» версий превышает показатели традиционных моделей.
Бутылки PepsiCo
фото предоставлено пресс-службой / PepsiCO
PepsiCo старается не отстать от своего главного конкурента и в области экологии. В марте 2011 года компания объявила о создании первой в мире пластиковой бутылки, полностью сделанной из растительных компонентов. Новый продукт полностью подлежит вторичной переработке. Материал получен из проса, сосновой коры и шелухи зерновых культур. Специалистам компании удалось создать молекулярную структуру, полностью схожую с полиэтилентерефталатом. В будущем компания хочет использовать для изготовления бутылок кожуру апельсинов и томатов, овсяную шелуху. Новая бутылка не отличается от обычной ни внешне, ни по потребительским качествам. Компания запустит новую версию бутылки в пробное производство в 2012 году. Если проект окажется успешным, то экобутылку будут производить в массовом порядке. Также PepsiCo производит для своего бренда Aquafina облегченные бутылки, где используется в два раза меньше пластика, чем в обычной бутылке аналогичного размера. Это самая легкая полулитровая бутылка, производимая в США. В России компания производит облегченные бутылки с 2009 года.
Бутылки Coca-Сola
фото предоставлено пресс-службой / Coca-Cola
На зимней Олимпиаде в Ванкувере в 2010 году Coca-Cola устроила экологическое шоу. Сотрудники компании, наряженные в фирменную одежду, изготовленную из переработанных пластиковых бутылок (на каждой вещи было написано, сколько бутылок истрачено), представили общественности первую в истории бутылку, на треть состоящую из растительных материалов. Основой «биологической» составляющей бутылки стал этанол, полученный из бразильского сахарного тростника.
Экобутылку запустили в производство в США и Канаде, где в прошлом году было продано 2,5 млрд бутылок-новинок (в 2011-м продажи планируется удвоить). Это позволило Coca-Cola заметно сократить использование полиэтилена. Объем пластика, от которого удалось отказаться, эквивалентен 30 000 метрическим тоннам углекислого газа или 3 млн галлонов бензина.
Очевидно, у природоохранных начинаний есть и экономическая подоплека. С 2007 года в Северной Каролине работает крупнейшее в мире предприятие по переработке бутылок, которое обошлось производителю в $60 млн. Аналогичные мощности есть в Мексике и Австралии. «Мы делаем так потому, что это лучше и для окружающей среды и для бизнеса. Лучше бесконечно перерабатывать сырье, чем терять его при уничтожении», — говорят в Coca-Cola.
В России экобутылки пока не производятся. Компания планирует сотрудничать с комитетом по подготовке Олимпиады в Сочи и организовать процедуру сортировки мусора в нескольких муниципальных образованиях.
Ботинки Timberland
фото предоставлено пресс-службой / Timberland
Первую модель специальных экологичных ботинок Earthkeepers компания Timberland представила в 2007 году. Стельки и шнурки были изготовлены из переработанного полиэтилена, а подошва на 50% состояли из резины от старых автомобильных покрышек. Модель стала пользоваться успехом, и Timberland разработала полную коллекцию Earthkeepers: ботинки, туфли и сандалии. Экомодели практически не отличаются по цене от аналогичных моделей, сделанных из традиционных материалов, имеют близкий срок службы и могут подвергаться ремонту.