Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

24.09.2009 | Правильный подход

Собака – существо высокоразвитое. Вследствие этого хорошо поддающееся дрессировке и легко приспосабливающееся почти к любой обстановке.

Собака – существо высокоразвитое. Вследствие этого хорошо поддающееся дрессировке и легко приспосабливающееся почти к любой обстановке.

Однако воспитать и грамотно поставить послушание собаки можно лишь с помощью правильной дрессировки. В этой статье мне хотелось бы осветить некоторые способы и виды дрессировки.

Над разъяснением термина «обучение» долгие годы бьются биологи и специалисты в области психологии, но окончательный ответ не найден и поныне. Тем не менее из всех существующих объяснений можно с достаточной долей уверенности вывести одно заключение: обучение есть изменение поведения, основывающееся на приобретенном опыте. Однако для различения собственно обучения и схожих с ним естественных образовательных процессов следует обозначить некоторые определения. Таким образом, под обучением мы будем подразумевать получение информации посредством повторения, подкрепляемого позитивными и негативными реакциями, в результате которого достигается изменение поведения. Этот процесс в принципе продолжается на протяжении всей жизни, но привычные стереотипы могут со временем и исчезать при отсутствии закрепительного повторения.

Все прочие процессы, в ходе которых животное приобретает некоторый опыт мы обозначим как «сходные с обучением». Таковыми являются взросление, становление и привыкание.

Становление включает в себя получение и сохранение информации в четко определенный период жизни собаки, так называемой «восприимчивой фазе» (приблизительно 4–16 недели жизни). Опыт, приобретенный в это время, даже в результате единственного происшествия остается в памяти собаки на протяжении всей жизни и является необратимым.

Изменения поведенческих особенностей в ходе взросления не являются приобретенными и являются лишь естественным следствием развития психики животного.

А привыкание происходит вследствие различий ожидаемого и реально происходящего, что и отпечатывается в сознании собаки. Поэтому такие изменения и не могут считаться «истинным» обучением в контексте его вышеприведенного определения.

Степень обучаемости собаки во многом зависит от ее способностей. Различают генетические, приобретенные и развитые способности. Их сочетание и обуславливает границы возможного обучения.

Гентически заложенные способности, которые необходимы собаке для выполнения определенных упражнений, называют врожденной обучаемостью. Они и определяют предел в обучении конкретной особи данной породы. Наряду с двигательным аппаратом, нервная система также является важным фактором для обучения собаки. Так, например, отдельные породы собак имеют врожденную предрасположенность к работе с использованием чутья. Вообще направление обучения во многом определяется происхождением породы, то есть тем, для чего она выводилась.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Различают много форм обучения. В первую очередь – это обучение обязательное и факультативное. Все образовательные процессы могут быть разделены на эти две категории. На подкатегории можно разбить такие формы обучения, при которых получение опыта происходит путем намеренного воздействия человека на те формы контакта с окружающей средой, в результате которых опыт приобретается естественным путем. Все эти виды обучающих процессов хотя и четко разделены между собой, могут в отдельных ситуациях пересекаться. Часто именно сочетание нескольких форм обучения и дает нам желанный и долгожданный результат.

Обязательное обучениие

Такое обучение необходимо для выживания отдельной особи. Большинство врожденных стереотипов шлифуются в ходе правильного обучения, что и является залогом приспособления собаки к внешним обстоятельствам. У молодой собаки это обучение происходит в соновном в рамках игрового поведения. В общении с соплеменниками щенок обучается взаимодействию с себе подобными, добыче пропитания, отстаиванию собственного положения и еще многому другому.

Факультативное обучение

В отличие от обучения обязательного, факультативное не является жизненно необходимым. К факультативным можно отнести специфические нюансы и тонкости в дрессировке.

Латентное обучение

Латентное обучение – обучение, происходящее у собаки неосознанно и без особой мотивации. Такое обучение ничем не подкрепляется и поэтому его результаты не проявляются столь отчетливо. В случае же осознанного подкрепления приобретенных подобным образом навыков, прогресс в дрессировке становится очевидным. Из этих перемен и становится ясным, что основы этих знаний были приобретены уже давно.

Кинэстетическое обучение

Кинэстетическим называется обучение, в ходе которого в процесс дрессировки включаются физические подсказки. Так, например, обучая собаку команде «сидеть!», натасчик, отдавая команду, слегка надавливает на крестец собаки. Впоследствии отдача подобной команды станет ассоциироваться с необходимостью приседания, что и приведет к желанному результату.

Оперантное обучение

Этот вид дрессировки основывается на изменении определенных поведенческих особенностей. Происходят эти изменения в результате поощрения или наказания собаки за определенное действие. Иначе этот метод можно назвать методом кнута и пряника. В ходе подобного обучения собака четко усваивает, какое поведение в конкретной ситуации будет правильным и удовлетворит ожидания хозяина.

СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ИНТЕЛЛЕКТ

Собаки редко бывают сметливыми, когда речь идет о преодолении искуственных преград на пути к желанной цели. Поясним: выставив заграждение перед вожделенным для собаки куском пищи, в большинстве случаев мы увидим, как собака пытается прогрызть загородку, либо сделать подкоп, не сразу догадываясь, что можно просто ее обойти. Способности к обучению во многом определяются еще и расовыми особенностями, то есть тем, для чего была выведена конкретная порода. Так, например, служебные собаки в большинстве своем более способные ученики, нежели собаки охотничьи, в которых от веку воспитывалась самостоятельность в работе. Также и другие собаки, основной упор в селекции которых делался на выделении конкретных способностей и умений (например, борзые), будут сложнее в постановке и отработке послушания. В интуитивном же разрешении сложных ситуаций все происходит с точностью до наоборот. В ходе все тех же опытов с загородкой быстрее всех к правильному решению пришли именно охотничьи породы собак и, в частности, терьеры, в то время как служебные собаки в растерянности смотрели в сторону человека, ожидая распоряжений. Отсюда выводим следующее заключение: между врожденным интеллектом и обучаемостью нет никакой связи.

ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ЖИЗНИ

До сих пор царит убеждение, что первое, что следует выучить собаке, это команды «сидеть!», «место!» и «к ноге!». Собаки, знающие эти команды, считаются предварительно обученными и готовыми к «взрослой» жизни. Увы, но необходимость выработки адекватного поведения в социуме в ходе начального обучения чаще всего недооценивается.

Это является зачастую фатальным, так как собака в первую очередь должна научиться взаимодействию с человеком в целом и с хозяином (ведущим) в частности. Очень важным является то, что собака должна твердо усвоить превосходство человека в любой ситуации. И в обязанности человека входит не только бережное обращение со своим подопечным, но и разумное ограничение его в каких-то ситуациях.

На фоне сравнительной легкости обучения человек порой не осознает, что взаимодействие собаки с человеком выработать намного сложнее. Во многом взаимопонимание основывается на поощрении едой и вербальном подкреплении правильных действий вашего питомца. Простейшие команды не только можно, но и нужно поощрять едой. Впоследствии же, в ходе взросления, собака все меньше нуждается во вкусовых подкреплениях, и словесное одобрение выступает на первый план. Этот переходный момент и должен почувствовать дрессировщик.

Чем взрослее становится собака, тем больше она начинает задумываться о правильности тех или иных своих действий. Вот тут-то и нужно переходить от вкусовых к вербальным поощрениям. Сложные навыки не следует закреплять едой, лишь словом. Это и послужит ориентиром для вашего подопечного.

Тенденция собаки оринтироваться в своем поведении не только на сродичей, но и на человека и обуславливает необходимость реагирования со стороны ведущего – либо негативного, либо позитивного. Таким образом, затверженные однообразные реакции человека все более обесцениваются собакой и превращаются для нее в формальность. Разнообразие поощрений со стороны человека гораздо в большей степени обусловит уважение собаки к дрессировщику.

Собаки вследствие своих генетических особенностей обладают значительными способностями к приспособлению. Это и является основой для выработки взаимопонимания в тандеме «собака–человек». Правильная дрессировка даст вам возможность получать истинное удовольствие от общения и совместной работы с четвероногим другом.

Юрий Захматов
Фото Владимира Киселева

Опубликовано в: "Российская Охотничья Газета" №39(791) от 22.09.2009

««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru