Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

21.02.2014 | Мастер-оружейник: Нож - это абсолютно мистический предмет

Мастер-оружейник Балаш Акперов - мастер на все руки: он сам кует лезвия, сам гравирует, сам режет рукоятки из кости и дерева и сам иногда шьет ножны из кожи. По его словам, основной отличительный признак готового оружия - его серийность. А авторское оружие - это уникальное явление в мировой культуре, оно призвано не ранить и убивать, а радовать и восхищать красотой и работой мастеров.

Мастер-оружейник: Нож - это абсолютно мистический предмет

С Балашем Мамедовичем Акперовым мы встретились чисто случайно. Идя по вернисажу в Измайлово в Москве, я вдруг увидела прилавок с потрясающей красоты охотничьими ножами, кортиками, кинжалами, на которых буквально лежал отблеск восточной исторической традиции, каждая вещь обладала четко выраженным этническим привкусом в дизайне. Мой собеседник оказался не просто торговцем, а мастером-оружейником, настоящим художником по металлу, выпускником сначала Нижегородского (Горьковского) художественного училища, а потом ЛВХПУ им. Мухиной по кафедре художественной обработки металла. Участвовал в многочисленных художественных выставках, таких, как "Московская международная оружейная выставка", "Современное художественное оружие", "Клинки России", "Современное авторское холодное оружие", является членом Гильдии мастеров художников-оружейников. Балаш Акперов - мастер на все руки: он сам кует лезвия, сам гравирует, сам режет рукоятки из кости и дерева и сам иногда шьет ножны из кожи.

- Как вы стали оружейником? Наверное, это семейное?

- Ничего подобного! Мои родители - инженеры-строители, к оружию отношения не имели никогда. Но когда я был еще подростком, мы гостили у своих родственников в Дагестане. И вот там я влюбился в холодное оружие. Но если вы подумали, что там на роскошном персидском ковре висели какие-нибудь экзотические ятаганы, то все совсем наоборот - совершенно мирная семья сельских тружеников, глава которой читал все, что попадалось ему под руку. Однажды ему в букинисте попался под руку импортный художественный альбом "Оружие Азии". Он привез альбом домой, и вот его-то я и увидел. Там было много чего интересного, но мне запомнились туркменские ножи. Сначала они показались мне простоватыми, почти примитивными. Но когда я присмотрелся, то оценил их оригинальный дизайн. Изящные, отделанные без излишней роскоши, функциональные и компактные. А я к тому времени увлекался рисованием, оканчивал художественную школу, так что мог оценить... Еще один нож, который покорил мое сердце, был узбекским. Корча назывался - с ударением на последнем слоге. Это узбекское название ножей вообще. Такой оригинальный, такой весь из себя ориентальный, гравированный, эмоционально наполненный, запоминающийся, очень этнический. И я сказал отцу: я буду делать такие ножи! Отец только хмыкнул, потому что я сначала водителем мусоровоза хотел быть, потом полярником, потом моряком, потом артистом, а теперь, видите ли, ножеделом - так он меня назвал. Но я на самом деле стал этим самым ножеделом и счастлив!

- Как вы относитесь к мнению, что орудие убийства и искусство - вещи несовместимые?

- Все в этом мире неоднозначно. Орудием убийства может быть и вилка, и отвертка. А кинжал, ятаган, сабля - изделием декоративно-прикладного искусства. Или вот, к примеру, охотничьи ножи, которые я так люблю. Вот как его рассматривать, если он изготовлен в единственном экземпляре настоящим мастером, художником-оружейником? Ведь представленные на ювелирных и оружейных выставках предметы холодного оружия и охотничьи ножи - настоящие произведения искусства, имеющие высокую культурную ценность. Вы сами ими любуетесь и восхищаетесь, а я в вас что-то не заметил склонности к насилию!

- С точки зрения Уголовного кодекса как рассматривается в России изготовление оружия?

- В данный момент правовое положение физических лиц, являющихся дизайнерами оружия, на самом деле сложно. Российское законодательство относит художественную отделку оружия к производственному циклу. А отсюда следует, что поскольку художественная отделка есть производство оружия, то, следовательно, она на основании статьи 9 Федерального закона РФ "Об оружии" подлежит лицензированию. Срок действия этой лицензии три года, он впоследствии может быть продлен на пять лет. По идее, дизайнер оружия как лицо физическое не вправе самостоятельно заниматься художественной отделкой оружия. Он обязательно должен либо работать по контракту в фирме, занимающейся производством оружия, либо сам организовать такую фирму. Я работаю в такой фирме, у которой есть лицензия. Есть только одно "но": при художественной отделке оружия (любого, даже огнестрельного) нельзя вносить конструктивные изменения в его основные части и нужно обязательно сохранять технические и криминалистические характеристики оружия. Еще одно "но": при художественной отделке оружия могут применяться драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни. Соответственно, частному лицу это просто не по карману. И тут снова помогает работа в фирме. Частным порядком я занимаюсь отделкой оружия, но не применяю драгоценных металлов и камней. Даже полудрагоценные камни типа яшмы - это дорогое удовольствие. Плюс чисто психологическое опасение - упадет, отколется кусочек или трещина пойдет. Поэтому я часто использую микарту, это такой текстолит из эпоксидной смолы и плотной хлопчатобумажной ткани типа джинсовой. Я ее сам делаю, хотя можно и заводскую брать. Вещь получается буквально не убиваемая, рукоятку из нее хоть об асфальт бей! Плюс интересная фактура выходит - типа рисунка дерева. Да, смотрится, конечно, попроще, чем слоновая кость, зато практично. И тут опять же как сделать, все зависит от рук и фантазии. А фантазию можно включить на полную катушку!

Один раз мой отец ходил и ныл: где мои любимые шерстяные носки? А я ему с довольным видом показал новый охотничий нож, в котором рукоятка была сделана из его продырявившихся носков. Тут может даже талисман получиться, если использована часть какой-то вашей любимой одежды, которая пришла в негодность, но выбросить жалко. Но этот материал - не для коллекционного или выставочного оружия. Это так, для себя и друзей поделки. Для рукояток ценного оружия я использую кость, рог, дерево твердых пород. Инкрустирую перламутром, янтарем. И получается, смею надеяться, не хуже, чем с применением драгметаллов и камней. Но если заказчик приносит свои материалы, я могу сделать из чего угодно, хоть из серебра с гравировкой и прочими хитростями. Но если вернуться к вопросам законодательства, то есть и другие сложности. Еще когда разрабатывались "Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему", то стало понятно, что некоторые положения в действующем Федеральном законе "Об оружии" нуждаются в уточнении и изменении. К примеру, в статье 1 отсутствуют развернутые определения коллекционирования и экспонирования оружия, в то время как в сам оборот оружия эти понятия включены. Художники-оружейники однозначно считают, что этот пробел в законе нужно устранить, включив в него определение оружия, представляющего культурную ценность, на которое не распространяются эти "Правила..." и оборот которого должен определяться отдельным Постановлением Минкульта РФ. К оружию, имеющему культурную ценность, должны относиться антикварное и авторское художественное оружие. И тут необходимо сразу отделить авторское художественное оружие как произведение искусства от художественно украшенного готового оружия.

холодное оружие, авторское оружие, мастер оружейник, изготовление холодного оружие, как сделать нож, ножи, ножи охотничьи, изготовление ножей, ножи фото, лучшие ножи, нож своими руками, дамасские ножи, дамасская сталь ножи

- А как его отличать?

- А тут все как раз просто: основной отличительный признак готового оружия - его серийность. Лишь потом оно художественно оформляется. К примеру, штучное охотничье ружье высокого разбора с художественной отделкой, образец которого занесен в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия. Такое ружье может иметь резной приклад из ценных пород дерева, ручную гравировку. И оно тоже имеет художественную ценность, но, в отличие от авторского, производится серийно или малыми партиями. Так что разграничить эти две категории оружия при искусствоведческой и историко-оружиеведческой экспертизе не представляет особой сложности.

- Так получается, что вопрос о дизайнерах оружия, не связанных с производством самого оружия, с юридической точки зрения пока решен не в их пользу?

- Пока да. Но мы ждем.

- Членство в Гильдии мастеров художников-оружейников помогает?

- Еще бы! Потому что одной из главных задач Гильдии, хоть она и общественная организация, как раз и является юридическое признание понятий "художник-оружейник" и "оружие, имеющее культурную ценность". Мы очень надеемся, что все существующие противоречия в Федеральном законе "Об оружии" будут убраны. Гильдия вообще очень полезная организация не только с точки зрения юридических моментов, но и культурных. Потому что даже в уставе Гильдии есть такие пункты, как поиск новых мастеров, поддержка для них, возрождение и развитие культуры обращения, то есть использования, и коллекционирования оружия, имеющего культурную ценность, и самое, на мой взгляд, главное - это изучение культурного оружейного наследия государств, направленного против использования оружия как способа разрешения конфликтов. То есть оружие против насилия, жестокости и разжигания национальной розни.

- Парадоксально! Оружие - против войны!

- Это то, с чего мы начали. Оружием не обязательно убивать людей! Им можно просто любоваться и использовать на охоте. А авторское оружие - это уникальное явление в мировой культуре! Оно и декоративное, и функциональное, но призвано не ранить и убивать, а радовать и восхищать красотой и работой мастеров. Если оно выполнено с душой, то как бы аккумулирует в себе всю эстетику старинного оружия. Я помню, как председатель Гильдии Геннадий Соколов сказал, что в авторском оружии воплощена душа мастера, оно практически живое, а вовсе не бездушный механизм, созданный для убийства. И если мы своим творчеством сможем отогреть душу современного человека, то тогда в обществе насилия станет меньше. И потом, не надо забывать и о том, что даже в древности оружие было не только для убийства! Оно было ритуальным, церемониальным. И такое оружие всегда было богато украшенным. Богато отделанные мечи, кинжалы всегда были привилегией царей, жрецов и военачальников. Это были культовые вещи и к ним относились с уважением. Кроме того, холодное оружие - это еще и украшение, единственное украшение, достойное мужчины. Так утверждал еще Проспер Мериме.

- А какой металл вы используете для своих изделий?

- Как правило, сталь. А тут своя сложность: сталей теперь столько, что глаза разбегаются! Это в советские времена выбор был невелик, что нашел, из того и делай. Мне больше всего нравится нержавеющая сталь марки 95Х18 и Х12МФ.

- А дамаск используете?

- На выставочные образцы, на заказные - конечно. Лучше дамаска и булатной стали еще никто ничего не придумал.

- Что вам больше всего нравится делать: сабли, кинжалы, ножи?

- Ножи! Нож - это абсолютно мистический предмет. "Нож - это зеркало вашего сердца", - говорил знаменитый французский коллекционер Симеон Бюскьюре. Вы вот никогда не обращали внимания, что даже если взять обычный кухонный нож, то и в нем есть своя мистика. Хозяйка может работать с совершенно чужими кастрюльками, половниками, сковородками, но с чужим ножом - очень редко. Потому что он чужой. Он ей в руку не ложится, пусть он даже точная копия того, что есть у нее, из того же самого магазина. У любого ножа есть душа. Это - самое старое орудие человека. И самое необходимое даже сейчас. Отправьте человека в лес выживать, устройте ему такого "последнего героя" и не дайте ему нож. Не выживет! А ничего не дайте, только нож - и все будет прекрасно. Нож - он берет на себя душу мастера. Если мастер делал его бережно, с любовью, с душой - вы таким ножом никогда не порежетесь. Опять же вопрос: обращали внимание, что есть ножи, которыми постоянно режешься, и есть, какими никогда не режешься. Почему? Потому что возникает при создании ножа такая вот атмосфера духовности, в которой никогда не порежешься. И именно в такой атмосфере правильные клинковые изделия и должны рождаться. И мастер неизбежно ощущает груз ответственности за свое изделие.

- Как понять, "твой" это нож или "не твой"?

- Если это нож кухонный, то тут, я думаю, никакие советы не нужны. Берете в руку, начинаете что-то делать - и понимаете. С охотничьим все и сложнее, и проще. Его в пять минут не поймешь. С ним нужно уйти в лес. Но сначала его надо выбрать. Вот приходите вы в магазин, там куча ножей, один лучше другого! Ручной работы, дорогие, не очень дорогие. Но глаза разбегаются. Пусть разбегаются, они потом "прибегут" на "ваши" ножи. Попросите их показать, возьмите в руку, покачайте в ладони. А еще лучше - закройте глаза и потрогайте ножи с закрытыми глазами. "Ваш" вам сам в руку прыгнет. И не думайте, что я мистик какой-нибудь! Это все проверено! Но это все, конечно, касается, в основном, ножей ручной работы. По крайней мере, серийных ножей, но декоративно украшенных. Такие ножи наполнены энергетикой мастера. Между ножом и человеком возникает некая сакральная связь, это идет еще из каменного века, от первых наскальных рисунков. Рисунок на рукоятке хорошего ножа, сделанного настоящим мастером, художником - это своего рода заклятие, оберег, талисман, молитва - но не звуковая, а изображенная.

- А что в ноже самое главное, чтобы он или "прыгнул" тебе в руку, или не "прыгнул"?

- Главное - работа кузнеца, сваявшего клинок. Я не оговорился - именно сваявшего. Недаром кузнец в деревне был самым уважаемым человеком и самым - заодно - таинственным. Это словно бы особое племя людей. Кузнец рожает и заряжает клинок. И то, каким клинок получится, зависит не только от любви, но и от состояния его души, его настроения в момент ваяния. Но в любом случае клинок будет похож на "родителя". Второе... хотя тут все главное, нет первого, второго... Человек, который делает нож ли, кортик ли, неважно, должен быть профессионалом. Он должен знать законы, по которым делается холодное оружие. Знать, в конце концов, его балансировку. Но есть еще и интуиция. Вот тут миллиметр убавил, тут прибавил, тут линию так провел, тут так согнул... Почему, спроси, - не ответит. Проинтуичил. И получилось хорошо. Подсознание сработало. Про таких говорят - оружейник от Бога. Ну, и дизайн, та самая красота, которая спасет мир, но которую, похоже, нам самим скоро придется спасать... Вещь, пока не украшена - она пуста, не наполнена пока энергетикой мастера. Именно в рисунке все и концентрируется. Он как бы "собирает" нож, доводит до ума. Здесь соприкасаются мастерство, искусство и немножко магии.

- Какие рисунки были на оружии изначально?

- Если обратиться к каменному веку, то самыми первыми изображениями были, вероятно, просто зарубки - сколько мамонтов или врагов уничтожено. Дальше зарубки превращались в какие-то геометрические простые фигуры. Но самое главное то, что в те времена рисунки, знаки, символы удовлетворяли отнюдь не духовные потребности людей, а служили единственной цели - выжить. Они были прежде всего ритуальными. Да и сейчас на ружьях или ножах гравируют не бантики всякие или глазки с сердечками. Раньше шел очень жесткий отбор рисунков. За долгие тысячелетия было выбрано и отброшено большое количество символов, знаков, и мастер-оружейник замечал, что вот с этим знаком на копье удача на охоте почему-то сопутствует больше, а при том - меньше. Зато в бою с вражеским племенем хозяин этого копья даже не поцарапался, а врагов уничтожил больше, чем другие. И вот уже и его соплеменники рисуют такие же знаки на своих копьях. Так что декор на первом оружии появился не оттого, что жителям каменного века заняться было нечем, или они решили художественный кружок открыть, так тяга к прекрасному замучила. Рисунки были оберегами, и хорошими оберегами - судя по тому, что мы с вами сейчас существуем! За тысячелетия отделка оружия усложнилась невероятно, однако смысл так или иначе остается тем же, что и был. В любом орнаменте или изображении зашифровывается программа на безопасность, на удачную охоту, на победу. Что касается современного авторского оружия, программ, зашифрованных в орнаменте или изображениях, то в данном случае весь нож сам по себе является программой, талисманом или оберегом.

- Но ведь тогда получается, что мастер не должен повторяться! Ведь не может быть одного оберега, повторенного дважды, который помогал бы двум разным людям.

- А настоящий мастер и не повторяется никогда! Зачем повторяться, когда можно сделать оригинальную вещь даже на ту же тему? Если даже не брать энергетическо-эзотерическую составляющую, а говорить только об искусстве, то и тогда повтор говорит только о том, что мастер недостоин называться Мастером, художником. Он ремесленник. И его вещь - не произведение искусства, а хорошая поделка. А вообще-то мы сейчас вышли на очень интересную и болезненную где-то тему. Очень часто бывает, что некая замечательная авторская работа берется за образец, и некая мастерская или фабрика начинает выпускать серию ножей по этому образцу. И что получается? Получается как репродукция картины Шишкина "Утро в лесу" на коробке конфет. Картина - произведение искусства, а репродукция, даже отличнейшего качества, но уже на сотой коробке - уже не искусство. Просто копия. И как бы тщательно она ни была изготовлена, говорить о том, что она чем-то наполнена, не приходится. Не приходится говорить и о том, что на оружейном заводе все, кто там работают - Художники. Изготовление эксклюзивного оружия - удел одиночек.

Но, как вы понимаете, все эти наши рассуждения ценны только для тех, кто признает сакральную составляющую в оружии. Для прочих наш разговор - полный бред. Хотя можно привести такой пример: когда-то, еще до революции, русские офицеры, когда получали кортики, освящали их в храме. Можно задуматься, зачем они это делали, откуда появилась эта традиция? И какое у них при этом было отношение к холодному оружию. Смотрели фильм "Адмирал" о Колчаке? Когда его пришли арестовывать, он отстегнул свою саблю и бросил в море. Он не мог, чтобы ее осквернили руки черни. А пистолет (или чем они там стреляли) спокойно отдал. У нас на Кавказе и в Закавказье было такое же трепетное отношение к холодному оружию.

- На вашем прилавке в Измайлово я видела и кухонные ножи. Кухонные ножи тоже могут быть авторскими?

- А почему нет? Авторский кухонный нож - не роскошь, а насущная необходимость. А то ведь смотрите, что предлагается бедным хозяйкам! Либо однотипная зарубежная продукция, либо скудная российская, либо "эксклюзивные" поварские ножи за сумасшедшие деньги от "Цептер" или "Золинген", которые, скорее всего, сделаны в могучем Китае. А ведь кухонный шинковочный нож человеку нужен гораздо больше и гораздо чаще, чем охотничий. Такой нож часто называют "большой нож шеф-повара". Им можно делать все, даже сыр и рыбное филе резать. И если человеку приготовление пищи приносит удовольствие, то такой нож ему просто необходим. Так почему же его не делать эксклюзивным и красивым? Ведь от соприкосновения с красивой и удобной вещью у человека поднимается настроение, а с хорошим настроением и еда получается лучше, вкуснее и полезнее. А ведь сделать кухонный нож красивым несложно! Его рукоять можно украсить инкрустацией из драгметаллов, перламутра, бивня мамонта, зуба кашалота, моржового клыка... Лезвие можно украсить травлением по металлу и золочением, да и сталь может быть украшением сама по себе, если это нержавеющий дамаск. Но есть один момент: не нужно авторским ножом делать на кухне (и вообще в доме) все подряд - рубить смерзшуюся тушку рыбы или курицы, ударяя по нему молотком, перерезать им провода, вытаскивать гвозди, а также открывать консервы. А то был у меня один случай... Заказал один небедный клиент кухонный нож из стали, из которой делают японские катаны, и долго потом сокрушался, почему этим ножом нельзя работать как топором и зубилом. Он, видите ли, в кино видел, как катаной герой срубил телеграфный столб. После того, как нож отказался разрубить гвоздь "сотку" и затупился, он понес его соседу-точильщику, чтобы тот заточил на наждачном круге. И не надо так смеяться, это не смешно!

- Кстати, о заточке. Можете дать напоследок несколько практических советов, как затачивать ножи. Потому что не у всех есть возможность заказать себе авторский нож, вот поточить обычный нож возникает необходимость у каждого.

- Прежде всего, не ждите, пока он совсем резать перестанет, ведь поправить заточку, когда она только слегка села, дело пары минут. А если довести дело до ручки, то тогда придется снимать гораздо большее количество металла и можно в прямом смысле слова дойти до ручки. Кстати, не отсюда ли берет свое начало выражение "дойти до ручки"?.. Нельзя запускать нож еще и потому, что тупым ножом нанести себе травму гораздо легче, чем острым, как это ни парадоксально. Ведь работая тупым ножом, придется затрачивать гораздо больше усилий! Что касается того, чем точить, то на слуху два варианта: брусок-лодочка и ножеточка со спиралькой или чем-то вроде этого. Первый ножи портит, вторая - не точит. Могу посоветовать опять же два варианта. Первый: ножеточка на основе "Лански". Она помогает правильно выдержать угол заточки. Второй вариант очень простой и действенный: использовать для правки лезвий качественные советские алмазные бруски, где алмазосодержащий слой составляет 2/3 от толщины бруска, а не является напылением, как на китайской версии "настоящих японских мусат". Кстати, если вам повезет и вы сможете достать настоящий японский натуральный точильный камень, это самое то. Только с ним надо уметь работать, потому что он легко крошится. И времени потребуется много - это медленный процесс.

- А как заранее определить, требуется ли ножу заточка, если он пока еще продукты пилит, а не продавливает?

- Посмотрите на режущую кромку, поворачивая нож так, чтобы от нее отразился свет. Если нож в хорошем состоянии, вы ничего не увидите. Допускается, если местами кромка будет слегка отблескивать. Если плохо видите, посмотрите через увеличительное стекло или попробуйте построгать ноготь на большом пальце, не прикладывая к ножу усилия. А самый простой способ - попробуйте заточить карандаш. Нож, который хорошо режет древесину карандаша, ноготь строгает тоже сразу. Нож, который заточен плохо, чинить карандаш отказывается.

О. Буланова


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru