Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

24.02.2012 | Книга из стали: Златоустовская оружейная фабрика

«Златоустовская оружейная фабрика». Так назвал свою книгу о златоустовских оружейниках, не растерявших свое мастерство, автор — историк и эксперт Росохранкультуры по холодному и огнестрельному оружию Юрий Окунцов. Книга впервые предоставляет полную историю единственного в России предприятия, специализировавшегося на производстве холодного оружия.

Такую книгу специалисты и коллекционеры ждали давно: до сегодняшнего дня сведения о производстве образцов оружия, изготовленных в Златоусте, приходилось собирать по крупицам из разрозненных источников. Теперь у ценителей воинствующего металла появилось пособие, обобщающее накопленный вековой опыт. Мы встретились с его автором и поговорили о мотивации труда краеведа, об истории признанного бренда и о судьбе вековых традиций в век информационных технологий.

Кто «довел» до типографии

— Юрий Петрович, без этого вопроса не обойтись: что сподвигло историка-краеведа издать книгу, как решились на такой внушительный труд?

— Все началось с решения написать книгу по истории Златоуста. А в ней должна была быть глава про оружейную фабрику. Работа началась в 1996 году. Тогда я еще подрабатывал сторожем на строительстве храма Серафима Саровского, писал в вагончиках, обрабатывая выписки из архивов. Когда в 2002 году была готова рукопись, пришла мысль выпустить отдельное издание.

— Каков в итоге получился тираж?

— Две тысячи экземпляров — это как расширенное и дополненное издание моей основной книги «Златоуст и златоустовцы». Я решил взять из нее все, что уже было наработано по истории оружия, и расширить эту фактуру, потому что понял: прорабатывать «оружейную» тему надо отдельно. Тут же возникла и проблема: ни местные власти, ни депутаты разных уровней, ни руководители градообразующих предприятий не захотели финансово вкладываться в издательство.

— Долго искали спонсоров «под проект»?

— В 2010 году был юбилей Златоустовской оружейной фабрики. Старейшему предприятию города, с истории которого начинается летопись знаменитой гравюры на стали, исполнялось 195 лет. У нас ведь как обычно бывает: под юбилейные даты быстрее какие-то дела идут, какие-то деньги выделяются… Но тоже ничего не получилось. И тут почти что случайно повезло. Помогли коллекционеры. Тогда, помню, выстроилась целая цепочка контактов и связей, которые помогли выйти на крупного московского коллекционера, предложившего издать книгу за счет собственных средств.

— То есть помог коммерческий интерес?


— Да нет, это было как раз меценатство. Человек, вложивший средства в издание «Златоустовской оружейной фабрики», ведет бизнес в совершенно не пересекающейся отрасли, занимая пост гендиректора инвестиционной компании. Просто увлекается историей, любит холодное оружие, коллекционирует антиквариат…

— Для таких увлеченных людей книга, наверное, и писалась?

— Для всех, кто небезразличен к истории холодного оружия. Таких людей, к слову, не так уж и много в нашей стране.

Полезная летопись

— Значит, за пределы региона издание уже вышло?

— Даже разошлось по российским музеям. Но приобретают его по большей части коллекционеры. Кстати, в Златоусте серьезных коллекционеров точно нет… В Челябинске тоже никого не знаю…

— Книга сама по себе справочник для коллекционеров? Можно ли назвать ее пособием для собирателя?

— Когда пошли отзывы, понял, что можно. Представители Эрмитажа и Государственного исторического музея отметили, что коллекционер холодного оружия сможет найти в книге ответы на многие свои вопросы. Так, например, подробно я попытался воссоздать на страницах технологии производства разного времени.

Много вопросов у коллекционеров традиционно связано, кстати, с оружейными клеймами. Ценители антиквариата всегда обращают на них внимание: место выпуска, фабричное клеймо, год выпуска, клейма артиллерийской приемки, браковщиков, мастеров — и практически никто всех этих тонкостей не знал и не рассказывал в литературе. Но по клеймам я еще не все ответы дал. Сейчас есть заказ со стороны коллекционеров, так что в эту тему надо углубляться и прорабатывать ее еще более детально.

холодное оружие златоустинский оружейный завод

— Будет еще одна книга?

— Может и не книга, но статья или брошюра-то точно…

— Какими источниками, кстати, пользовались, излагая материал?

— «Златоустовская оружейная фабрика» основана на архивных документах. Они очень интересны и обильно цитируются в книге: одно дело — когда автор пишет, и совсем другое — читать подлинник… Хотелось подчеркнуть достоверность сведений.

— Юрий Петрович, а для вас как для историка какие-то «выкопанные» факты стали открытием?


— Открытий было множество. Например, во время гражданской войны в 1919 году златоустовское оружие выпускалось одновременно для «белых» и для «красных». Так получилось, когда Колчак, отступая, распорядился эвакуировать фабрику в Сибирь. Производство было развернуто в Томске, и клинки выпускались с клеймами «Златоустовская оружейная фабрика». А в Златоуст тогда уже пришла Красная армия, и наладила производство с теми же самыми клеймами на технической базе перебазированной фабрики. Единственное, что позволяет сейчас отличить «белое» оружие от «красного» — это символика Народной армии (буква «Н»), которую распорядился помещать на рукоятки Колчак.

— Что это вообще было за предприятие — «Златоустовская оружейная фабрика»?

— Основано оно было в 1815 году как самостоятельное производство. А вот в советское время фабрика работала в качестве одного из цехов машиностроительного завода имени Ленина. Позже, когда масштабное производство холодного оружия было прекращено из-за того, что его сняли с вооружения, цех стал выпускать штучную продукцию, и фактически переквалифицировался на гравировку стали: делали в основном настенные панно.

— А сегодня как обстоят дела с оружейным производством в городе?

— Сейчас оружейное производство возрождается. Помимо фабрики, действует около 50 специализированных мастерских — в основном выпускают украшенное оружие либо сувенирную продукцию: шашки, мечи, шпаги…

Ремесло с оглядкой на рынок

— Бренд «покатился» в сторону сувенирных лавок?


— По крайней мере, возобновилось само производство — и это уже хорошо. В немалом количестве, например, выпускаются всевозможные ножи. Хотя условно их и можно считать оружием, большая часть изготовляемых сейчас ножей официально таковой не является: туристические, рыбацкие, бытовые… Но это далеко не весь спектр — мастерам заказывают и охотничьи ножи, и ножи для спец-подразделений, и кортики.

Здесь все индивидуально: если человеку нож нужен для работы или турпоходов — это один заказ: такое «оружие» особо украшать смысла нет, а главное — сделать его прочным и надежным. Если же это будет подарок или экземпляр для частной коллекции — вариантов оформления тех же ножей множество: вплоть до золочения и драгоценных камней…

холодное оружие златоустинский оружейный завод

— То есть, холодное оружие сегодня — это не конвейер, а штучный товар, почти что эксклюзив? И сколько могут стоить такие вещи?

— По-разному. Некоторые предприятия выпускают ножи тысячами ежемесячно, поставляя их, в том числе, за границу, а параллельно работают по индивидуальным заказам и делают эксклюзивные предметы — стоимость зависит от множества факторов. Но одно могу сказать точно: сегодня коллекционировать качественное холодное оружие — удовольствие не из дешевых. Если клинок не булатный, золоченое изделие можно приобрести в пределах 30—40 тысяч, это, пожалуй, минимум. Булатное оружие будет стоить уже на порядок дороже.

Если брать в расчет рынок антиквариата, там тоже нет усредненных цен. Кому-то повезет, и он купит старинную шашку за 200—300 тысяч рублей, а кто-то отдаст миллион или больше. Суть в том, что это такой же рынок: антикварный предмет может пройти через десяток перекупщиков, прежде чем дойдет до коллекционера с ценником, подросшим за это время в разы.

— Как давно прижился такой уклад с поправкой на рентабельность?

— В начале 90-х годов, когда заводы стояли, а сотни квалифицированных специалистов остались без работы — понятное дело, им чем-то необходимо было заниматься. Вначале появилась первая частная мастерская, которая специализировалась на изготовлении холодного оружия. И уже после того, как увидели, что у нее получается поддерживать стабильный спрос — одно за другим стали открываться частные производства.

— Со своими рынками сбыта?


— Порой сам иногда удивляюсь: сколько за все эти годы было создано изделий — и ведь все они куда-то расходятся… Может, когда-нибудь и наступит такой момент: рынок перенасытится, коллекционеры приобретут все, что только хотели, но это еще очень нескоро. Производители ведь тоже не стоят на месте и постоянно совершенствуют технологии и дизайн. Сейчас за этим следит Гильдия златоустовских мастеров-оружейников, созданная в прошлом году по инициативе губернатора, — для поддержки признанного бренда области. В нее вошли наши ведущие мастерские.

Задачи Гильдии — следить за качеством изделий и за тем, чтобы не было перегибов в художественном плане: было время, когда стремились к тому, чтобы все блестело и золота было много. А если посмотреть на родоначальников оружейного дела 19 века, там все было очень скромно и со вкусом. Еще одна функция Гильдии — сподвигать мастерские совместно выходить на рынки. Так, например, организуются объединенные выставки за рубежом. Недавно успешно съездили в Америку.

— А на нужды военных или силовиков оружейники работают?


— В общем, да. Изготавливают в основном кортики для морских офицеров, таможни, МЧС. Для кавалерийского эскадрона президентского полка заказывали шашки. У нас делали даже оружие для спецподразделений, так называемые «ножи выживания»: они должны заменять и топор, и пилу, и все что угодно.

— Стало быть, спрос есть и затратное производство окупается?


— Если бы не окупалось, многие частники обанкротились. Сбыт падал разве что в кризис: тогда вынуждены были закрыться, кажется, четыре мастерских. Сейчас объемы производства холодного оружия в Златоусте вернулись на докризисный уровень. Число занятых в этой сфере специалистов стало сопоставимо с численностью рабочих на крупных предприятиях — таких, как машиностроительный или металлургический заводы. С одной стороны, эти люди в свое время использовали шанс чем-то заработать на жизнь, с другой — в дальнейшем реализовали себя как художники, чьи произведения востребованы…

Прикладная эстетика

— Сложно ли вообще изготавливать холодное оружие?

— Если учесть, что каждый коллекционер еще и спросит: а саблей этой можно рубить? Или, ножом этим можно резать? — то да. Человек, который хотя бы что-то понимает в холодном оружии, никогда не купит изделие из низкокачественной стали. Некоторые, сомневаясь, что мастера поставили именно ту марку металла или закалили его по технологии, проверяют производителя: кромсают бумагу «в лапшу», разрубают канаты. Если не жалко, даже гвозди режут золочеными ножами: главное — качество…

— Наверняка и художественная ценность на высоте… Люди, более или менее знакомые с темой, знают, что златоустовская гравюра на стали всегда была гордостью не только самого города, но и всей страны, что о ней ходили легенды, и родилась она именно как искусство украшения клинков. Что из себя представлял процесс гравировки в досоветскую эпоху, и что значит украшать оружие сегодня?


— Есть традиционные технические приемы гравировки стали (во времена зарождения гравюры их завезли к нам немцы). Суть: поверхность покрывается защитным лаком, контур рисунка выцарапывается иголкой, затем изделие травится кислотой или щелочью — чтобы разъесть металл и закрепить узор.

Наши мастера-последователи, близкие более к иконописному творчеству, рисовали на клинках кистью, оставляя некоторые участки поверхности не закрашенными лаком, после чего также травили сталь. Поверхность, на которой не было лака, могли позолотить и протравить еще раз — получался рельефный контрастный рисунок. Применялось также синение: непокрытую часть стали нагревали докрасна, а когда сталь остывает, она меняет цвет: желтеет, затем краснеет, становится фиолетовой, а затем — синей. Когда цвет останавливается на синем спектре, металл обрабатывают химикатами и закрепляют оттенок. При этом мастера, вдыхающие пары кислот и солей, часто переносили профессиональные заболевания — сильно страдали легкие.

Сегодня технологии гравировки гораздо более щадящие. Если раньше, например, золотили с помощью ртути (растворяли в ней золото, покрывали этим составом поверхность, нагревали изделие над горячими углями, и ртуть испарялась), то сейчас с ртутью никто не работает — золотят гальваническим методом.

— Представьте, что составляете топ-10 художественных промыслов, которые по праву могли бы считаться брендами Челябинской области. Какое место в этом списке заняла бы златоустовская гравюра на стали?

— Когда за пределами региона рассуждают о том, чем славится наша область, — в первую очередь вспоминают гравюру на стали. Технология изготовления, например, того же каслинского художественного литья сегодня утеряна. Его, конечно, производят, но это уже совсем не то…

Любой специалист скажет, что достичь былого качества, к сожалению, пока не удается. Оружейники же этого добились. Современное оружейное производство и гравюра на стали сейчас ничуть не уступают по своим свойствам и красоте уникальным антикварным экспонатам.

златоустинский оружейный заводСправка

Юрий Петрович Окунцов — профессиональный историк, эксперт Росохранкультуры по холодному и огнестрельному оружию, заслуженный работник культуры России, более 30 лет посвятивший работе в Златоустовском краеведческом музее.

Книга «Златоустовская оружейная фабрика» основана на архивных материалах и документах. Она содержит историю фабрики с момента ее основания в начале 19 века до прекращения оружейного производства в середине 20 века, а также включает страницы современной истории, когда на рубеже 20—21 столетий, благодаря таланту мастеров и организаторов производства, Златоуст вернул себе былую славу центра оружия и булата.

Копылова Эльвира

*** 

Оружейный салон-магазин "Охотничий Двор" предлагает охотникам и рыболовам широкий ассортимент оружия ведущих российских и зарубежных фирм-производителей оружия, а также аксессуаров к нему, оружейной оптики и сопутствующих товаров, необходимых для хранения и ухода за оружием. Оружие и аксессуары в нашем оружейном магазине всегда можно приобрести под заказ без наценки.

Оружейный салон Охотничий двор

GPS – координаты:
N 55 42.116
E 37 30.587

Звоните:
8 (495) 225-70-36
8 (495) 221-93-04

Пишите:
oxotdvor@mail.ru, ohotdvor@pochta.ru

Приезжайте:
г. Москва, Мичуринский проспект, дом 7.
ежедневно с 10.00 до 20.00
суббота с 09.00 до 19.00
воскресенье с 9.00 до 17.00

Другие статьи на тему Холодное оружие:


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru