Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

10.04.2012 | Уникальное село на юге Якутии, в котором живет северный народ

На юге Якутии есть уникальное село с названием Иенгра. Его примечательность в том, что в нем компактно живут представители традиционно кочевого народа, - эвенки. Иенгра – одно из немногочисленных мест в мире, где и в начале «глобализированного» XXI века сохраняются культура и язык эвенкийского народа, имеющего самую долгую историю из всех народов северной земли.

Спящая красавица

Чтобы попасть в Иенгру, сначала необходимо добраться до районного центра, который, как и большинство здешних населенных пунктов, также носит эвенкийское название - Нерюнгри. В Нерюнгри летают самолеты из Москвы и Якутска, также ездят поезда с БАМа. От Тынды на север – около пяти часов на поезде.

От Нерюнгри до Иенгры можно доехать на автомобиле по федеральной трассе М56 «Лена» за полтора часа. Расстояние – 55 километров, но дорога тяжелая: не только вверх-вниз по сопкам, но и по ямам и ухабам. Зимой, когда в ямах на асфальте трамбуется снег, дорога переносится легче. В любом случае, автомобиль должен быть достаточно прочным.

Слово «Нерюнгри» с эвенкийского языка переводится как «река, богатая хариусом». Иенгра – это «ветвистые рога».

Своё название село получило от реки Иенгры, на берегу которой оно расположено. «Ийэ» — это рог, «-нгра» — аффикс, обозначающий названия гор, рек, озёр или местностей. В верховьях реки Иенгра множество разветвлений, которые, если смотреть на них с гор, напоминают рога оленя. Поэтому слово можно перевести как «ветвистая».

Если смотреть на гору из села, она действительно похожа на спящую девушку. При восходе солнца «девушка», освещенная с востока ласковыми лучами, как будто просыпается. На закате, когда солнце находится на западе – «засыпает».

Недалеко от нынешнего села Иенгра много веков стоит шаман-гора. Все, кто проезжает через этот перевал, всегда подвязывают на веточки кустарников и деревьев цветные ленточки и кусочки ткани. Есть такая примета: если повяжешь ленточку, то в пути всё будет хорошо.

Из тайги в село

Эвенки и сегодня, может быть, кочевали бы по тайге с оленями, не имея своего постоянного села, если бы не советская власть. Село Иенгра основано в 1926 году.

Село Иенгра

Русские впервые познакомились с эвенками примерно в 17-м веке, когда стали активно осваивать огромные пространства Сибири. Во время своего продвижения «промышленные люди» в первую очередь вступали в контакты с местными народами. Первым, кто указал путь казакам на Лену, был эвенкийский князь Илтик.

Заселение эвенками южной Якутии шло с Амура. Это подтверждается названием родов, которые по сей день сохранились у жителей села Иенгра. На территории нынешнего Нерюнгринского района селились, в основном, эвенки-орочены, у которых была частная собственность на оленей. Кочевья эвенков Южной Якутии охватывали обширные территории: от хребтов Джугджура до Олёкмы на западе, Амура на востоке.

Как передается из поколения в поколение, в тайге плодились в изобилии лоси, дикие олени, белки, паслись на богатых ягельниках стада оленей, в реках и протоках ходили косяки хариуса, ленка, налима и щуки. Многие эвенки занимались также охотой и торговлей пушниной. Эвенки не умели самостоятельно добывать железо, но отлично знали кузнечное дело. Из железа они изготавливали различные орудия труда для выделки шкур и изготовления нарт. Некоторые орудия труда и сегодня хранятся в музее села Иенгра.

Когда в 19-м веке на Тимптон стали приходить золотопромышленники, эвенки помогали им перевозить грузы на оленях. Каждая семья имела 5-10 оленей, используемых в качестве транспорта. К началу ХХ века эвенки кочевали уже недалеко от нынешней Иенгры, и эта территория была хорошо освоена оленеводами и охотниками.

После прихода Советской власти эвенки стали образовывать кооперативы и бригады по перевозке грузов и охотничьим промыслам. В то же время были созданы родовые советы (с 30-х годов – кочевые советы), первые школы, культурные центры. Так постепенно образовалась постоянная база в виде села, из которого эвенки и сегодня постоянно уходят на долгие месяцы в тайгу и оленеводческие стойбища.

Хранители языка и культуры

Сегодня население Иенгры составляет примерно 1200 человек, из них три четверти - эвенки. Жители села занимаются оленеводством, промысловой охотой и звероводством.

Cоциальная инфраструктура села включает участковую больницу, Золотинскую среднюю школу-интернат имени Глафиры Василевич, детский сад «Золотиночка», школу искусств, этнографический музей, этнокультурный центр «Эян», библиотеку.

Все это безумно интересно всем, кто неравнодушен к национальной культуре.

Село Иенгра

Главным местом хранения богатства духовной и материальной культуры, произведений искусств остается местный этнографический музей. Здесь сосредоточены материалы по истории развития села, национальной культуре и традиционным промыслам эвенкийского народа. Внутри музей делится по разделам: оленеводство, охотпромысел, религиозные верования эвенков, стойбище оленеводов "Урикиткан". В специальной книге отзывов есть записи гостей из Японии, Италии, Франции, Венгрии, США.

Имя Василевич школа-интернат в Иенгре носит с 29 сентября 1997 года. Глафира Макарьевна Василевич - легендарный человек для жителей Иенгры. Впервые она посетила Южную Якутию в 1947 году в 50-летнем возрасте. Она прекрасно владела эвенкийским языком, всегда была добра и внимательна к людям. По воспоминаниям старожилов, она отличалась целеустремленностью, выносливостью и удивила эвенков, проехав верхом на оленях 250 километров от Токарикана до Сутама.

В 1969 году, будучи уже доктором филологических наук, Глафира Макарьевна вновь приезжала в Золотинку в качестве руководителя научно-исследовательской экспедиции. Последняя её поездка в возрасте 75 лет еще раз доказывает, как крепко она была влюблена в эвенков, в их уникальную культуру. В год столетия Г.М.Василевич коллективом школы было принято решение увековечить имя этой удивительной исследовательницы.

Село Иенгра

Приезжавшие в школу специалисты отмечают хорошо поставленное здесь родовое воспитание. Эвенкийские дети знают свои родовые корни. Считается, что в селе Иенгра сохранились восемь родов: Пуягир, Бухачар, Нюрмаган, Бута, Кэптукэ, Дэнгмэ, Бэллэт, Эмис. Каждый из родов заслуживает отдельного и очень подробного рассказа.

Село Иенгра

12 июля 2002 года в Иенгре открылся этнокультурный центр «Эян», еще один центр культурной жизни эвенков. Дизайн ЭКЦ имеет выдержанный этнический стиль. Здесь 18 помещений. Гордостью «Эяна» стал обрядовый зал, в котором располагается ритуально-обрядовая экспозиция. Здесь же разместились филиал районной библиотеки и мини-музей. Зал рассчитан на 250 мест. Предусмотрены помещения для неформального отдыха и общения людей.

Ручеек памяти

Еще одной «живой» достопримечательностью Иенгры является эвенкийский народный фольклорный ансамбль «Юктэ» (слово переводится как «родник», «ручеек»). Ему уже 25 лет. Ансамбль основала в 1986 году собирательница и хранительница эвенского фольклора, дочь шамана Валентина Енохова.

Село Иенгра

Первую композицию – «Песни и танцы эвенков Южной Якутии» - показали оленеводам прямо в тайге. В программу вошли старинный коллективный танец, перемежающийся играми, танец и хоровое пение. Старики-оленеводы одобрили дебют ансамбля, и «Юктэ» получил «путевку» в большую жизнь.

С 2000 года «Юктэ» руководит Александа Игнатенко. Состав ансамбля, конечно, меняется – дети вырастают, взрослые старятся, но неизменными остаются его популярность и известность далеко за пределами родного села. Зрителей покоряют не только талант и мастерство самодеятельных артистов, но и их национальные костюмы, сохранившийся язык.

Ансамбль по-прежнему находится в постоянном творческом поиске. Материалы для постановок участники ансамбля находят в легендах и преданиях, в народной мифологии, в общении с представителями старшего поколения и, конечно же, в самой природе.

Село Иенгра

Чтобы понять душу эвенков, надо знать об их отношении к природе. С самого раннего возраста эвенки воспитывают у своих детей уважение ко всему живому, трепетное отношение к каждой букашке, к каждой былинке. В природе, по мнению эвенка, нет ничего неживого. Как писала Г.М.Василевич, все предметы, воспринимаемые большинством людей как «неживые», на самом деле обладают силой «мусун» - живой силой, силой энергии, силой движения. Всё - живое: земля, камень, дерево, трава. Отсюда и отношение эвенка к природе как к части себя самого.

По пути к современности

Наравне с небесплодными попытками сохранения культуры, языка, традиций и верований, село, конечно, стремится и к современности. В Иенгре до сих пор нет Интернета, тут очень неустойчивая сотовая связь. В то же время достаточно прочной стала связь с городом. Из Нерюнгри в Иенгру ежедневно ходит пригородный автобус. Молодые иенгринцы стараются перебраться жить в Нерюнгри.

Жители села пытаются развивать предпринимательство. Несомненно, прекрасные перспективы имеет здесь этнографический и экстремальный туризм. Для его развития не хватает только грамотного менеджмента и серьезных инвестиций в инфраструктуру.

В 2011 году была принята программа строительства жилья и объектов социальной сферы в селе. Запланировано строительство 16-квартирного дома для пожилых людей, строительство 20-квартирного дома для молодых специалистов, строительство амбулатории с больницей на 10 койко-мест, строительство 15 двухквартирных коттеджей для оленеводов. Составлена проектно-сметная документация на строительство, и теперь стоит вопрос финансирования.

Реальны ли эти проекты – покажет время.

Иенгра - редкое эвенкийское село на карте Якутии, и тем оно уникально. Сегодня здесь сохраняются культура и язык народа эвенков, имеющего самую богатую историю на нашей северной земле. Весь Нерюнгринский район и Южная Якутия в целом неразрывно связаны с культурой и языком эвенков.

Олег Солодухин.


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru