Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

21.11.2012 | Папа для медвежат

Валентин Пажетнов, основатель Торопецкой биостанции «Чистый лес» и главный научный сотрудник «Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника», биолог с мировым именем, «папа» для брошенных медвежат по совместительству является профессиональным охотником. Почему охота превратилась в бессмысленную погоню за трофеями? Валентин Пажетнов рассказывает о браконьерах, охоте и своей уникальной семье.

«Человек, который взял ружьё и, даже в обход законов, пошёл в лес добывать еду для своей семьи, не может считаться преступником, — уверен Валентин Пажетнов. — А браконьеры — это те, кто мнят себя охотниками и, вооружившись винтовками с лазерными прицелами, стреляют в животных, словно в мишени на полигоне. Шли бы они лучше в тир».

Совсем недавно Валентин Пажетнов, основатель Торопецкой биостанции «Чистый лес» и главный научный сотрудник «Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника», что в Нелидовском районе, был представлен к высокой государственной награде — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Многим покажется парадоксальным, что биолог с мировым именем, «папа» для брошенных медвежат по совместительству является профессиональным охотником.

Сегодня вместе с Валентином Сергеевичем мы пытаемся понять, почему исконно русский промысел превратился в бессмысленную погоню за трофеями, как влияют на природу современные автомагистрали и что нужно, чтобы наше общество стало гуманнее.

медведь

На равных

— Валентин Сергеевич, современное общество разделено на две части — тех, кто категорически против охоты, и тех, кто всеми ружьями «за». К какой из противоборствующих сторон вы себя относите?

— Много веков охота существовала как источник пищи для наших предков. В России она окутана традициями и обычаями, а охотник всегда был помощником леса, его другом, защитником, но никак не истребителем.

Сейчас же, когда мир во всех его проявлениях встаёт с ног на голову, охота теряет первоначальный смысл. Теперь важно в первую очередь добыть трофей, а не накормить семью, как было раньше. Чтобы удовлетворить спортивный интерес, современные «охотники» идут в лес, вооружившись винтовками с лазерными прицелами, оборудованием ночного видения и прочими наворотами. Но это не охота, это стрельба, как в тире, только вместо мишени — живое существо. Я категорически против применения современного оружия: у охотника и животного должны быть одинаковые шансы на добычу и спасение. Но вместе с тем я за охоту в её традиционном, исторически сложившемся понимании.

— Известны случаи, когда клиенты охотничьих хозяйств ради адреналина запросто убивали медведицу-мать и оставляли крохотных медвежат на погибель. Можно ли бороться с такой бесчеловечностью?

— Можно и нужно. Знаете ли вы, что Тверская область пять лет назад стала первой в России, где отменили охоту на берлоге зимой? Вам, наверное, это ничего не говорит, тогда я объясню. Дело в том, что обычай охотиться на берлоге существует много веков, ещё с тех пор, когда наши предки выходили на медведя с рогатиной. Зимой этот зверь — в тёплом меху, с накопленным жирком — особый, ценный трофей. Однако найти медведя в спячке очень сложно, поскольку он малоподвижен и запах на его шерсти быстро вымерзает. Не каждой собаке это под силу. Так длится вплоть до января, пока у медведиц не рождаются медвежата. Малыши заставляют мать ворочаться, запах освежается, и обнаружить такую берлогу становиться гораздо проще, чем ту, где залёг самец. Какой же горький осадок оставался у настоящих охотников, когда они добывали медведицу, а в берлоге оставались медвежата! Я хорошо помню одного из них, он привёз только что родившихся малышей к нам на биостанцию. Со слезами в глазах он тогда сказал мне: «Никогда в жизни больше не пойду на медведя зимой». Этот случай произошёл до официальной отмены охоты на берлоге. Нужно заметить, за период работы с медвежатами, начиная с 1990 года, в природу были выпущены 186 медвежат-сирот, при этом 18 из них — из зоопарков. С 1996 года все работы, связанные с реабилитацией медвежат на биологической станции «Чистый лес», финансируются Международным фондом защиты животных (IFAW).

— Сильно портит имидж охоты такое явление, как браконьерство.


— Браконьер — этот тот, кто нарушил закон, а закон нужно уважать. Но в моём понимании браконьером, конечно условным, можно назвать горе-охотника, который грохнул зверя ради потехи из навороченного оружия, пусть даже у него в кармане лежат лицензия и охотничий билет. Его действия, к сожалению, ненаказуемые. А всё потому, что некоторые чиновники, которые пишут законы об охоте, забывают обратиться к нашей истории, в которой русская охота и традиции её проведения имеют свою специфику.

— Так есть ли шанс сделать охоту цивилизованной?


— Да, и для этого люди должны представлять, что такое охота и кто такие охотники. Через литературу, средства массовой информации, фильмы мы должны донести до каждого, что настоящий охотник — это прежде всего профессионал. Он знает поведение животных, уметь распознавать следы, отличать больных зверей от здоровых, разбираться во всех тонкостях лесной жизни. Именно эти знания в конечном итоге и играют решающую роль в схватке, ведь животные на протяжении веков вырабатывали свои методы противостояния человеку.

Нужна информация. Я сам, например, плохо знаю современные средства связи, такие как Интернет, но, если кто-то откроет «Уголок охотника» в Сети, я или мои родственники будем с удовольствием общаться с другими пользователями. Я охочусь с 12 лет, был профессиональным охотником в Сибири, являюсь охотоведом и мне есть, что рассказать начинающим «добытчикам».

Строят по-живому

— Недавно в Интернете стала популярной фотография, на которой кошечка кормит маленьких ежат. А вот человек может запросто выбросить на улицу надоевшее домашнее животное. Какой выход вы видите из ситуации, сложившейся с бездомными кошками и собаками?

— Проблемы, связанные с бездомными животными, родились не сегодня. Ещё в Риме и Константинополе жили целые колонии собак, это особая среда со своими взаимоотношениями. К сожалению, на что-то иное, кроме человеческой гуманности, здесь рассчитывать не приходится. Сократить численность беспризорных животных, на мой взгляд, можно только через воспитание, книги, прессу… Я рекомендую прямо сейчас начать объяснять детям, что мы в ответе за всё, что находится вокруг нас: людей, животных, растения и даже воздух.

— В Верхневолжье происходят десятки дорожно-транспортных происшествий из-за того, что на дороги выбегают дикие животные. Сегодня в Тверской области строится ещё и скоростная автомагистраль, что может привести к увеличению таких случаев. Как этого избежать?


— Когда принималось решение о строительстве скоростной автомагистрали, я был в комиссии и возражал против этого. Сейчас, когда строительство уже началось, главное, что могут сделать власти для безопасности людей и животных, — построить ограждения. Печально, что скоростные магистрали — и автомобильная, и железнодорожная, так называемая ВСМ, если она будет построена, раз и навсегда разрежут привычную для популяций территорию.

Эту проблему пытались решить ещё в Соединённых Штатах Америки, где под многочисленными автобанами делали тоннели для перехода животных с одной стороны дороги на другую. И что бы вы думали? Не сработало! Не идут звери к источнику повышенного шума, сторонятся, уходят глубже в леса. И пройдёт немало времени, прежде чем они привыкнут к фокусам, которые выкидывают люди.

Семейное дело

Пажетнов и медвежонок— На что властям нашего региона стоит обратить особое внимание, осуществляя природоохранную деятельность?

— В Тверской области для поддержания экологического баланса делается много. Я против того, чтобы в верховьях Волги строили атомные станции, ведь дальше вся Россия. Но раз она уже стоит в Удомле, то нужно признать высокий уровень контроля за её работой. Производство мирного атома не раз инспектировали, в том числе и специалисты нашего лесного заповедника, у которых ни разу не возникло нареканий. Большая работа также проводится для решения вопросов охоты и рыбной ловли. При поддержке департамента, а потом и министерства экологии и природных ресурсов Тверской области мы, охотники, встречаемся, общаемся, дружим. Но есть и то, чего я пытаюсь добиться от властей много лет: создать в Торопецком районе заказник — охраняемую природную территорию. Только так мы сможем сохранить самобытность, природные богатства и историко-культурное наследие места, где сходятся Тверская, Псковская и Новгородская области. Более того, региональный заказник непременно станет полигоном для научных изысканий детей. Здесь школьники смогут набираться ума-разума у матушки-природы, им же в будущем беречь землю. Насколько я знаю, вопрос о создании заказника сейчас рассматривает правительство Тверского региона.

— Вы не только сами занимаетесь благородным делом — спасаете медвежат, но и учите этому подрастающее поколение. Знаю, что на базе биостанции «Чистый лес» уже 11 лет существует экошкола.


— Да, и там учатся в основном городские дети — из Тверской области, Москвы, Смоленска. Принято считать, что ребятишки из городов избалованы, не приучены к долгому пребыванию на свежем воздухе, но наша школа в пух и прах разбивает эту теорию. 15 дней и в жару, и в дождь дети живут в палатках и при этом каждый день ходят в лес, чтобы изучать животных и растения. Представьте себе, ни разу ни один ребёнок не заболел простудой! Организм словно мобилизуется, собирается, крепнет. Вот такие метаморфозы таит в себе общение с природой, главное — у детей появляется возможность познакомиться с ней поближе. А о том, как попасть в нашу экошколу «Медвежата», можно узнать на сайте биостанции www.clean-forest.ru.

— Честно говоря, у вас можно не только экологическую школу проходить, но и школу семейных отношений. Ваша семья по-прежнему дружно живёт в деревне Бубоницы Торопецкого района?


— Деревня Бубоницы — особое место в России, которое стало родовым гнездом для 23 человек из рода Пажетновых. Почти все живут здесь, и остальные — москвичи, намерены перебраться к нам на постоянное место жительства. Среди членов нашей семьи семь биологов-охотоведов, ботаник-фенолог, почвовед-микробиолог, болотовед, лингвист-переводчик, менеджер. Все владеют английским языком, есть также знающие немецкий и французский. Так что когда приезжают иностранные гости, переводчики нам не нужны.

Конечно, всякое случалось в нашей «ячейке общества», но уважение, почитание старших и взаимовыручка, доброе отношение друг к другу были и будут всегда.

— Валентин Сергеевич, разрешите ещё раз поздравить вас с высокой наградой, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и поблагодарить за вашу работу.

— Спасибо, но сразу хочу заметить: это не только и не столько моя заслуга. Это заслуга моего учителя, выдающегося учёного, профессора МГУ Леонида Викторовича Крушинского, моих наставников — старшего поколения зоологов московской школы, моей семьи, коллег, заповедника и, конечно, русского леса, который доверился мне, приоткрыл свою потаённую дверцу и разрешил осторожно заглянуть в неё, чтобы что-то узнать из его сокровищницы и рассказать вам. Обязательно пригодится, вот увидите.

Досье: Валентин Пажетнов родился 20 июня 1936 года в Ростовской области. С 1970 года живёт в Тверской области. Является почётным гражданином Торопецкого района, входит в ассоциацию Тверских землячеств, имеет награды: орден «Слава нации» I степени, медали «За сохранение старых городов России», «За полезное», «За заслуги перед Отечеством» II степени. Заслуженный эколог России, заслуженный работник охраны природы. Женат, двое детей, семь внуков, пять правнуков.

aif.ru

Другие статьи на тему Медведи:


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru