Чучело древнего медведя выставлено на всеобщее обозрение в Краеведческом музее Новосибирска; это единственная в мире полномасштабная научная реконструкция Пещерного медведя. Выставка скульптора Бориса Воробьёва в Эрмитаже - анималистика и фарфор. Бернский музей отпилил рога у 6 чучел носорога, чтобы ворам не достались.
В центре Новосибирска поселился трехметровый медведь
В преддверии Нового года сотрудники Краеведческого музея приготовили для сибиряков прямо-таки пугающий сюрприз - чучело огромного медведя, который словно вот-вот набросится на посетителей музея. И это вовсе не современный нам Михайло Потапыч, а его предок гигант - трехметровый Сан Саныч, как любовно назвали чучело его создатели. Кстати говоря, новый экспонат - это единственная в мире полномасштабная научная реконструкция Пещерного медведя. Этот зверь - ровесник мамонта, вымер около 15 000 лет тому назад.
Сан Саныч встречает посетителей музея отнюдь не радушно...
- История создания «чучела» такова. В начале 2011 года в фонды музея поступил череп Пещерного медведя, который был найден спелеологами в одной из пещер на Урале, - рассказали "Комсомолке" сотрудники Краеведческого музея. - Тогда возникла идея на основе этого черепа смоделировать морду животного и попробовать создать полномасштабную научную реконструкцию, которая в точности повторяла бы все размеры и пропорции медведя. За этот проект взялся известный новосибирский таксидермист Сергей Григорьев и эксперты-палеонтологи из студии «Сибирь-Палеоарт».
Впрочем, соорудить подходящего мишку оказалось не так-то просто - в полный рост он бы просто не поместился под потолком музея. Поэтому его было решено поставить в следующую позу: медведь встает на задние лапы, опираясь правой передней лапой на каменную площадку. А пасть широко разинута, не предвещая посетителям ничего хорошего. И даже в позе полуприсяда рост Сан Саныча составляет 3 метра. И, как надеются сотрудники музея, со временем наш Сан Саныч станет не менее известен, чем, к примеру, мамонтиха Матильда. Посмотреть на медведя можно оплатив лишь стоимость входного билета в музей - 50 рублей для взрослых, и 30 рублей - для детей.
Справка "КП"
Пещерный медведь (Ursus spelaeus) – огромный доисторический медведь, живший в Евразии во время ледникового периода. Питался в основном растительными кормами. Пещерным он назван потому, что кости этих животных ученые обычно находят в пещерах.
Анималистика и фарфор – в Эрмитаже открылась выставка петербургского скульптора Бориса Воробьёва, приуроченная к 100-летию со дня рождения мастера. В экспозиции – почти двести оригинальных статуэток животных. Такие раньше стояли практически в каждой квартире. Сегодня это объект восхищения ценителей.
Посетители Эрмитажа с удовольствием останавливаются у витрин со знакомыми фарфоровыми фигурками. Но мало кто знает имя их автора. До 25 лет Борис Воробьев и сам не предполагал, что анималистика станет делом его жизни. Цирковой гимнаст и школьный учитель, в свободное время он вырезал из дерева фигурки животных. Одну из этих работ увидел профессиональный художник. Его совет и заставил молодого человека поверить в свое призвание. Воробьев поступил в ленинградскую Академию художеств и почти сразу же стал работать на Ломоносовском фарфоровом заводе. Когда пришло время утверждать тему диплома, молодой художник наперекор устоявшейся традиции выбрал в качестве скульптурного объекта не человека, а зверя.
«Когда он уже решил, что его дипломной работой будет тема анималистическая, он вспомнил одну историю. Когда волчица попала в капкан, чтобы выбраться, она перегрызла себе лапу и ушла из капкана», – вспоминает сын Бориса Воробьева – Михаил Воробьев.
Деревянная волчица Воробьева стала не только причиной скандала на академическом экзамене, но и своеобразным «пропуском» анималистики в мир «большого» искусства. Скульптуры и картины с животными стали все чаще появляться на выставках, их перестали считать чем-то второстепенным.
Кстати, образ волка еще не раз появится в творчестве художника. Особенную привязанность к этому животному доказывают не только работы Воробьева, но и история из жизни. Когда во время блокады в Ленинградском зоопарке настали голодные времена, скульптор забрал домой годовалую волчицу.
«К сожалению, однажды случилось непредвиденное обстоятельство. Ночью, а отец с ней гулял рано утром и поздно ночью чаще всего. И вот, поздно ночью он отвлекся на секунду, встретив своего товарища, и на собачий лай волчица рванулась и убежала», – продолжает Михаил Воробьев.
После этого дикие звери больше не появлялись в квартире художника.
Галерея созданных Воробьёвым портретов животных отличается разнообразием: медведь и куница, лось и дикий кот, выдра и олень, орангутанг и пантера... Для каждого художник нашел выразительный образ, сумел подчеркнуть особую, присущую только этому зверю пластику.
В редкой петербургской квартире не было фарфоровой статуэтки медведя, тигра или оленя. Причем наши бабушки приобретали их в обычных магазинах. Сегодня такие покупки – удел коллекционеров, увлеченных не такой уж далекой историей нашего государства.
tvkultura.ru
***
Музей отпилил рога чучел, чтобы ворам не достались
Сотрудники музея естественной истории в Берне решили сами отпилить рога у чучел шести носорогов. Благодаря этому в выставочном комплексе надеются уберечь экспонаты от грабителей.
Как пишет РИА Новости, в течение нескольких последних месяцев рога носорогов похищали из музеев Британии, Португалии, Бельгии, Австрии и Франции. По всей вероятности, преступники превращают награбленное в порошок и везут в Азию, где препараты на основе рога носорога считаются чудодейственным средством.
Что касается бернского музея, то там рога заменили на грубые деревянные копии, чтобы воришки увидели подделку и не устраивали налет. "На черном рынке порошок из рога носорога стоит дороже золота", - говорят в дирекции выставочного комплекса.