Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Новости об Охоте, Рыбалке и Туризме

03.05.2012 | Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

В эпоху глобализации остро стоит проблема сосуществования культур и цивилизаций. Развивающиеся страны с их расширяющей границы экономикой и промышленностью постепенно проникают на территории, традиционно населенные людьми других культур. В России особенно явно эти процессы протекают на северо-западе страны, где по сей день продолжается освоение новых территорий. Федор Телков и фотограф Сергей Потеряев побывали в Ямало-Ненецком округе, где понаблюдали за изменениями в жизни коренных народов.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

1. Все это неизменно влечет за собой вмешательство в жизнь коренных народов, нарушает их традиционный образ жизни, что, в свою очередь, приводит к медленному вымиранию их культур. Сегодня одна часть коренных народов Севера продолжает традиционный образ жизни - оленеводство и рыболовство, другая начинает осваивать "оседлую", "европейскую" жизнь в городах и поселках.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

2. В связи с этим появляется новая форма жизни исторически населяющих этот регион культур, которая в данный момент практически не изучена. Процесс перехода от традиционного к современному образу жизни находится в постоянном развитии. Важно зафиксировать этапы перехода представителей коренных народов к "городской" жизни, застать момент, когда этнические особенности и блага современного общества начинают сосуществовать и становятся одинаково ценными для человека.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

3. Хорошим примером взаимодействия может служить возникновение так называемых "национальных" посёлков, где коренным жителям предоставляется дом, образовательная программа и медицинская помощь.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

4. При этом исторические обитатели этих мест могут спокойно заниматься традиционными промыслами в тундре, при необходимости пользуясь различными благами цивилизации. Важным моментом является то, что государство сохраняет традиции народов и имеет возможность экспортировать продукты оленеводства и рыболовства за рубеж. Местные же жители имеют возможность получать качественное здравоохранение и не отставать от мирового технического прогресса. Телефон, телевизор уже прочно вошли в жизнь народов, живущих в природных условиях. Тем не менее большинство "националов", как называют их русские, не представляют своей жизни без тундры. "Я хочу, чтобы мой сын знал, что такое интернет и телевизор, но если он выберет жизнь в городе, то это будет самым большим горем для меня", - говорит Виталий Пяк, старший оленевод стада №3, о своем сыне Юре.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

5. Для исследования был выбран город Тарко-Сале – административный центр Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Население города - свыше 20 тысяч человек. Тарко-Сале - типичный представитель небольших нефтяных городов, где бок о бок проживает русское население и коренные народы Севера. Именно на подобных территориях можно увидеть, как переплетается современный образ жизни с традиционным укладом коренных народов Севера.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

6. Харампур – национальный поселок с населением свыше 700 жителей. Здесь построены кирпичные дома, напоминающие по форме ненецкий чум. Харампурцы живут между тундрой и цивилизацией, постоянно перемещаясь между двумя мирами. Такой образ жизни, по словам некоторых ненцев, лучший ответ на вопрос "что делать с коренными?". Ведь, как известно, Север суров в любое время года – зимой безумная стужа и ветра, летом тучи насекомых и болота – жить в голой тундре очень непросто. Поэтому возможность проводить часть жизни в комфортных условиях очень важна для ненцев.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

7. На фотографии сестры Кунины – селькупки. Между селькупами и ненцами есть некоторое напряжение, оно чувствуется в разговорах. Объяснили нам это тем, что между народами когда-то была война, победители в которой, по утверждению ненцев – ненцы, по утверждению селькупов – селькупы. Однако довод ненцев убедительнее – их численность сегодня больше.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

8. Множество представителей коренных народов Севера стоит на распутье между традиционным образом жизни и "европейским". Ненцы делятся на тундровых и лесных, они говорят на разных наречиях и не понимают друг друга. Часть ненцев в Пуровском районе остались язычниками, часть стали православными, часть баптистами, и часть воспринимают христианских святых как дополнительных богов языческого пантеона. А вообще, тема веры очень интимна для малых народов, они напуганы жестокими православными и советскими гонениями. Теперь, все что можно узнать, это обрывчатые сведения и общеизвестные факты, как только разговор начинает касаться чего-то более глубокого и настоящего, тема тут же меняется.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

9. Айваседо Виктория, ненка, 17 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Айваседо Любовь, ненка, 68 лет, родилась и живет в деревне Харампур, пенсионер. Айваседо Ольга, ненка, 35 лет, родилась и живет в деревне Харампур, сторож.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

10. Айваседо Сергей, ненец, 56 лет, родился и живет в деревне Харампур, рыбак. Волов Владимир, ненец, 7 лет, родился и живет в деревне Харампур, школьник. Айваседо Кристина, ненка, 7 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Фатеева Анна, ненка, 5 лет, родилась и живет в деревне Харампур, ходит в детский сад.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

11. 9 класс школы-интерната городе Тарко-Сале. Воспитанников селят в отдельных блоках по родству, то есть только братья и сестры живет рядом. Такой принцип в определенной степени помогает сохранить традиции, но дети все равно слишком долго находятся в изоляции от родителей и, закончив школу, уже не хотят возвращаться в тундру.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

12. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в нашей стране проживали: ненцы – 44 640 человек, ханты – 30 943 человек, манси – 12 269 человек, селькупы – 3 649 человек. Подавляющее число ненцев района имеют фамилии Пяк и Айваседо, что переводится как "Деревянные" и "Безголовые". Дело в том, что в первой половине XX века (год основания района 1933) здесь кочевали два рода – Пяк и Айваседо. Передвижение по Ямалу очень затруднено, в основном это немногие федеральные дороги, "зимники", ну и, конечно, вертолеты. В большинство уголков полуострова можно добраться только по небу, особенно в межсезонье и летом.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

13. Холл Пуровского районного краеведческого музея. Справа вверху чучело головы белого священного оленя.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

14. Вагоны – ледники (холодильники для мяса) на территории совхоза. В совхозе работают только "националы". Они занимаются оленеводством, рыболовством, звероводством, сбором дикоросов и производством сувенирной продукции. Например, в здании справа можно купить национальные изделия, на память, из шкур оленей и зверей, там работает целый цех народных умельцев. Еще неподалеку есть магазинчик, где продаются оленина и рыба, пойманная ненцами.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

15. - Как вы ориентируетесь в тундре, тут же невероятные расстояния?
- Ты же знаешь, что и где лежит в твоей квартире?! – бригадир Виталий ехал в упряжке и обсуждал с администрацией района детали проведения Дня Оленевода, праздник срывался из-за резкого потепления.

Фотопутешествие на Ямал: линия Севера

16. Вэлло Алик, ненец, 18 лет, родился в городе Надым, живет в городе Тарко-Сале, безработный. Пяк Анатолий, ненец, 23 года, родился и живет в городе Тарко-Сале, сторож. Ягель вырастает лишь на несколько миллиметров в год. Если стада оленей в тундре съедают лишайник, то на восстановление его покрова потребуется около 10—15 лет.

- Счастливого пути! – Прощались мы с оленеводами, которые должны были отправиться далеко в тундру, а мы – обратно в Екатеринбург.

- Нет, это вам счастливого пути, мы-то у себя дома!


««« Все новости об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru