25.05.2012 | Новости орнитологии: вороны, воробьи, синицы

Городские вороны могут запоминать знакомые голоса людей и птиц других видов. Исследователи определили, какие нервные клетки в мозгу у птиц отвечают за обработку информации о магнитном поле. Зачем моногамным птицам внебрачные связи? Синицы собираются в группы по борьбе с незваными гостями, когда слышат сигналы тревоги от птиц, которых хорошо знают.

Городские вороны могут запоминать знакомые голоса людей и птиц других видов

городские вороны
Приспосабливаясь к городскому окружению, чёрные вороны научились различать людей и других птиц по голосам. (Фото willbury.)

Врановые всегда были излюбленным объектом для зоологов, исследующих когнитивные способности животных. В последнее же время особенно часто появляются работы, посвящённые умению этих пернатых интеллектуалов запоминать и узнавать внешность и голоса людей и своих сородичей. В новой статье, написанной сотрудниками Венского университета (Австрия), сообщается, что врановые могут помнить не только внешность, но и индивидуальные голоса людей, а также других птиц, с которыми им приходится делить территорию.

Своё внимание исследователи сосредоточили на чёрной вороне, привычной обитательнице городов. (Подвид этой вороны с серым оперением можно увидеть повсеместно в европейской части России.) По словам Клаудии Вашер, одного из соавторов статьи в Animal Cognition, до сих пор зоологи изучали преимущественно внутривидовую коммуникацию птиц. В городах же воронам приходиться жить бок о бок с галками, сороками, чайками — не говоря уже о человеке. Одни приходят покормить птиц, другие, наоборот, едва ли не охотятся на них. Логично было бы предположить, что вороны со временем научились отличать хороших людей от плохих. Но каким образом они могут это делать?

В ходе эксперимента одни те же люди изо дня в день общались с несколькими воронами: кормили, разговаривали и т. д. Затем сделали запись одного и того же слова, произнесённого людьми, которых птицы знали, и незнакомцами. Когда птицы слышали запись «чужого» голоса, они поворачивались в ту сторону, откуда исходил звук, и пытались найти говорящего. Вороны концентрировали внимание на источнике незнакомого звука, стараясь оценить его потенциальную опасность. Знакомые же голоса птиц не беспокоили.

Этот же эксперимент повторили с участием галок вместо человека. Вместе с воронами жили несколько галок, чьи крики, которыми они приветствуют друг друга, были тоже записаны на плёнку. Когда воронам прокрутили записи голосов галок-сожительниц и незнакомых галок, то они, наоборот, с б?льшим вниманием реагировали на знакомые голоса. В этом, по мнению зоологов, проявляется межвидовое взаимодействие: вороны реагируют на голоса старых друзей, хотя бы и другого вида. Вороны, сталкиваясь с трудностями, обычно ищут помощи у других, но для этого им нужно знать, к кому обратиться. Видимо, межвидовые барьеры для ворон не проблема: в случае чего они легко могут позвать на помощь знакомую галку. Было бы любопытно узнать, могут ли вороны различать по голосам отдельных чаек или, скажем, воробьёв, но вряд ли чайку или воробья им узнать труднее, чем человека.

Подготовлено по материалам Би-би-си.

У птиц нашли «магнитные» нейроны

Обработкой «магнитной» информации в мозгу птиц занимаются несколько десятков нервных клеток.

Во время миграций птицы пролетают тысячи и тысячи километров, ни разу не сбиваясь с курса. В этом им помогает чувство магнитного поля Земли: ни зрение, ни обоняние большой роли тут не играют. О том, что птицы обладают магнитным чувством, известно давно, но никак не удавалось понять, чем они определяют силу поля и его направление. Долгое время, например, в связи с этим обсуждали частицы магнетита, обнаруживавшиеся у птиц в разных частях головы. Считалось, что клетки с этим минералом как раз и улавливают магнитное поле. Некоторые исследователи предлагали на роль компаса клюв, так как именно там магнетит находили чаще всего.

Однако не так давно выяснилось, что за птичий магнетит принимали совсем другую форму железа, которая вообще-то содержится в белых кровяных клетках и помогает обезвреживать токсины. У этих частиц магнитные свойства выражены намного слабее, и работать антеннами для магнитного поля Земли они не могут. Однако исследователи из Университета Бейлора (США) нашли ещё одни магнетитовые частицы — на этот раз во внутреннем ухе у голубей. Свои данные они подкрепили экспериментами, в которых у птиц менялась активность некоторых отделов мозга в ответ на изменения магнитного поля, и эти мозговые зоны имели непосредственное отношение к внутреннему уху.

В новой статье, опубликованной в журнале Science, исследователи рассказывают, как им удалось посчитать у голубей «магнитные» нейроны. Учёные сажали птиц в тёмную комнату, в которой с помощью магнитных катушек можно было менять силу и направление поля. Во время эксперимента имитировались изменения, которые птицы почувствовали, если бы в полёте пересекали магнитные линии Земли. Одновременно учёные следили за активностью 329 нервных клеток в одном из участков мозга, которые, согласно предыдущим работам, реагировали на такие изменения. Среди них удалось обнаружить 53 нейрона, которые довольно точно реагировали на изменения силы и полярности магнитного поля. Эти клетки, по словам исследователей, позволяли птицам не только точно определить широту и долготу, но и отличить Северное полушарие от Южного, а также оценить направление полёта.

Описанные нейроны не сами чувствуют магнитное поле: они, видимо, лишь обрабатывают информацию, которая приходит к ним от рецепторов. Хотя по-прежнему неясно, что у птиц служит рецептором именно магнитного поля, с новыми данными это будет легко выяснить: достаточно проследить, от каких клеток, тканей и органов «магнитные» нейроны получают данные для обработки.

Подготовлено по материалам Университета Бейлора.

Кирилл Стасевич

Зачем моногамным птицам внебрачные связи?

Наблюдения за моногамным певчим воробьём, самки которого порой отвлекаются на посторонних кавалеров, показали, что потомство, рождённое от «внебрачных связей», имеет в будущем меньший репродуктивный успех, чем птенцы, появившиеся в «законном браке».

воробей
Певчий воробей опроверг гипотезу, объясняющую случаи полигамии у моногамных птиц. (Фото marilynzparadize.)

Многие птицы объединяются в моногамные пары: на сезон, на пару лет, на всю жизнь. Но при этом самки и самцы таких моногамных видов часто «ходят налево», и в итоге в выводке появляются птенцы от нескольких отцов, а не только от «основного», который помогал строить гнездо и которому теперь надо выкармливать своих и чужих. Почему моногамные виды время от времени соблазняются полигамией — один из самых трудных вопросов эволюционной биологии.

Для самцов такое поведение объяснить легко: каким бы моногамным ты ни был, главная задача — как можно гуще «наследить» своими генами в следующем поколении. Но какую цель преследуют самки? Сколько бы самцов они ни перебрали, высидеть и выкормить больше определённого количества птенцов за сезон они просто не в состоянии. Существует гипотеза, которая как будто объясняет полигамное поведение моногамных самок: они ищут самцов с самыми «удачными» генами, и «внебрачные связи» им в этом помогают: хоть какой-нибудь из птенцов да окажется с наилучшим генотипом. Однако исследования зоологов из Чикагского университета (США) эту гипотезу опровергают. В статье, опубликованной в журнале American Naturalist, они сообщают о результатах почти двадцатилетних наблюдений за популяцией американского певчего воробья, которые велись в Британской Колумбии (Канада).

Каждый год орнитологи брали кровь почти у всех свежевылупившихся птенцов. ДНК-анализ показал, что 28% птенчиков появились на свет не от того самца, с которым самка вступила в «законный брак». И более трети выводков состояли из птенцов от разных папаш. Но когда зоологи попытались проследить репродуктивный успех тех, кто появился «вне брака», оказалось, что такие птицы приносят на 40% меньше потомства. Более того, у них рождалось на 30% меньше «внуков», чем у тех, кто произошёл от моногамной связи.

То есть внебрачное потомство самок имеет куда меньший репродуктивный успех по сравнению с законными детьми. Если самки действительно ищут таким образом генетически совершенных самцов, то надо признать, что выбранный ими способ отличается крайней неэффективностью. Или им просто фатально не везёт?

Полученные результаты вызвали у исследователей сильнейшее замешательство: теперь им придётся заново искать гипотезы, объясняющие случаи полигамии у моногамных видов.

Подготовлено по материалам Phys.Org

синицаКак и многие другие птицы, большие синицы преданно защищают свое потомство, часто рискуя собственной жизнью, и группой нападают на хищников, которые угрожают их потомству. Недавние исследования показали, что они собираются в группы по борьбе с незваными гостями, когда слышат сигналы тревоги от птиц, которых хорошо знают.

Птицы, которые живут по соседству, могут своеобразным образом предупреждать синиц о приближении врага. Совместное нападение на хищника - способ защиты не только синиц, такое поведение можно заметить и у других видов птиц.

Исследователи заинтересовались именно большими синицами потому, что в своей предыдущей работе они заметили, что на жизнь этих птиц влияют соседи, которые обитают рядом с ними.

Руководитель исследований Ада Грабовска-Цанг (Ada Grabowska-Zhang) объяснила, что "знакомыми соседями" больших синиц являются птицы, которые занимают соседние с ними гнезда в течение нескольких сезонов и успешно выводят птенцов рядом друг с другом.

"Я думала, что это может быть способ защиты от хищников, - сказала Грабовска-Цанг. - так как это помогает растить птенцов. Например, большой пёстрый дятел может просунуть голову в скворечник и вытащить из него крупных птенцов".

Птицы отводят угрозу от гнезда, реагируя очень агрессивно: они нападают на хищника, бросаются вниз и тревожно кричат в попытках отпугнуть дятла, куницу или другого зверя, который покушается на их беззащитное потомство.

Исследователи несколько лет изучали птиц, которые живут рядом друг с другом и выяснили, что они реагируют охотнее на сигналы тревоги, исходящие от знакомых им соседей.

Когда птенцам исполнилось всего 17 дней от роду, ученые претворились хищниками, приближаясь к гнездам на близкое расстояние. "Я издала звук и стала ждать, пока прилетят родители, - рассказывает Грабовска-Цанг. – Как только родители птенцов забили тревогу и стали грозно махать крыльями, я засекла, сколько времени понадобилось, чтобы к ним присоединились соседи".

Чтобы понять, какие птицы реагировали на панику, исследователи пометили вход в скворечники разноцветной краской. "Я могла сказать, какие птицы реагировали, по тому, в какой цвет окрашивались их брюшки", - сказала Грабовска-Цанг.

Практически во всех случаях реагировали на панику соседние птицы, которые друг друга знали и жили по соседству еще как минимум один сезон до этого. Однако исследователи подчеркнули, что птицы могли "помогать" соседям вовсе не бескорыстно.

Имеется 2 объяснения, сказали ученые. Птицы начинают присоединяться к соседям, так как они считают: "Мое гнездо может быть следующим". Либо потому что эти соседи помогали им раньше, поэтому они отвечают тем же, зная, что в противном случае помощи ждать будет не от кого. Это своеобразная "услуга за услугу".

Исследование показало, что птицы взаимодействуют друг с другом намного более тесно, чем считалось ранее. Оно также помогает объяснить, почему другие живые существа или человек могут идти на риск ради кого-то другого.

-- Многие птицы собираются в группы для защиты своего потомства от хищников, но чаще такое поведение встречается у чаек и крачек, которые живут большими стаями и могут действительно отпугивать врагов, когда собираются в большие группы.

-- Вороны также могут нападать на врага, собираясь в группы, а недавние исследования показали, что сороки - птицы из семейства врановых - могут узнавать и "ворчать" на человека, которого они воспринимают, как потенциальную угрозу для их птенцов.

infoniac.ru