Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Новости об Охоте, Рыбалке и Туризме

18.07.2012 | Четыре тысячи человек станцевали Гранд-ёхор в Улан-Уде

В Улан-Уде 13 июля на стадионе «Центральный» в пятый раз прошел Республиканский фестиваль «Ночь Ёхора». На фестивале танцевали Гранд-ёхор в исполнении 4 тысяч человек.  О мероприятии, традициях и проблемах возрождения бурятского народного танца «Новой Бурятии» рассказал директор «Бурятского национального театра песни и танца «Байкал» Дандар Жапович Бадлуев.

Уже 5-й год коллективы, участвующие в республиканском конкурсе «Ночь ёхора», собирают стадионы  зрителей. Это яркое событие привлекает своим неповторимым национальным колоритом, зрелищностью и мастерством участников.

По словам директора театра Дандара Бадлуева, «ёхор – это образ жизни». «Круговые танцы есть у разных народов. Это древняя традиция, которая имеет ритуальное, сакральное значение. Историки-культурологи из Внутренней Монголии выяснили, что круговые танцы были широко распространены среди воинов и охотников. Они так усердно и рьяно танцевали, что даже втаптывали землю по колено. Каким-то чудом ёхор сохранился у бурят-эхиритов, хонгодоров; у якутов — круговой танец осуохай, — говорит руководитель театра.

У монголоязычных народов существуют разные виды ёхора: перед охотой, вечерние и др. Вспомнить традиции и научить танцевать ёхор молодежь решили артисты театра «Байкал», для этого проводятся мастер-классы.

По словам художественного руководителя театра «Байкал» Жаргала Жалсанова, с каждым годом «Ночь ёхора» всё более уверенно становится неотъемлемой частью культурной жизни республики.

- Мы смотрим на результаты прошлых лет и видим, как неподдельный интерес к ёхору появляется не только в районах Бурятии, но и в соседних странах и регионах. Тот настоящий фольклор, который мы продвигаем в этом празднике, трансформируется, переходя в современные стили, - рассказал Жалсанов.

Стоит отметить, что приезжие гости – коренные знатоки ёхора и имеют непосредственное отношение к культивации традиционного бурятского стиля.

Формат фестиваля остался неизменным. Он традиционно включает в себя конкурсную часть, в которой районные и городские коллективы соревнуются в исполнении стилизованного и аутентичного ёхора, мастер-классы, а также гала-концерт с участием звезд китайской и монгольской эстрады.

- В этом году мы взяли за основу пять ёхоров: кяхтинский, баргузинский, закаменский, два иркутских: эхирицкий и ольхонский варианты и шэнэхэнский, - сказал незадолго до фестиваля Жаргал Жалсанов. – Конечно, по традиции фестиваль завершится гранд-ёхором, когда все собравшиеся встанут в один большой круг. Как вы знаете, мы каждый год стараемся побить рекорд.

ночь ёхора

Заместитель директора по концертной деятельности театра «Байкал» Эльвира Доржиева заявила, что её заветная мечта – попасть в книгу рекордов Гиннесса с самым больший ёхором в мире. Худрук «Байкала», в свою очередь, хотел бы перенести «Ночь ёхора» на берег Байкала.

- В планах собрать на наш фестиваль коллективы из различных регионов, в культуре которых так или иначе присутствуют круговые танцы – болгарские хороводы, например. У хоровода и ёхора одна энергетическая основа. Более того, новые участники добавили бы фестивалю колорит со своими песнями и обрядами, - поделился планами Жалсанов перед фестивалем.

Поздравить с праздником приехали звёзды бурят-монгольского мира из Внутренней Монголии Китая  Урнаа и Буринбаяо. Из Монголии приехали  популярные  певцы Амраа и Мино. Они исполнили песню «Хатарыш» — ремикс бурятской народной песни.

На фестивале, прошедшем 13 июля, присутствовало более 4-х тысяч человек. Все участники представили на суд жюри свой, уникальный вид ехора. Завершением фестиваля стал Гранд–ехор, где все выступающие и зрители образовали огромный круг и, объединившись, начали танцевать национальный танец. Участники надеются, что когда-нибудь им удастся провести самый большой ёхор в мире и побить рекорд Гиннеса по количеству участников в танце.

***

Дандар Бадлуев: «Ёхор – это образ жизни»

О мероприятии, традициях и проблемах возрождения бурятского народного танца «Новой Бурятии» рассказал директор «Бурятского национального театра песни и танца «Байкал» Дандар Жапович Бадлуев.

– Дандар Жапович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея проведения «Ночи ёхора»? Проводятся ли подобные мероприятия в других странах?


– Идея «Ночи ёхора» возникла у Елены Ширибон. Тогда она была пиар-менеджером нашего театра. Затем мы совместно разработали проект, и первый фестиваль «Ночь ёхора» стартовал в 2008 году. В этом году мы проводим фестиваль уже в пятый раз. Мероприятие отмечает юбилей! Подобное массовое мероприятие проводится в Якутии. Там каждый год проходит праздник «Ысыах», который заканчивается всеобщим хороводом – осуохай (так он называется), в этом году он установил рекорд по Книге рекордов Гинесса, поскольку собрал более 15 тысяч участников.

Вообще же круговые танцы есть у разных народов. Это древняя традиция, которая имеет ритуальное, сакральное значение. Историки-культорологи из Внутренней Монголии выяснили, что круговые танцы были широко распространены среди воинов и охотников. Они так усердно и даже рьяно танцевали, что даже утаптывали землю по колено. Этот танец назывался «дэбсэл». Видимо, потом у монголов этот обрядовый танец исчез, потерялся… Но каким-то чудом ёхор сохранился у бурят – эхиритов, хонгодоров, у якутов - круговой танец осуохай. Одна ученая-монголовед рассказала мне, что нашла данные, свидетельствующие о том, что у монголоязычных народов были разные виды ёхора – утренние, вечерние, перед охотой и т.д. В эпосах и сказаниях эти факты подтверждаются. А что касается сегодняшнего дня, то фестиваль «Ночь ёхора» проводится только в Бурятии. Нашим проектом заинтересовались буряты, проживающие в Монголии, Китае и в других странах мира.

– Нынешняя «Ночь ёхора» будет юбилейной. Что нового будет в программе мероприятия? Будет ли отличаться фестиваль от предыдущих? Увеличивается ли количество зрителей и если увеличивается, говорит ли это о том, что в Бурятии не хватает зрелищных мероприятий?

– Да, мы сами с нетерпением ждем этого события, для нас очень важного. 13 июля ожидается грандиозное открытие с участием приглашенных звезд монгольского мира. К нам приедут известные певцы из Внутренней Монголии Китая Бурин-Баяр и Урнаа, из Монголии – популярные исполнители Амраа, Мино и другие звезды. Они все будут исполнять бурятский ёхор вместе с нашими артистами под живое сопровождение оркестра народных инструментов им.Ч. Павлова. Состоится гала-концерт театра «Байкал». И, конечно же, по сложившейся традиции пройдет конкурс на лучшее исполнение ёхора. Участники смогут выучить новые и вспомнить прошлогодние ёхоры. Празднование завершится Гранд-ёхором и фейверком. 14 июля продолжится обучающая программа, концерт гостей и исполнителей народной песни, подведение итогов конкурса и вручение призов. И в финале – Гранд-ёхор. Это и будет первое отличие нынешнего фестиваля от предыдущих. Еще одним отличием этого ёхора будет то, что фестиваль будет проводиться на Центральном стадионе на набережной Селенги. В центр города участникам и гостям легче добраться. К тому же здесь и технические условия намного лучше.

ночь ёхора

«Ночь ёхора» – это особенное мероприятие для жителей и гостей РБ. Фестиваль вызывает особый интерес, это подтверждается ежегодным увеличением количества участников. Мы поняли, что людям интересно собираться вместе, вместе учиться танцевать ёхор. Также заметили, что ёхор постепенно «уходит» в народ (несмотря на то, что это народный танец, он забыт народом), на массовых мероприятиях, таких как свадьбы, юбилеи, люди стали танцевать ёхор.

Мы хотим, чтобы появился интерес к ёхору, и надеемся, что наши гости будут потом популяризировать наш ёхор у себя на родине. К примеру, в прошлом году в качестве наблюдателя на фестивале побывала известная шэнэхэнская поэтесса, активный сторонник развития бурятской культуры во Внутренней Монголии Сэмжит. Ей очень понравился фестиваль, она посмотрела все мастер-классы и увезла DVD-диски с обучающей программой к себе на родину и теперь там занимается продвижением ёхора.

Что касается зрелищных мероприятий, то их количество с каждым годом увеличивается. В этом году в рамках масштабной акции «Музыкальное лето» пройдет много культурных мероприятий.

– Дандар Жапович, как вы считаете, есть ли отличия в том, как танцевали ёхор раньше и как танцуют его сейчас?

– Ёхор – это одна из сторон традиционного уклада бурят. Его танцевали во время праздников, обрядовых мероприятий и т.д. Каждый знал слова ёхоров, мелодику, движения. Танцуя ёхор, люди расслаблялись, получали удовольствие, заряжались духовной энергией. Ёхор – это образ жизни. Современное же поколение не знает ни слов, ни движений. Чтобы танцевать ёхор, они специально этому обучаются, и потому нет того заряда, который был между теми, для кого ёхор был образом жизни. Но к этому можно прийти, для этого нужно выучить слова ёхора и выучить движения. И, конечно, понимать смысл слов, то есть нужно учить бурятский язык. Когда поешь и двигаешься в такт мелодии, тогда можно поймать это особое состояние, прочувствовать удовлетворение от исполнения ёхора. Это аналогично тому, когда вы танцуете на дискотеке, когда вы поглощены музыкой и всеобщим состоянием, воздействием танца на всех и на каждого. Ведь в старину, говорят, танцевали по нескольку дней, с перерывами на «чай попить». Как они достигали этого, не падали от усталости? Нужно прочувствовать ёхор, прочувствовать его магическую энергию. К примеру, якуты считают, что во время осуохай каждый участник хоровода может получить энергию на целый год!

– Среди бурят ёхор танцуют по-разному. Почему так сложилось?

– Во-первых, это различие бурятских племен и родов, а соответственно и традиций и обычаев. Кроме того, у каждого племени свой диалект и своя мелодика исполнения песен. Все это сказалось на разновидностях ёхора. Во-вторых, даже у одного рода есть несколько видов ёхоров. Ну и в-третьих, исполнение одного и того же ёхора в разных населенных пунктах одного района может отличаться.

– Танцевали ли вы ёхор в детстве?


– Да, конечно. Мне очень повезло! В детстве я танцевал ёхор в настоящем кругу носителей ёхорной культуры, если так можно выразиться. Во время ёхора собиралось несколько кругов. Это было непередаваемое ощущение, которое до сих пор осталось в моей душе. К сожалению, из современных исполнителей народных песен нет тех, кто застал те времена, когда ёхор был обычным явлением. И потому у большинства исполнителей ёхора получается некое искусственное пение, то есть заученное, механическое, без тех эмоций, которые могут появиться только при определенных условиях, о которых я уже рассказал. Эффекта невозможно достичь. Ведь в пении ёхора есть очень красивые моменты, вариации, где можно сымпровизировать голосом, найти новые краски и нюансы в мелодии, и таким образом получить катарсис. А раньше ёхор так танцевали и пели, что было слышно в соседней деревне! Представляете! И соседи говорили: «О-о-о, это Лопсон поет!..». Тогда в каждом селе были звезды-исполнители ёхоров с сильными, звучными голосами, они заводили толпу. Ёхор был своеобразным общественным мероприятием. Во время ёхора люди встречались, общались, знакомились, даже невест воровали. В общем, жизнь била ключом вокруг ёхора.

– А что делать сейчас, чтобы вернуть искусство исполнения ёхора?

– Здесь нужна системная политика в сфере образования и культуры, чтобы с детского сада, со школьной скамьи обучали ёхору. Коллектив театра «Байкал» в одиночку не осилит этот важный вопрос. Это ведь вопрос национального самосознания бурят. И когда мы сможем вернуть ёхор народу, тогда будем интересны другим народам, регионам и странам мира. Потому что первоначально возникает интерес к культуре, а потом уже к остальным сферам жизни. И в дальнейшем хотелась бы, чтобы фестиваль «Ночь ёхора» вошел в программы каждого туристического маршрута, чтобы люди специально приезжали в Бурятию на «Ночь ёхора». Как, к примеру, туристы ездят на фестиваль в Бразилию. У многих народов есть круговые танцы, и почему бы нам не объединиться и не сделать фестиваль круговых танцев народов мира на берегу Байкала. Мы считаем, что это станет ярким туристическим брендом Бурятии. И сам по себе фестиваль «Ночь ёхора» уже стал брендом нашей республики. В этом году мы ждем всех жителей и гостей Бурятии на пятый, юбилейный фестиваль 13 и 14 июля на Центральном стадионе! Хотелось бы, чтобы участники и гости мероприятия пришли в национальных костюмах или в одежде с национальными элементами.

Ирина Сапунова

Другие статьи на эту тему:


««« Все новости об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru