Долгие годы ушли у меня на то, чтобы понять, что главное в рыбацкой стратегии. И вот на склоне очередного десятилетия я сподобился купить нормальную лодку. Вообще-то лодок у меня было много. Из весел можно забор построить. Много лодок, а счастья они мне не приносили. Ловил, конечно, как все, даже лучше, но радикулит и ветер далеко от берега не пускали. А душа-то рвалась на острова. И вот я начал новую жизнь - хорошая надувная лодка с маленьким «сузукой». Для меня спиннингисты сразу разделились на два лагеря, с учетом того, что я причислил себя к третьему. Первая группа так и осталась на штопаных резиновых лодках у прибрежного камыша. Вторая, купив жутких размеров катера, улетела за горизонт. А я просто заплываю на острова, расположенные вдали от весельного и судоходного путей. Но суть не в расстоянии, а в том, что именно здесь, в мелких, заросших травой заливах, обитает вся щука.
Мои острова находятся в часе гребли от берега, но нескончаемые ветра охраняют их от посетителей. Нашел я их давно, а с появлением лодки забросил все остальные, далеко не безрыбные места. Лучшая рыбалка на островах в мае, но именно май объявлен запретным. Никто не объяснит мне, почему я не могу ловить щуку в мае, если она отнерестилась в середине апреля и давным-давно охотится за блеснами. Она, конечно, будет гоняться за моими вертушками и в июне, и в июле, но ловить щуку в это время года на моих островах может только спиннингист с крепкой психикой. Все бухты и проливы, еще месяц назад чистые от травы, в середине июня трудно проходимы для лодки, и даже ловля с поверхности приносит многочисленные пучки травы.
С каждым днем ситуация ухудшается, и свободная акватория уменьшается в несколько раз. Только зная все окна и бровки, где трава не дотягивается до поверхности, я целый день ловлю, а не мучаюсь.
Целый день для меня – это 4-5 часов на воде. Во-первых, в летние дни дольше ловить тяжело из-за солнцепека, а во-вторых, рыбы всегда хватает. В среднем это десяток щук от мелочи до 5-6 килограммов, пара жерехов и несколько окуней. Жерехов и щук меньше килограмма я пунктуально отпускаю и в итоге 4-5 «съедобных» рыбин на берег привожу.
Грамотная тактика Подавляющее большинство времени ловлю на крупные вертушки. Меньше 5 номера не ставлю. Иногда балуюсь колебалками и воблерами, реже попперами. Все это ловит рыбу, и я уже давно не вожу десятки приманок с собой. Чаще всего в кармане жилета у меня три вертушки, а все остальное дома. Ловля на мели позволяет избежать обрывов блесен, а использование добротной плетенки не позволяет рыбе откусить приманку.
Тактика тоже давно отработана: в зависимости от направления ветра, а он есть всегда, заплываю на моторе на край острова и дрейфую по ветру, не пользуясь якорем. Когда протока кончается, переплываю к следующему острову.
Островов много и процесс этот нескончаем. Но приходится определяться и по рыбе. На островах я выделяю три варианта «воды». Это коряжник, закрытые бухты и открытые протоки. Иногда рыба бывает только в коряжнике, а на другой день вся в закрытых бухтах. Для начала приходится определиться, а потом уже приступать к делу. Большое значение придаю и тому, что у щуки есть время «Ч», когда объявляется всеобщая мобилизация, и начинаются атаки на блесны. Очень редко щука ловится равномерно весь день. Чаще всего в ожидании первой поклевки проходит немало времени, зато потом рыба реагирует почти на каждый заброс. Затем начинаются пустые поклевки, и в итоге клев прекращается. Сначала я принимал пустые поклевки за дефект тройника, но потом пришел к выводу, что когда клев завершается, щука уже не хватает блесну, а бодает ее.
Важно бывает правильно определиться с берегом. Я иногда беру с собой напарника, которому выдал свои места. Он не любит неудобств и всегда встает с той стороны, где остров защищает его от ветра. Этим он мне очень нравится, потому как я всегда ловлю у того берега, в который бьет волна. По опыту знаю, что щука и жерех чаще всего будут именно там. Ловить, конечно, тяжело, особенно без якоря. Мотором я уже не пользуюсь и приходится бесконечно отгребать от берега, чтобы сделать 1-2 броска.
Но самое интересное - ловить хорошую щуку на мели. Иногда лодка садится днищем на дно и, казалось бы, тут могут быть только окуньки-матросики или щуренок-солдатик. Но бросаю под камыш, и оттуда вылетает щука. В ней будет побольше 3 килограммов, и вся борьба на поверхности. После каждой свечки щука плюхается на дно и поднимает фонтан брызг и куски грязи. Все это летит в лодку. Щуку отлично видно, но после каждого прыжка она исчезает в облаке мути и кажется, что все – сошла. А вот ловить такую щуку в яме - совсем не те ощущения.
Как красиво атакует щука, когда рассекая воду, идет наперерез блесне. За эти секунды успеваешь поудобнее устроиться в лодке и взглядом поискать, на месте ли подсак. А когда не догнавшая блесну щука останавливается у самого борта лодки, и вы гипнотизируете другу друга… В такие моменты понимаешь – не зря протаскивал свою лодку вброд из протоки в протоку к своим щучьим островам. В заключение хочу сказать, что привычка рыбачить на «своих» островах выработала тактику интимной рыбалки. Теперь я даже в другом месте первым делом заплываю в такую бухту, чтобы оказаться там в одиночестве, хотя бы на сегодняшний день. И эта тактика пока не подводила.
Непредсказуемая хищница За долгие годы охоты на щук накопилось очень много интересных наблюдений. Однажды я поднял в лодку щуку, лежащую на дне. Подцепил ее рукой только со второй попытки, осмотрел. Ни ран, ни признаков болезни. И тут она в лодке устроила целый концерт. Неужели спала? А однажды я ловил с берега, и щука шла за блесной. У меня была вертушка, и я сбросил скорость до минимума, но она так и шла в 10 сантиметрах от блесны. В итоге блесна легла на прибрежную тину, щука развернулась, чтобы плыть обратно, но вдруг передумала и схватила лежащую блесну.
Был случай, когда я рыбачил со спиннингом, а рядом стояла сеть и в ней я, проплывая, видел крупную плотву. Через полчаса плыл обратно и обратил внимание, что вижу всего половину плотвы. Как-то очень странно выглядела она. Тщательно приглядевшись, я увидел, что крупная щука держит ее в пасти поперек. Поэтому я и не видел ту часть рыбы, что была в пасти щуки. А на фоне дна почти не видна и сама щука. Я взял подсак и подвел под щуку. Она сначала не шевелилась, а потом стала рывками выдирать плотву из сети и в итоге все-таки бросила ее. Бедная плотва была вся располосована щучьими зубами. И не факт, что потом щука все-таки не вытащила ее из сети.
Павел Елизаров
Статьи на эту тему ранее: Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.