04.10.2010 | Добродушное чудачество
|
Козьма Прутков промелькнул в русской литературе как метеор, но оставил после себя заметный след. В 1854 г. Н.А.Некрасов опубликовал произведения Пруткова в «Литературном ералаше» – сатирическом приложении к журналу «Современник».
|
(К 160-летию выхода в свет произведений К.Пруткова) «Смотри в корень» (Козьма Прутков, «Мысли и афоризмы»). Козьма Прутков промелькнул в русской литературе как метеор, но оставил после себя заметный след. В 1854 г. Н.А.Некрасов опубликовал произведения Пруткова в «Литературном ералаше» – сатирическом приложении к журналу «Современник». Годы с 1854 по 1859 были самыми плодотворными в творчестве К.Пруткова. Это было новое, своеобразное и интересное явление в истории русской литературы. Многие считали его произведения легкомысленными и недолговечными, говорили, что это «беспредметное зубоскальство», «добродушное чудачество», «дурачество». Литературные критики пренебрежительно отзывались о Пруткове и в один голос утверждали, что он не заслуживает внимания и скоро будет забыт. Но оказалось все наоборот – все его критики забыты, а Козьма Петрович Прутков живет. Так кто же он? *** У Петербургского генерал-губернатора, сенатора, тайного советника М.Жемчужникова было три сына, которых он готовил к придворным чинам и карьере: Алексей (1821–1908) – окончил училище правоведения, Александр (1826–1896) – окончил Петербургский университет и Владимир (1830–1884) – был студентом Петербургского университета. Был и четвертый сын – Лев (1828–1912) – художник, окончил Академию художеств. Семья была дружная и веселая. «Золотая молодежь» вовсю развлекалась, проказничала, шутила в театре, иногда скандалила. Принимал участие в забавах братьев и их двоюродный брат граф Алексей Константинович Толстой (1817–1875). Будущий знаменитый поэт с раннего детства был в дружбе с императором Александром Вторым. У всех братьев была общая склонность к литературе. Старший брат Алексей в 1841 г. печатает стихи в «Отечественных записках», Владимир тоже писал стихи, но не печатался, он имел непосредственную связь с редакцией «Современника». А.К.Толстой был известен с 1841г. («Упырь»), а чуть позднее в «Современнике» были напечатаны его знаменитые стихи «Колокольчики мои...». У всех братьев был несомненный талант юмористов. Их шутки были неистощимы. И они с самого начала понимали, что их шутки не дурачество, а борьба против реакционного чиновничества и некоторых писателей. Под псевдонимом К.Пруткова братья Жемчужниковы и А.К.Толстой выступили на литературном фронте. Первым произведением К.Пруткова был водевиль «Фантазия» (1850г.), который был поставлен на сцене Александрийского театра и был снят с первого же представления. Публика недоумевала при представлении, не зная, смеяться или обидеться. Царь Николай Второй почувствовал неладное и покинул театр. В 1851г. в «Современнике» появляются первые басни Пруткова («Кондуктор и тарантул», «Незабудки и запятки» и др.). Это были смешные, но злые пародии. В частности, они высмеивали К.Масальского – одного из самых реакционных писателей. Тупоумие, пустословие под видом глубокомыслия, дворянская самоуверенность, стремление поучать – таково содержание басен. Талант авторов Пруткова проявился в умении изображать бесталанность и скудоумие до абсурда. Но юмор Пруткова был еще далек от обличительной сатиры, и лишь Некрасов поднял его на уровень борьбы против всего бездарного, лживого, реакционного в литературе. Он оказался собственником сатирического материала Пруткова, и в 1854г. в февральском номере «Современника» были сразу напечатаны 12 его произведений. К этому времени оформился сатирический образ Пруткова. Выразилось это в том, что Прутков («директор пробирной палатки»), чиновник и бюрократ, но «поэт», поучающий публику. Авторы создали тип важного самодовольства и самоуверенности чиновника, из тщеславия упражняющегося в разных родах литературы. Но сила Пруткова не в этом общем определении, а в той индивидуальной и законченной своеобразности, которую авторы сумели придать этому типическому лицу и воплотить в приписанных ему произведениях. Авторы сочинили биографию К.Пруткова. Л.Жемчужников с товарищами нарисовал его портрет. Слава Пруткова росла, но в следующих приложениях «Литературного ералаша» публикаций становилось все меньше. Причиной этому был распад содружества авторов – В.Жемчужников и А.Толстой ушли добровольцами на Крымскую войну, а Александр служил у Перовского – делал карьеру. Алексей писал, но ничего не печатал. С 1859 г. при «Современнике» выходил сатирический «Свисток» под редакцией Добролюбова, в котором были напечатаны басня Пруткова «Пастух, молоко и читатель», пьеса «Черепослов, сиречь Френолог», где высмеивается низкопоклонство перед иностранными авторитетами, а в 1863 г. был напечатан «Краткий некролог и два посмертных произведения». На этом К.Прутков прекратил свое литературное существование. В.Жемчужников писал по этому поводу: «К.Прутков должен был умереть, потому что мы, три его присных, или клевретов, проживали в разных местах, уже не были такими молодыми и веселыми и соединялись воедино лишь изредка». И надо сказать, что после 1861 г. Прутков не успевал за новыми требованиями сатиры и должен был умереть. Произведения Пруткова имеют определенного адресата, они не беспредметны. Он осмеивает лжеромантику поэта Бенедиктова. Именно у него Прутков позаимствовал позу презирающего толпу поэта – демона («Я гордо стал править веслом»), а также вкус к неожиданным сравнениям и дерзкими метафорам – «из жизни дней моих я вырву полстраницы и в ваш альбом вклею...». Поэт Щербина вдохновил Пруткова на сочинение антологических произведений «Философ в бане» и других, в которых новоявленный «жрец красоты» выставляет себя ценителем изящных предметов и «прекрасных» поз: Ты же меж тем щекочи мне слегка безволосое темя, Взрытый науками лоб розами тихо укрась. В пародиях на Полонского, Майкова, Фета высмеивается дворянский эстетизм, литературное направление «чистого искусства». Высмеивал Прутков и славянофилов Хомякова, Аксакова, Григорьева. Особенно доставалось крепостникам, реакционным историкам Погодину и Шевыреву. Злыми были пародии на министра Клейнмихеля, у которого «усердие все превозмогает» и который был одной из самых одиозных фигур николаевской эпохи. Во многих произведениях Пруткова есть намеки на личность императора Николая Второго. Он заслуживал это – после коронации стал грубым, заносчивым, самонадеянным, как и многие правители в прошлом, так и в настоящем времени. Какова же доля участия соавторов в образе К.Пруткова? Большая часть произведений написана Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми, меньшая А.К.Толстым, но они считаются лучшими. Александр Жемчужников написал несколько басен и шуточных комедий и, окончив университет, пошел по служебной лестнице. Братья работали, один дополняя другого. Владимир был душой содружества. Он является автором «Проекта о введении единомыслия». Сатира К.Пруткова не потеряла значения и в наши дни. Она злободневна: Не смотри, что в ранце дыра – Иди вперед и кричи: Ура! В гарнизонных стоянках довольно примеров, Что дети похожи на гг. офицеров. Только на государственной службе познаешь истину. А в заключение надо вспомнить еще пару афоризмов К.Пруткова: «Лучше скажи мало, но хорошо». О Козьме Пруткове писать можно много, но «никто не обнимет необъятного». Мысли и афоризмы Козьмы Пруткова о природе, охоте и охотниках «Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза». («Плоды раздумья» Козьмы Пруткова). Что к чему привешано Некоторая очень красивая девушка, в королевском присутствии, у кавалера де Монбасана хладнокровно спрашивала: «Государь мой, что к чему привешано: хвост к собаке или собака к хвосту?» – То сей проворный... кавалер, нисколько не смятенным, а... постоянным голосом ответствовал: «Как, сударыня, приключится; ибо всякую собаку никому за хвост, как и за шею, приподнять невозбранно». ..Приветствие... ..Шваб Андреас Гольце, ненароком к возлюбленной своей, девице изрядного поведения, вошед и оную увидев за обеденным столом сидящую и свой аппетит внутренностию жареной бекасины... удовлетворяющую, так приветствовал: «О Амалия! Если бы я был бекасиною, то, уповаю, всю тарелку вашу своими внутренностями через край переполнил бы!» На что случившийся при том Амальин родитель, незапно с места вскочив, учал того Гольце медным шомполом по темени барабанить и, изрядно оное размягчив, напоследок высказал: «Тысячу зарядов тебе в поясницу, негодный молодой человек! Я полагал доселе, что ты с честными намерениями к дочери моей прибегаешь!» Ученый на охоте Сказывают, однажды де-ла Фурси, французский знаменитый ученый, к исследованию мафематических истин непрестанно свой ум прилагавший, нежданно тамошним королем,… на охоту приглашен был, и из богатого королевского арсенала добрый мушкет для сего получивши, наравне с другими королю в охоте сопутствовать согласился. Но когда уже оная королевская охота, изрядно утомившись, обратно свой путь к дому направила, то, проезжая мимо славного и широкого каштана,… добрый сей король знаменитого того мафематика узрел, у подножия каштана на земле сидящего и тщательно, с превеликим прилежанием, на ладони дробь перебирающего, а мушкет и прочие охотничьи доспехи подалеку от него в стороне лежащие, и крайне сему удивляясь, громко его спросил: «Что вы делаете, господин де-ла Фурси?» На королевский запрос, ни мало не смешавшись, но с видимым отчаянием, ученый тот ответствовал: «Вот уже два часа, государь мой, как тщетно силюсь я привести сию дробь к одному знаменателю!» Осень С персидского, из ибн-Фета Осень. Скучно. Ветер воет. Мелкий дождь по окнам льет. Ум тоскует; сердце ноет; И душа чего-то ждет. Мысли и афоризмы Во время дела сгоряча Не стреляй в полкового врача. Часто завидую я сорокам, Что у них служба с коротким сроком. Если прострелят тебя в упор, Пой: Ширин, верин, ристофор. Ешь себе кашу с сальцем, А команду считай по пальцам. Не смотри, что в ранце дыра – Иди вперед и кричи: ура! Хорошо ловить рыбу, где ток воды мутен. Да здравствует Черкасский и Милютин! Даже с трудом на ногах стою – Принеси мне бобровую струю. Идут гуси, индейки и утки, Здесь помещенные боле для шутки. Плоды раздумья Самопожертвование есть цель для пули каждого стрелка. Женатый повеса воробью подобен. Усердный врач подобен пеликану. Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу. Камергер редко наслаждается природою. Не все стриги, что растет. Что имеем – не храним; потерявши – плачем. Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим. Глядя на мир, нельзя не удивляться! Любой фат подобен трясогузке. Всегда держись начеку! Не ходи по косогору – сапоги стопчешь! Советую каждому: даже не в особенно сырую и ветреную погоду закладывать уши хлопчатою бумагою... Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый? Собака, сидящая на сене, вредна. Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту. Ветер есть дыхание природы. Бывает, что усердие превозмогает и рассудок. Одного яйца два раза не высидишь. Даже летом, отправляясь в вояж, бери с собой что-нибудь теплое... Одна природа неизменна, но и та имеет свои: весну, лето, зиму и осень... Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. Новые сапоги всегда жмут. Да чем же я виноват, что меня послали собаку искать? Собрал Анатолий КЛЕПЦОВ г. Голицыно, Московская область Литературный конкурс журнала "Охотничий двор"
««« Все статьи об Охоте и Рыбалке
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.
|