Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

22.10.2010 | О ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ РЫБАЛКЕ И БИЗНЕСЕ

Весть о грядущем реформировании любительской и спортивной рыбалки, которая грозит стать платным удовольствием, всколыхнула общественность. На эту тему высказываются депутаты, чиновники, бизнесмены и рядовые граждане. 

Весть о грядущем реформировании любительской и спортивной рыбалки, которая грозит стать платным удовольствием, всколыхнула общественность. На эту тему высказываются депутаты, чиновники, бизнесмены и рядовые граждане. 

Пути и сроки реформ еще не до конца ясны. Но первые предпринятые Росрыболовством шаги в этом направлении не оставляют сомнений – реформа состоится.
Об этом говорят не только выступления и интервью руководителя Росрыболовства А. Крайнего, но и опубликованные на сайте этого ведомства проекты приказов, нацеленные на реализацию реформ: «О внесении изменений в приказ Росрыболовства от 13 января 2009 г. № 1» и «Об утверждении Порядка определения границ рыбопромысловых участков».
  Но обо всем по порядку. 

В мае в Волгограде и Москве прошли мероприятия, итоги которых дают представление о том, что будет происходить с любительской рыбалкой в регионах России.
17 мая в Волгограде состоялось всероссийское совещание по вопросам совершенствования организации рыболовства во внутренних водах России. 25 мая в Москве заседала правительственная комиссия по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. Руководил этим заседанием вице-премьер В. Зубков.
Эти же вопросы обсуждались и на прошедшем в столице заседании президиума Государственного Совета РФ, посвященном госрегулированию в области охраны окружающей среды.
В ходе названных мероприятий констатировалось, что, хотя любительской и спортивной рыбалкой в России занимаются миллионы (от 15 до 20 миллионов), должное правовое регулирование этого вопроса отсутствует.
Нет объективных данных об уже сложившемся рынке любительской и спортивной рыбалки как в регионах, так и в России в целом. Можно предположить, что нет полной картины и в Росрыболовстве.
Как и ранее, в качестве примеров для подражания назывались Астраханская и Мурманская области.
Приводились «дежурные» по Астраханскому региону цифры: 215 спортивно-рыболовных баз и 15 тысяч работников. Оставим эти цифры, в точности которых уже не однажды сомневались СМИ. По оценке как журналистов, так и граждан, таких турбаз в регионе значительно больше. Только не все они работают легально, а приводимые цифры не отражают реальной картины. Но это уже совсем другая, как говорится, история.
Возможности же для вовлечения любителей в полновесные экономические отношения есть. От емкости этого рынка аж дух захватывает!
  Вот только некоторые цифры: площадь внутренних пресноводных водоемов, озер, прудов – более 20 млн га; водохранилищ – около 9 млн га, а общая протяженность рек более 525 тыс. км. Большинство из этих объектов возможно использовать для развития рыбохозяйственной деятельности. 

По оценке правительства и чиновников, каждый водоем, где организуется платная любительская и спортивная рыбалка, создает 30 рабочих мест. А это уже польза для местной власти и людей. Ведь решаются вопросы занятости населения. Организации платят налоги, и идут отчисления в бюджеты разных уровней.
Да и сами любители, после того как водоемы станут платными, внесут немалый вклад в благосостояние территории. Заплатят не только за саму возможность порыбачить, но и за выловленную рыбу. И с этих поступлений тоже будут уплачены налоги.
Готовы ли мы к тому, чтобы передать внутренние пресноводные водоемы в частные руки?
  Изучая доступные документы и материалы, приходишь к выводу, что готовы. Выгоды от этого очевидны: рост налоговых поступлений, будет с кого спрашивать за положение дел и состояние, занятость населения, цивилизованные отношения и т.п. 

Но так ли это? На прошедших совещаниях, к примеру, некоторые участники проговаривались, что «забыли» о необходимости на своей территории создавать все те же рыбопромысловые участки.
Для спортивной и любительской рыбалки, по информации Росрыболовства, в России уже сформировано 6,5 тысяч рыбопромысловых участков. Их пока нет лишь в 34 субъектах.
  Думаю, что, получив соответствующий сигнал, эти участки сформируют. И в законодательство срочно внесут необходимые изменения в плане долгосрочного (20 лет) предоставления таких участков бизнесу. Правда, не совсем понятно, зачем это делать, ведь в соответствии с частью 1 статьи 14 Водного кодекса РФ договор водопользования уже сейчас заключается на срок в двадцать лет. Предоставление рыбопромыслового участка и договор водопользования, конечно, не одно и то же. Но и в первом и во втором случае в пользование предстоит передать водный объект полностью или его часть. 

СМИ уже не раз ставили вопрос о том, как можно поделить на участки реку, протекающую через ряд регионов. Ведь собственник, арендатор или долгосрочный пользователь обязан не только продавать разрешение на платную рыбалку, развивать сервис, поддерживать порядок, экологию, бороться с браконьерством и платить налоги. Он обязан заниматься еще воспроизводством рыбных запасов. А как сделать, чтобы выращенная в пруду и затем выпущенная в реку рыба осталась в границах отведенного участка? Разделить реку по границе участка сетями?А как поделить участки, созданные на водохранилищах или больших озерах?
Для промрыбаков границы рыбопромысловых участков устанавливаются в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Росрыболовства от 22 апреля
  2009 г. № 338, в том числе и на названных выше объектах. 

Приказом 338, к примеру, установлено, что границы рыбопромысловых участков определяются по точкам, указанным в географических координатах. Количество таких точек не может быть меньше трех и зависит от формы площади рыбопромыслового участка. Границы могут определяться:
– для прудов, обводненных карьеров, озер и водохранилищ в пределах всей акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части и могут выражаться в единицах площади (в гектарах) и (или) в единицах расстояния (длины и ширины в метрах), а также части акватории, границы которой устанавливаются в точках, описанных в географических координатах;
– для рек – шириной, ограничиваясь левой и правой береговыми линиями водного объекта рыбохозяйственного значения, а также длиной русла, выражаемой в метрах.
Допускается установление границы рыбопромыслового участка реки от береговой линии и в глубь водного объекта рыбохозяйственного значения.
  По согласованию с Росрыболовством допускается описание границ речных рыбопромысловых участков не в географических координатах, а в расстояниях (в метрах) от устья к верховью реки с учетом географического рельефа местности.  

Допускается определение границ рыбопромыслового участка, включающего в себя всю акваторию озера или водохранилища, в виде географического названия конкретного водного объекта.
Все это, в общем, соответствует требованиям статьи 18 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», но как быть с рыбопромысловыми участками для любительского и спортивного лова? Они будут определяться в регионах единообразно? Если да, то когда и кем будут подготовлены модельные проекты? И можно ли будет распространить на них порядок, установленный для рыбопромысловых участков?
В продвинутых регионах, где уже работают бизнесмены от организации любительского и спортивного рыболовства, прошли конкурсы на закрепление этих самых участков.
К примеру, в той же Астраханской области. В конце января этого года было объявлено о проведении конкурса на рыбопромысловые участки для организации любительского и спортивного рыболовства в Ахтубинском, Камызякском и Енотаевском районах. В конкурсной документации были прописаны их границы, причем многие из них пришлись на места, куда ежегодно приезжают «дикие» туристы. Участки закреплены за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на 20 лет.
Все ли бизнесмены хотят закрепить за собой конкретный участок водного объекта? Практика показывает, что далеко не всегда это выгодно. Ведь после получения такого участка сразу появляется перспектива подвергнуться проверке контрольными органами: убран ли мусор на берегу, вся ли выловленная рыба записана в журнале, есть ли квота и как ведется учет ее вылова и т.д.
Скоро начнут проводить такие конкурсы в других регионах. Кто в них будет иметь приоритет на долгосрочное закрепление участков? Те игроки, которые уже не раз заключали такие договоры? А может, установить для всех равные возможности? Если да, то когда об этом можно будет узнать?
На эти бесконечные вопросы можно ответить: «Передадим соответствующие полномочия в регионы, а уж они все определят». Но ведь регионы и сейчас могут регулировать вопросы любительской и спортивной рыбалки. Правда, при этом они должны руководствоваться действующим законодательством. А вот его-то в части регулирования этого вопроса и нет! Будут ли без помощи центра подготовлены такие региональные и муниципальные акты?
С 1 апреля 2010 г. вступил в основном в силу новый Федеральный закон об охоте. А в каких регионах уже есть свои региональные законы об охоте и правила? Далеко не во всех. Полного же пакета из регионального закона об охоте и почти сорока иных подзаконных актов, судя по всему, и до настоящего времени нет ни в одном из регионов.
  Хочется верить, что с реформой любительского и спортивного рыболовства такого не произойдет. Модельные законы и подзаконные акты будут срочно разработаны и направлены в регионы. Затем Росрыболовство и иные федеральные органы будут строго следить на местах за исполнением Конституции и федерального законодательства. 

Учесть же при региональном нормотворчестве и разработке актов местного самоуправления следует, прежде всего, права той части граждан, которые не желают или не пожелают платить деньги за любительскую рыбалку. Ведь часть 7 статьи 24 названного Федерального закона предусматривает, что при утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыбопромысловых участков необходимо обеспечить предусмотренные частью 1 настоящей статьи права граждан осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
Вроде ясно, но все ли?
Все ли имеющиеся в регионах обособленные водные объекты: водохранилища, озера, пруды, обводненные карьеры и торфяники – можно уже сейчас передавать в руки арендаторов, пользователей и собственников?
В Московской, Астраханской, Мурманской и ряде других областей бизнес по организации любительского и спортивного рыболовства уже работает. Есть здесь и соответствующий опыт, но так не везде.
Работает он, к примеру, в соседней с Москвой Калужской области. Но вот о том, чтобы враз взять и передать все имеющиеся здесь водные объекты, говорить пока нельзя. Да и власти этого делать не спешат.
В области насчитывается около 500 искусственных гидротехнических сооружений (ГТС). Часть их сохранилась возле старых барских усадеб, более половины всех водоемов появилось в 50–60 годы прошлого века как места отдыха и рыбной ловли, другие возникли позднее. Сегодня многие водоемы находятся на территории бывших колхозов и совхозов, полузаброшенных деревень. Примерно 300 ГТС представляют собой глухую земляную плотину, неизвестно какого года происхождения, в лучшем случае оборудованную примитивной переливной трубой. Для местного населения эти пруды давно стали элементом ландшафта.
На проведенном областным министерством природных ресурсов заседании выяснилось, что на сегодняшний день нет точных сведений о количестве ГТС, а имеющиеся данные противоречат друг другу. Нельзя сказать точно, сколько гидротехнических сооружений имеют собственника, а сколько из них бесхозны. При сравнении представленных данных специалисты выявили путаницу даже в месторасположении водоемов, не говоря уже о технических параметрах ГТС.
В этих условиях говорить о поиске собственника для таких примитивных сооружений просто не имеет смысла. Совершенно очевидно, что, прежде чем передать обособленные объекты в руки собственника, арендатора или долгосрочного пользователя, необходимо их соответствующим образом подготовить.
В Калужской области задумались о разработке специальной долгосрочной целевой программы, которую здесь разрабатывают совместно с общественностью. На первом этапе планируют провести инвентаризацию и обследование ГТС. Второй этап, рассчитанный до конца 2015 года, будет идти параллельно с первым. За это время планируется привести в надлежащее состояние в первую очередь потенциально опасные ГТС прудов и водохранилищ.
Конечно, может быть, было бы выгоднее все объекты передать в частные руки, и пусть уж владельцы позаботятся о том, чтобы сделать их привлекательными для отдыха и рыбалки. Наверное, это тоже правильно.
Но может быть, не стоит торопиться с передачей всех или почти всех обособленных водоемов собственникам, арендаторам или долгосрочным пользователям? Провести их инвентаризацию, а затем уже принимать по каждому конкретное решение?
Это тем более было бы правильно, учитывая, что в развивающийся бизнес по организации любительской и спортивной рыбалки придут новые игроки. Они, наверняка, будут иметь разный потенциал, но государство ведь должно обеспечить для всех одинаковые условия для развития нового бизнеса. Хочется верить, что это будут не только меры по совершенствованию законодательства.
Как справедливо и ответственно заявляют власти, нельзя при этом забывать о возникающих проблемах социального плана. Прежде всего, необходим баланс интересов власти, бизнеса и граждан. Другими словами, любительская и спортивная рыбалка должна остаться доступной для населения.
На совещаниях в мае говорилось, что региональные власти и муниципалитеты, которым предстоит на практике решать вопрос о создании на своих территориях полновесной отрасли любительской и спортивной рыбалки, не должны допустить, чтобы при этом все 100% водных объектов стали платными. В конце концов каждый желающий должен иметь возможность пополоскать спиннинг или поплавочную удочку не только в своей собственной ванне!
Поэтому уже сейчас требуется не только провести полную инвентаризацию и обследование водоемов в регионах, но и определить ориентиры для того, чтобы было не просто необходимо, но и выгодно иметь водоемы для свободной рыбалки. А это нельзя будет сделать, не посоветовавшись с гражданами, в интересах которых, собственно, и задумывается новый проект.
Над чем еще предстоит подумать?
Над тем, чтобы не забыли организаторы и проводники этой реформы о ее открытости и прозрачности для каждого гражданина, заинтересованного в ней. Надо сделать так, чтобы общественность была в курсе происходящего и своевременно получала информацию через доступные большинству СМИ: телевидение, радио и печать, а не только Интернет.
Доступнее для любителей-рыбаков и просто граждан должно стать законо- и нормотворчество депутатов и чиновников. Многие не только интересуются, но и хотят принять личное участие в этом проекте. Это касается и проблем установления норм вылова рыбы одним любителем. Они, как считают многие рыболовы, нужны. А вот какие они будут установлены по регионам – этот вопрос хотелось бы обсудить с любителями.
В ближайшее время начнется разработка новых правил любительского и спортивного рыболовства для каждого субъекта РФ. Это, естественно, вызывает интерес у любителей-рыболовов, которым предстоит их соблюдать. Пока же информации о том, как будут меняться имеющиеся нормы и правила, не достает. В опубликованных на официальном сайте Росрыболовства проектах приказов есть неясности.
В заключение хотелось бы пожелать всем нам не быть безразличными. Направляйте свои предложения депутатам, чиновникам, общественным организациям. Вместе мы сила. Коллективный наш разум не позволит развалить общедоступную любительскую и спортивную рыбалку, которая веками сохранялась в нашем Отечестве.
 

Вячеслав Михайлов
Фото автора
  Журнал "Охотничий двор" № 10 (октябрь) 2010 г.


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru