02.02.2011 | Правовые аспекты туристских путешествий (извлечения из книги)
|
Любая сфера человеческой деятельности в той или иной мере нуждается в определении правил поведения и границ дозволенного. Подобные функции с древнейших времен выполняет право, которое стремится к максимально полному и адекватному отражению общественных отношений. Одним из видов таких отношений является спорт и туризм.
|
Любая сфера человеческой деятельности в той или иной мере нуждается в определении правил поведения и границ дозволенного. Подобные функции с древнейших времен выполняет право, которое стремится к максимально полному и адекватному отражению общественных отношений. Одним из видов таких отношений является спорт и туризм. Люди, отправляющиеся в туристские путешествия, сталкиваются с разнообразными, зачастую неожиданными, правами и обязанностями, ограничениями и ответственностью. Значительный объем нормативных актов, иногда противоречащих друг другу, осложняет проведение туристских походов и путешествий. Возможность соблюдения требований российского законодательства зависит не только от действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, но также и от правовой культуры туристов, их информированности о существующих нормах и правилах. Автор надеется, что данная книга позволит туристам лучше узнать свои права и обязанности, предотвратит возможные конфликты с представителями органов власти, и таким образом будет способствовать успешному проведению туристских мероприятий. Данная книга не претендует на полноту освещения указанной проблематики, поскольку туристские коммерческие и некоммерческие путешествия основаны более чем на двух десятках отраслей права и тысячах нормативных актов. Безусловно, практически в каждом походе, а иногда и после него, случаются ситуации, требующие профессиональных знаний и серьезного аналитического разбора. Здесь же содержится попытка дать в виде краткого юридического справочника основные сведения, необходимые участникам указанных путешествий, не обладающим специальным юридическим образованием. Книга написана с учетом практики проведения одноименных семинаров и обмена опытом в Клубе туристов Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (Турклуб МИТХТ), Горном Турклубе при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Клубе туристов «Ветер» РГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева и некоторых других спортивных клубах. Нормативный материал приведен по состоянию на 1 января 2008 г. § 5. Правовой режим оборота оружия, наркотических средстви психотропных веществ Туристы, совершая спортивные и иные путешествия, часто используют различные ножи и гражданское оружие. При этом при взаимодействии с правоохранительными и контрольными органами обычно возникают вопросы о том, что считать оружием, каковы правила его приобретения, ношения, транспортировки. Правовой режим оборота оружия определяется Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и некоторыми иными нормативными правовыми актами. В соответствии с законом, оружие – это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием. Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: - гражданское; - служебное; - боевое ручное стрелковое и холодное. К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Гражданское оружие подразделяется на: 1) оружие самообороны: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации; огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации; газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации; электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации; 2) спортивное оружие: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное; холодное клинковое; метательное; пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж; 3) охотничье оружие: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами; пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж; холодное клинковое; 4) сигнальное оружие; 5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации. К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками отдельных юридических лиц. К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач. Право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего, сигнального и холодного клинкового оружия имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства. Граждане Российской Федерации имеют право приобретать оружие на основании лицензии с последующей его регистрацией в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства. В лицензии допускается регистрация не более пяти единиц оружия. Лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия. Срок действия лицензии пять лет, после чего он может быть продлен. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить документы, удостоверяющие личность гражданина, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации. Лица, впервые приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны, огнестрельное бесствольное оружие самообороны, газовые пистолеты и револьверы, сигнальное оружие, за исключением лиц, имеющих разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием по программе, которую определяет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Лица, впервые приобретающие спортивное огнестрельное гладкоствольное оружие и охотничье оружие, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право Правительством Российской Федерации, по программе, согласованной с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которые имеют охотничьи билеты. Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. При этом право на приобретение данного оружия имеют указанные категории граждан при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия. При регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства выдается разрешение на его хранение, а при регистрации охотничьего огнестрельного и пневматического оружия, а также спортивного или охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия – разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно не подлежат регистрации, и граждане Российской Федерации имеют право приобретать их без получения лицензии. Конструктивно сходные с оружием изделия, пневматические винтовки, пистолеты и револьверы с дульной энергией не более 3 Дж, сигнальные пистолеты и револьверы калибра не более 6 мм и патроны к ним, которые по заключению Министерства внутренних дел Российской Федерации не являются оружием, приобретаются без лицензии и не регистрируются. Вопрос о том, относится ли тот или иной предмет к оружию, достаточно сложен и его решение, как правило, требует проведения криминалистической экспертизы. В отношении каждого вида оружия действуют специальные ГОСТы и иные технические нормы1. Так, параметры для охотничьих ножей ГОСТ Р 51500-99 «Ножи и кинжалы охотничьи» устанавливает, что длина клинка должна быть не менее 90 мм, толщина обуха не менее 2,6 мм, твердость клинка не ниже 42 HRC и т.д. Несоответствие хотя бы одной из технических характеристик ножа, означает, что этот нож к холодному оружию не относится. Следует иметь в виду, что ксерокопия листа сертификации о том, что покупка холодным оружием не является, не устраняет возможные проблемы во взаимоотношениях с должностными лицами. Ксерокопия не является документом, имеющим юридическую силу. Оригинал сертификата или иного документа также фактически не гарантирует его легитимность, поскольку анализ подлинности печати и полномочий органа сертификации может подтвердить только экспертиза. Поэтому, если должностное лицо (например, сотрудник милиции) сомневается в том, что та или иная вещь не является оружием и собирается ее изъять, гражданину необходимо требовать соблюдения процедуры изъятия вещей и документов (выемки), предусмотренной статьей 27.10 КоАП РФ или статьей 183 УПК РФ. Осознание необходимости соблюдения длительной законной процедуры изъятия вещей и документов обычно устраняет желание должностного лица такой предмет изымать. Изъятие вещей и документов без соответствующего процессуального оформления фактически означает совершение уголовного преступления в виде злоупотребления должностными полномочиями или их превышения. В любом случае, в целях исключения возможных конфликтов, руководителю туристской группы целесообразно предварительно разъяснить участникам, что любые ножи и иные предметы, похожие на оружие, до начала маршрута должны находиться среди ручной клади, то есть не на виду. Дмитрий Дубровский
««« Все статьи об Охоте и Рыбалке
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.
|