Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

03.02.2011 | В ожидании вальдшнепа

 Знаменитый русский художник-передвижник Илларион Прянишников был заядлым охотником. Наверное, поэтому его картина «На тяге» выглядит настолько убедительной – художнику удалось точно подметить  все детали весенней охоты. О подробностях создания этой работы  рассказывает постоянный эксперт нашего журнала – ведущий научный сотрудник Государственного Русского Музея Сергей Криводенченков.

Знаменитый русский художник-передвижник Илларион Прянишников был заядлым охотником. Наверное, поэтому его картина «На тяге» выглядит настолько убедительной – художнику удалось точно подметить  все детали весенней охоты. О подробностях создания этой работы  рассказывает постоянный эксперт нашего журнала – ведущий научный сотрудник Государственного Русского Музея Сергей Криводенченков.

 

Илларион Михайлович Прянишников

 

(1839–1894) – живописец-жанрист, учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1856–1865) у С.К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве. Уже в первых работах начала 1860-х гг. («Мальчик-коробейник», «Чтение письма в мелочной лавке») отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, – «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865) – сразу принесла ему широкую известность. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами «Погорельцы» (1871), «Порожняки» (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни. Среди произведений Прянишникова лучшими считаются: «На тяге», «Жестокие романсы», «Возвращение с ярмарки», «Спасов день», «Охота на медведя» и «В мастерской художника» . В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом Академии Художеств, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова – «Крестный ход» – осталась незаконченной из-за смерти автора.

 

 

Картина зрительно вытянута – мы едва видим небо, а у деревьев как будто срезаны верхушки. Все это акцентирует внимание на верхней части, туда же пристально смотрит охотник. Он держит ружье наготове и  ждет сигнала к действию.
«Это охота на вальдшнепа. Вальдшнеп появляется внезапно,  сначала он летит молча, а потом вдруг начинает цыкать. И охотнику, услышав шум птицы, надо успеть тут же на вскидку выстрелить», – объясняет Сергей Криводенченков, исследователь русской охотничьей живописи и любитель охоты.
Охота на вальдшнепа считается одной из самых интересных. В полете птица движется не по прямой линии, а вверх-вниз, вправо-влево, поэтому для того, чтобы попасть в цель, надо иметь очень хороший глазомер. Кроме того, вальдшнеп достаточно небольшая птица, из-за этого охота требует максимальной сосредоточенности.  
«Обычно она проходит весной или осенью, и начинается в вечернее время. Начинаются сумерки, почти уже заходит солнце – и вот в это время  самцы-вальдшнепы с таким длинным клювом летят над лесом, иногда между деревьев, но чаще всего над верхушками. 
И начинают хоркать или цыкать и головой  крутить в сторону. Летят не очень высоко,  они ищут вот в этой заболоченной территории самок», – говорит Сергей Криводенченков.
Пользуясь романтическим настроением вальдшнепов, их подкарауливают охотники. В XIX веке, как и сегодня, охота на вальдшнепов пользовалась очень большой популярностью. Так, знаменитый писатель Иван Тургенев был большим поклонником именно этого вида охоты.
«Охота на вальдшнепа – это охота, от которой получаешь отдачу. Потому что очень много птиц и можно получить добычу. Тургенев брал их за сезон, если не сотнями, то десятками. Обычно на такой охоте стреляют очень часто, много. Поэтому на картине мы не случайно видим двухствольное ружье – с первого раза можно не попасть, стрелять приходится еще раз, сразу же, и тут же быстро перезаряжать», – объясняет искусствовед.
В конце XIX века двухстволка поступила в серийное производство и стала доступна почти всем желающим. А еще до отмены крепостного права в 1861 году охота считалась видом отдыха для богатых и приближенных к императорскому двору. В то же время самих птиц на картине мы не видим. Но мы чувствуем их приближение. 

«Хозяин сосредоточенно смотрит вверх, а собачка смотрит, правда, не на птицу, а на его реакцию. Она понимает, что если хозяин так насторожился, значит сейчас что-то должно произойти. Если собака не раз участвовала в охоте, то она знает, что после выстрела и, увидев  падающую дичь, она тут же ринется за добычей», – говорит Сергей Криводенченков.

То, что охотник на картине один, не означает, что он в этот момент обязательно охотился в одиночку. Возможно – как это происходит при охоте на вальдшнепов – он «поделил» лес со своими товарищами. И другой любитель охоты со своей собакой находится где-то в 30–50 метрах. Если товарищ не попадет, то дичь сможет подбить другой участник охоты.
Охота на вальдшнепа длилась несколько часов вплоть до наступления полной темноты.  Весенние сумерки художник передает теплым коричневым цветом.
«Коричневатый оттенок вообще характерен для русской природы. Наша природа немного приглушенная, серо-коричневая гамма присутствует постоянно», – говорит искусствовед.
Охотничьи традиции XIX века не сильно отличались от современных. Горожане, приезжавшие поохотиться в лесу, останавливались в селе или в деревне. Отходили на несколько часов, а потом либо ямщик вез их домой в город, но чаще они все-таки предпочитали устроить сытную и веселую трапезу, хвастаясь своими трофеями и заново переживая все самые острые впечатления. Ведь, как любил повторять художник-охотник Илларион Прянишников, он даже назвал так одну из своих картин: «Охота – пуще неволи!»

 

Анна Суздальцева

««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru