Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

09.02.2011 | «Все прах и суета, кроме охоты»

Иван Сергеевич Тургенев, обладая натурой широкой, любил в своей жизни многое – Родину и труд литератора, друзей и женщин, природу и дальние странствия. Но страсть у него была одна – охота. Причём, как говорил сам писатель, порой она одерживала перевес над всеми остальными привязанностями.

Иван Сергеевич Тургенев, обладая натурой широкой, любил в своей жизни многое – Родину и труд литератора, друзей и женщин, природу и дальние странствия. Но страсть у него была одна – охота. Причём, как говорил сам писатель, порой она одерживала перевес над всеми остальными привязанностями.

«НА ОХОТУ МЕНЯ НЕ ПРОСТО ТЯНЕТ, А РВЁТ»

Свою страсть к охоте Тургенев называл, во-первых, благородной, во-вторых, наследственной, а в-третьих, «неистовой, неистомной и неизбывной». Подобные аргументы выдвигались им всякий раз, когда друзья и знакомые не проявляли в отношении его увлечения должного понимания. Отправляясь весной 1846 года из Петербурга в Спасское-Лутовиново, 28-летний литератор увозил с собой дружеское, но слегка тревожное напутствие В.Г. Белинского: «Вы уж, бога ради, это лето не увлекайтесь так охотой, а пишите…» Речь шла о рассказе, который Тургенев клятвенно обещал написать для сборника «Левиафан» – нового литературного проекта, затеянного Белинским и Некрасовым.

Этой же весной его возлюбленная, французская певица Полина Виардо, получает письмо, которое начинается многозначительной фразой: «Весенняя тяга вальдшнепов – одна из красивейших охот по перу… Ежели вы не знаете, что такое вальдшнеп, объясняю – это птица с длинным носом, у которой всё вкусно: даже самые кишки, даже… и т.д. Но прелестна она не одним своим вкусом, а тем, как взлетает в лесу, заставляя охотника трепетать и восторгаться – или остановиться, смотря по тому, каков он стрелок! Промахнёшься и стоишь, как «омрачённый кот»». Далее в своём послании Тургенев принимается растолковывать своей корреспондентке, далёкой от тонкостей охоты по перу, как надобно стрелять вальдшнепов: «На вечернюю тягу следует приходить заранее, чтобы выбрать место поудобнее – какую-нибудь полянку, просеку, можно даже встать у края вырубки или широкой лесной дороги. Обстрел должен быть круговым – ведь птица может налететь с любой стороны, а ещё хорошо, чтобы за спиной находилась декорация – куст или деревце. И боже вас упаси, во время приближения вальдшнепов резко двигаться и выказывать своё нетерпение и горячность!»

А Белинский между тем ждёт обещанного, и когда Фет показывает ему письмо от Тургенева, которое начинается словами: «Уж вы-то знаете, как заставляет биться сердце взлёт вальдшнепа в почти уже голой осиновой роще…», ему становится ясно, что рассказ если и появится, то только глухой зимой. И это был уже не первый случай в биографии писателя, когда охота отвлекала его от других занятий. Много лет спустя он так вспоминал о своей студенческой поре: «Я кончил курс хорошо, мне даже предлагали остаться при университете, да и сам я даже намеревался избрать учёную карьеру. Но уехал на лето в деревню, увлёкся охотой и диссертации, разумеется, не написал».

Однажды Тургенев приехал в Москву для решения важных дел. Но, как на грех, в той же гостинице остановился его хороший приятель, тоже заядлый охотник. Иван Сергеевич, уже одетый для выхода, хотел всего лишь поприветствовать своего знакомца и постучался в номер. Дверь открылась, приятель стоял с мужиком в центре комнаты и мерил аршином свежую медвежью шкуру… Тургенев просидел у него до глубокого вечера, беседуя об охоте и о самых задушевных предметах, с нею связанных.

НАСЛЕДСТВЕННАЯ СТРАСТЬ

Ещё при жизни Ивана Лутовинова, двоюродного деда Тургенева, в Спасском постоянно устраивались пышные охоты. По свидетельствам мемуаристов, преобладающей страстью старика Лутовинова была псовая охота. Его псарня насчитывала несколько сотен собак, которые находились в разных деревнях, так что когда он приезжал в одну из них, то к его услугам всегда были готовы целые своры. Иван Иванович был большим почитателем охотничьего оружия работы французских мастеров и собрал за свою жизнь довольно богатую коллекцию, где «сверкали» такие имена, как Тюренн, Пироб, Шасто (все они были королевскими оружейниками, работавшими во второй половине XVII и начале XVIII века в Лувре). Кроме того, он содержал огромный штат крепостных егерей.

 

Тургенев


Такой же фанатичной любовью к охоте был известен и родной дед писателя – Пётр Лутовинов. У него, как и у брата, имелись «преогромная ватага охотников, несколько сот собак всевозможных пород, и оружейная коллекция. Только состояла она в основном из образцов, созданных мастерами Тульского, Сестрорецкого и Олонецкого оружейных заводов. Эти оружейники в XVIII столетии изготавливали прекрасного качества охотничье оружие со стволами из дамасской стаи и богатой отделкой, которое весьма ценилось не только в России, но и Европе.

Наследница Спасского, мать будущего писателя, Варвара Лутовинова по традиции продолжала устраивать охотничьи выезды и принимать в них участие наравне с мужчинами. Понятно, что уже с детских лет Тургенев был посвящён во многие таинства охотного дела, но всё же своим первым и настоящим учителем он считал А.И. Купершмидта, который служил музыкантом в Московском Императорском театре и одновременно занимал должность распорядителя зимних и летних охот в Московском обществе охоты (было основано в 1864 году). Ещё одним наставником писатель называет своего дворового человека Афанасия Алифанова, который с 1837 года становится его неизменным спутником в путешествиях по охотничьим тропам. Страстное увлечение надолго связало неграмотного крепостного и просвещённого дворянина. Вернувшись в Спасское после очередного европейского путешествия, Тургенев подробно рассказывает Афанасию о своих охотничьих подвигах в Баден-Бадене, о том, как там устраивают облавы, описывает ему с шутливыми преувеличениями внешность фазана и забавляется изумлением опытного охотника, сроду не слыхавшего о таких птицах. Бедняга никогда не видал ружья, заряжающегося с казённой части, и узнав, что барин привёз одно такое своему соседу-помещику, тут же, среди ночи, засобирался в дорогу, чтобы собственными глазами увидеть диковинку. «Передай Афанасию, что я привезу ему ружьё и патроны нового фасону, – хоть по перепелам с ним постукаем», – пишет писатель своему управляющему из следующего путешествия по Франции.

«УЖАСАЮЩЕ ХОРОШАЯ ПОГОДА»

Как бы ни была сильна страсть, но время, отданное Тургеневым охоте, стало в его творчестве периодом накопления богатого материала. Это увлечение питало его мысли и чувства каждый раз новыми впечатлениями, наблюдениями, встречами с разными людьми. А талант литератора сплавлял все эти мгновения в совершенную форму и наполнял её глубоким смыслом, который далеко выходил за пределы натурных зарисовок. Каждая деревня, каждое охотничье угодье близ Спасского-Лутовинова были ему известны до последнего камня. Он ночевал на сеновалах, в крестьянских избах, бывал в придорожных кабаках, останавливался у соседей-помещиков и на постоялых дворах. Он умел видеть – и природа открывала ему свои тайны, он умел слушать – и люди доверяли ему свои секреты. И лето 1846 года вовсе не было бесплодным для молодого писателя – в 1847 году в январской книжке знаменитого журнала «Современник» был напечатан первый рассказ из «Записок охотника» под названием «Хорь и Калиныч». Успех был грандиозным. Это небольшое произведение, написанное, по словам автора, «за один присест», открыло совершенно новую и самую интересную главу во всей истории русской охотничьей литературы.

Тургенев, безмерно любивший своё Спасское-Лутовиново, кочевал по всей Европе, только наездами бывая в родных местах. Причиной всему была многолетняя любовь к Полине Виардо, которая заставляла его всюду следовать за певицей и её мужем, бесконечно на что-то надеяться и страдать. К чести Виардо нужно заметить, что она, как никто другой, понимала страстную натуру Тургенева, в том числе и его увлечение охотой. Во время разлуки она высылала ему все европейские новинки охотничьей литературы и баловала дорогими подарками.

Так, в одном из писем писатель хвалит ружья работы московского мастера Петра Шишкова, виденные им на выставке мануфактурных изделий, и вскоре получает от Полины сразу два роскошных дара. Один – богато изданные охотничьи мемуары её супруга Луи Виардо, а второй – двуствольное охотничье ружьё с кремниевым замком, изготовленное в мастерской Шишкова.

Здесь стоит сделать небольшое отступление, чтобы выяснить, чем же славились изделия этой фирмы. Петр Харлампиевич Шишков открыл свою мастерскую в 1835 году в Москве. В 1853 году журнал «Отечественные записки» дал высокую оценку шишковским ружьям, поставив их выше ружей известного тульского мастера Петра Гольтякова. Изделия мастера не раз экспонировались на различных выставках – в основном это были охотничьи ружья, предназначенные для состоятельных любителей и стоившие весьма дорого – от 200 до 300 рублей. В Московском историческом музее представлен один образец работы Шишкова – двуствольное охотничье ружьё, аналогичное тургеневскому, которое не сохранилось из-за неоднократных пожаров, случавшихся в Спасском-Лутовинове. Итак, на стволах раритета золотом инкрустировано слово «МАСКВА» (написанное по устному произношению) и выбито глубокое с позолотой клеймо из двух перекрещённых якорей и короны. На обратной стороне стволов имеется тульское клеймо, что говорит о месте их производства или испытания, а на замках штампом поставлено овальное клеймо с фамилией мастера. Ружьё украшено изящной гравировкой на замках и резьбой на ложе, выполненной опытной рукой и с большим художественным вкусом. Приклад ружья имеет удобный глубокий вырез на торце, а по типу его относят к ружьям для охоты на пернатую дичь. Толстый стальной затыльник хорошо защищает ложу и удобен при заряжании, поскольку ружьё для этого ставилось на землю.

Но вернёмся к нашей теме. Ещё до того, как Тургеневу было подарено новое ружьё, он сообщает Полине Виардо о своих планах на лето 1850 года, которые сводились в первую очередь к неотложным литературным трудам. Но вскоре «монашеский» тон писем заметно оживляется: «Из своих окон я вижу большой луг, омываемый рекой – там важно прогуливаются зуйки… Вчера и сегодня я уже охотился – в этом году дичи не так уж много, однако мы с Афанасием убили 3 зайцев, 8 глухарей, 5 куропаток и 1 перепёлку… Моя Дианка (любимая собака писателя. – Ред.) творила чудеса и с восхитительной уверенностью находила глухарей».

 


Войдя во вкус, Тургенев продолжает свои охотничьи путешествия: «Я много раз был на охоте, но дичь решительно покинула эти края – приходится надрываться, бегать целыми днями для того только, чтобы обнаружить жалкий выводок глухарей. Не думаю также, чтобы и с дупелями дело обстояло благополучнее: уже десять дней, как у нас стоит ужасающе хорошая погода, которая им не очень нравится… Диана более чем когда-либо превосходна и неутомима. Она выследила мне глухарей по такой жаре, о которой вы, французы, не имеете никакого понятия». Тем не менее после отъезда из деревни Иван Сергеевич, полный новых впечатлений, приступает к работе над рассказами «Бежин луг», «Свидание», повестью «Три встречи», в которых почти с топографической точностью описывает исхоженные им места.

БОРДЮР ИЗ ВОЛЧЬИХ ЗУБОВ

1852-1853 годы писатель провёл в Спасском «под строжайшим надзором полиции». Формально – за публикацию статьи о Гоголе, фактически – за антикрепостнические идеи «Записок охотника». Властям казалось, что такая мера станет тяжким наказанием для Тургенева. Наивные… Уезжая из Петербурга в ссылку, он с восторгом сообщает Полине: «В деревне меня ожидает охота!» Тургенев, как всегда без устали, охотится в Епифановском, Жиздринском, Козельском, Карачевском уездах, а итог своих путешествий подводит в письмах к друзьям. «Скажу Вам два слова о моей охоте в нынешнем году, – пишет Тургенев Вакселю. – Не скажу, чтобы она была слишком удачна… Я убил всего на своё ружьё 304 штуки, а именно: 69 вальдшнепов, 66 бекасов, 39 дупелей, 33 тетерева, 31 куропатку, 25 перепелов, 16 зайцев, 11 коростелей, 8 курочек, 4 утки, 1 гаршнепа и 1 кулика. Старуха моя, Дианка, всё время была нездорова и без чутья, зато её дочь меня много потешила – удивительная вышла собака!.. С нетерпением жду весны и первого появления вальдшнепов…»

В следующем сезоне Тургенев предпринимает дальние охотничьи экспедиции, примерно за 150 вёрст от Спасского, которые послужили материалом для работы над повестью «Поездка в Полесье». Спустя несколько лет он знакомится с семейством графов Толстых и особенно близко сходится с двумя братьями Льва Николаевича – Николаем и Сергеем, которые, понятное дело, тоже были страстными охотниками. Вместе с Николаем Толстым Тургенев посещает Пирогово, имение Сергея Николаевича, где имелись прекрасные лошади и борзые собаки. Каждую осень граф на несколько недель отправлялся в отъезжее поле и брал немало матёрых волков и лис. В пироговском парке даже существовала особая «трофейная» дорожка, по сторонам которой в виде двухрядного бордюра были вкопаны волчьи зубы. Как и брат, Николай Толстой тоже предпочитал псовую охоту на крупного зверя. Тургенев же, хотя и держал отменных гончих, любил охотиться с ружьём и легавой собакой почти исключительно на пернатую дичь. На этой почве между приятелями велись нескончаемые споры, а Афанасий, «скрестив руки на груди и выставив правую ногу вперёд», обычно выступал в роли третейского судьи.

Ещё одним любимым компаньоном писателя был поэт А.А. Фет, который так описывал их совместную охоту: «В первый же день я, к величайшей гордости, обстрелял всех, начиная с Тургенева, который стрелял гораздо лучше меня. Я убил 12 тетеревей в утреннее и 4 – в вечернее поле. Чтобы облегчить дичь, мы потрошили её на привале и набивали хвоей, а на квартире поварёнок немедля обжаривал её и клал в заранее приготовленный уксус. Иначе не было возможности привезти домой дичи».

«ВАЛИТСЯ, СУКИН СЫН, МГНОВЕННО»

С ружьём за плечами Тургенев исходил вдоль и поперёк Орловскую, Тульскую, Тамбовскую, Курскую, Калужскую губернии, был отлично знаком с лучшими охотничьими угодьями Англии, Франции, Германии. Но, несмотря на все преимущества «цивилизованных охот», его неизменно тянуло в родные места.

«Лучше перенестись мыслью в наши «палестины» и вообразить себя сидящим с Вами в отличной коляске и едущим на тетеревей…» – писал он Фету из Парижа в 1863 году. И сразу же следующее послание приятелю, проникнутое грустью затянувшейся разлуки:

«Письмо это отыщет Вас, вероятно, по возвращении из Щигровки, куда Вы, верно, ездили с Афанасием…Как Вы охотились? Много ли было тетеревей? Как действовали собаки, в особенности Весна, дочь Ночки? Подаёт ли она надежду? Всё это крайне меня интересует. Вы не поверите, как мне бы хотелось теперь быть рядом с Вами… Здесь я охотился скверно – да и вообще, что за охота во Франции?! Но Вы насмотритесь на меня и на моего Фламбо будущей весной, в болоте – на дупелей или бекасов. – Тубо!.. Тубо!.. А сам без нужды бежишь и едва дух переводишь… Тубо!.. Ну теперь уж близко… фррр… ек! ек! бац! бац! – и подлец бекас, заменивший степенного дупеля, валится, сукин сын, мгновенно, белея брюшком».

Та же ностальгическая нота звучит и в письме к Борисову: «Вы теперь, чай, травите волков, а мы здесь стреляем по диким козам и по фазанам. Иногда поневоле вздохнёшь о дупелях или краснобровом тетереве, вылетающем из куста при неистовом восторге Фета».

Последний раз писатель посетил Спасское летом 1881 года. В этот год оно выдалось дождливое и холодное, совсем не подходящее для охоты, хотя Тургенев неоднократно предпринимал попытки утолить свою страсть. Уезжал он во Францию полный надежд, что вернётся в любимые места следующей весной. Не довелось… Уже тяжело больной, чувствуя, что умирать ему придётся на чужбине, Тургенев писал Я.П. Полонскому: «За несколько недель молодости – самой глупой, изломанной, исковерканной, но молодости – отдал бы я не только мою репутацию, но и славу истинного гения, если бы я был им. Что бы я тогда сделал, спросишь ты? А хоть бы десять часов сряду с ружьём пробегал, не останавливаясь, за куропатками. И этого было бы достаточно. Всё в этой жизни – прах и суета, кроме охоты…»

Алла Бычкова

Источник

Фото с сайта www.turgenev.org.ru


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru