Среди более чем трехсот пород лошадей в мире только три имеют право называться чистокровными – ахалтекинская, арабская и английская скаковая. Причем, если первые две унаследовали это право по древности происхождения, как «принцы крови», то третья – завоевала его своими достоинствами. В прошлом номере можно было прочитать об ахалтекинской породе, теперь поговорим об арабской.
Арабская – вторая по древности порода. Она в два раза моложе ахалтекинской, начала формироваться в период
IV – VII веков нашей эры в степном и пустынном климате Аравийского полуострова. Мощным толчком к ее развитию явились захватнические войны, совершаемые объединенным под знаменем ислама арабским халифатом в VII – VIII веках н. э. Именно тогда арабы смогли воспользоваться ценнейшим конским материалом Средней Азии
(а именно теми лошадьми, которые сейчас называются ахалтекинскими), а затем и Северной Африки (берберийскими) для поднятия качества своих, дотоле неизвестных миру лошадей.
Предводительствуя над подчиненными народами, влившимися со своими лошадьми в войска победителей, арабы пришли в Европу, завоевав Пиренейский полуостров (попытались проникнуть дальше, но были разбиты франками в битве при Пуатье в 732 году), и восемь веков удерживали свое влияние в этом регионе. Конечно же, Европа не могла не оценить достоинств лошадей завоевателей, названных ими, соответственно, арабскими. Именно тогда зародилось первое романтическое представление об арабской лошади. И без того замечательные качества восточных лошадей, подкрепленные яркими легендами, покорили сердца европейцев, сделали арабскую лошадь на многие века своеобразным фетишем конного мира.
А тем временем на своей родине в условиях кочевого и воинственного уклада многочисленных племен эта лошадь становится определяющим жизненным фактором – символом могущества, верности, красоты, поразительной выносливости и высокой резвости; предметом гордости и знаком величия арабских шейхов. Более того, лошадь была провозглашена любимым детищем пророка Мухаммеда, а разведение и сохранение чистокровности арабской лошади считалось делом чести. Арабы говорил, что пот и шерсть выращенных лошадей будут положены на чашу весов добрых дел при распределении мест в загробной жизни. Они еще очень много и очень красиво говорили о достоинствах своих лошадей. Например: «Его глаз такой острый, что он может увидеть в темноте человеческий волос, лежащий на земле», или «Его поступь так легка, что он может танцевать на груди вашей возлюбленной, не причинив ей вреда».
Жеребец арабской породы Обеян-Серебряный. Художник Н.Е. Сверчков.
В работе со своей породой арабы создали целый свод строго соблюдавшихся законов, правил и условий, иной раз недоступных пониманию европейцами. Они решили, что «желтые» масти (соловая, буланая) приносят несчастье, и на генетическом уровне искоренили эти масти, та же участь постигла и вороную. Они придавали большое значение количеству, форме и расположению белых отметин и волосяных завитков, искали какие-то особые знаки на теле лошади, считающиеся благожелательными или, наоборот, роковыми. Чистокровность ценилась превыше всего. Чуть ли не смертельным грехом считалась связь арабской кобылы с неизвестным жеребцом. Надо сказать, кобылы ценились особо, арабы предпочитали их в езде, родословные велись по женской линии, и величайшим богатством была чистокровная кобыла, за которой бежала кобылка, а еще одна находилась бы в животе.
Широко известны легенды о пяти кобылах пророка, ставших родоначальницами пяти так называемых колен. Одно из преданий гласит: «Пророк был однажды занят в битве три дня, в течение которых его воины ни разу не спешились и не дали своим кобылам есть и пить. Наконец, на третий день они пришли к воде, и пророк приказал разнуздать и освободить животных. Обезумевшие от жажды, все десять тысяч лошадей безудержно помчались к реке, и в тот момент, когда они оказались на берегу, труба пророка дала сигнал к их возвращению. Десять тысяч кобыл услышали сигнал, но только пять лошадей повиновались ему и, не притронувшись к воде, вернулись к своему знамени».
Каждая чистокровная лошадь должна по прямой женской линии принадлежать к одному из пяти, по другим источникам – из семи колен. Первые российские исследователи породы – граф Строганов, князь и княгиня Щербатовы выделяли, кроме основных колен, еще роды и типы, разделяющиеся на подтипы и разновидности. Так, например, в типе кухайлан насчитывалось более 100 разновидностей – аббуд, афас, аджюс, дахман, дайани, газлян, гандур, хайфи, халави (размера статьи не хватит, чтобы перечислить все). В общей сложности можно насчитать до 300 различных групп, т. е. каждое племя, каждая семья имели свою разновидность арабской лошади. Одним словом, и это неоднократно упоминали исследователи, – арабская порода весьма неоднородна.
В современной отечественной классификации принято выделять только три ярко отличающихся между собой основных типа: сиглави, кохейлан, хадбан и несколько промежуточных типов. Но в нашем представлении четко укоренился образ арабской лошади как символ неудержимого полета и необузданной страсти. Недаром она, с ее чувственно раздувающимися ноздрями, огромными горящими глазами, развевающимися гривой и хвос-
том стала символом французского романтизма в искусстве.
Приглядевшись, мы увидим некрупную, но крепкую и гармонично сложенную лошадь сухой конституции. Отличительными ее чертами являются: голова с характерным «щучьим» профилем, широким лбом и узкой лицевой частью; длинная «лебединая» шея; компактный корпус с широкой грудью и округлыми ребрами и, конечно же, густой, бодро поднятый на движении хвост. Всем своим видом хорошая арабская лошадь демонстрирует крепкое здоровье, энергичность и послушность. К несомненным достоинствам арабской лошади относится ее неприхотливость, способность к длительной напряженной работе, высокая плодовитость и продолжительность жизни, 25 – 30 лет для нее не считаются исключением.
Арабская лошадь сыграла большую роль в создании и улучшении многих верховых (андалузская, липпицанская, лузитанская, неаполитанская, тракененская, голштинская, ганноверская, шагия, гидран, орловская верховая, орлово-ростопчинская, донская, стрелецкая, терская, кабардинская, карабаирская, локайская, карабахская), легкоупряжных (орловская рысистая) и даже тяжелоупряжных (першеронская, булонская) пород. Замечательные качества арабской лошади пришлись по душе многим народам, она широко распространилась по миру, численность ее производящего состава составляет около 200 тысяч.
Выделяются два направления в разведении арабских лошадей: спортивно-скаковое и выставочное. В скачках арабские лошади проявляют высокую резвость и выносливость, где-то уступая, а где-то и конкурируя с ахалтекинской породой. Они широко используются для любительской езды, в дистанционных пробегах. До сих пор крупные достижения в пробегах остаются за лошадьми с арабской кровью.
По мнению специалистов, лучшие арабские лошади сейчас разводятся не в Аравии, а в Европе (причем в период с 1960 по 2000 годы здесь лидировала Россия) и в США. Рекордная цена – 3,5 миллиона долларов (жеребец Абдуллах).
Юлия Кузнецова. Фото автора.
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.