Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

17.02.2011 | Крылатый спутник промысловика

Охотничья избушка в тайге. Самое желанное для усталого путника место – это хотя бы простой бревенчатый сруб «два на два» без особых удобств, печка да нары. На участке охотника-промысловика в Сибири или на Дальнем Востоке таких срубов несколько – из расчета зимнего перехода посветлу от одного к другому. Ставят избу в месте приметном, обычно на берегу ручья, но маскируют в стороне от тропы-путика. Чужой пройдет, не заметит. Впрочем, чужие здесь, как правило, не ходят.

Охотничья избушка в тайге. Самое желанное для усталого путника место – это хотя бы простой бревенчатый сруб «два на два» без особых удобств, печка да нары. На участке охотника-промысловика в Сибири или на Дальнем Востоке таких срубов несколько – из расчета зимнего перехода посветлу от одного к другому. Ставят избу в месте приметном, обычно на берегу ручья, но маскируют в стороне от тропы-путика. Чужой пройдет, не заметит. Впрочем, чужие здесь, как правило, не ходят.

Эту избу, притаившуюся за бурой щеткой лиственниц на плато Центрального Сихотэ-Алиня, мы даже с вертолета едва заметили. Увязая в сугробах и сгибаясь под тяжестью груза, с трудом дошли от места высадки – окраины замерзшей мари. Уже на следующий день лагерь выглядел вполне жилым. Из трубы вился дымок. Сподветренной стороны к срубу притулился яркий купол палатки, а на снегу, справа от двери, поблескивали чешуйки и внутренности хариусов – наш проводник Николай успешно порыбачил на незамерзающем перекате. И почти сразу же, разрушая еще зимнее бесптичье и безмолвие, появилась парочка пушистых птиц, похожих на странную помесь вороны с синицей. 

Кукши. С радостным гнусавым «кей, кей…» они мгновенно расправились с рыбьей требухой и до вечера вертелись поблизости в ожидании новых подачек. Остались они и назавтра-послезавтра, добровольно взяв на себя роль мусорщиков, подъедающих наши съестные отходы. Мы  были довольны – с кукшами нехитрый полевой быт пошел как-то веселее. Днем птички дежурили у входа в сруб, разглядывая карими бусинами глаз и окрикивая скрипуче-мяукающими голосами каждого входящего и выходящего. В возбуждении они то и дело топорщили небольшие темные хохолки, зрительно увеличивающие голову. Круглые лобастые головы в сочетании с короткими слегка вздернутыми черными клювиками придавали кукшам умилительный облик персонажей мультфильмов и усиливали сходство с синицами, а не с сойками или воронами, как полагалось по родству. Неровным ныряющим полетом они и вовсе напоминали бумажные самолетики; среди бело-серо-голубого пейзажа то и дело вспыхивали ржаво-бурые пятна на их поясницах, закругленных крыльях и хвостах. По вечерам, когда мороз крепчал, кукши забирались вглубь ближней лиственницы, к самому основанию ствола, прижимались друг к другу и распушали свое густое рассученное оперение, превращаясь в мягкие дымчато-кофейные шары с торчащими вниз «ручками» хвостов. Точно так же поступала еще одна пара наших пернатых нахлебников синички-пухляки.

Так с взаимной пользой мы прожили неделю, затем пришла пора перебазироваться к другому зимовью. Там кукш уже не было, возможно, просто не водились в округе, а может быть, уже подошло время гнездования, когда пары ведут себя очень скрытно. Но нам сразу стало как-то грустнее. С кукшами всегда так – они могут отсутствовать на протяжении многих километров таежных лесов, и вдруг неожиданно появляться в немалых количествах на маленьком пятачке. Хорошо известно, что они регулярно обследуют  избушки в тайге, а обнаружив жилые, надолго задерживаются возле них. Но отчетливого тяготения к поселкам не проявляют, хотя могли бы безбедно проводить там всю зиму.

Сибирская кукша (Perisoreus infaustus), она же ронжа, – самый маленький представитель семейства врановых в нашей стране. Она значительно мельче и изящнее своей близкой родственницы сойки, всего-то с крупного дрозда. Длина тела от вершины клюва до кончика хвоста составляет 24 – 31 см, при размахе крыльев 40 – 46 см  и массе 60 – 100 г. Кукша широко распространена по всей таежной зоне Евразии – от Скандинавии  до бассейна Колымы, Сахалина, Приморья, на севере достигает лесотундр, на юге – подтаежных лесов. Но везде распределена очень неравномерно, спорадично. Предпочитает темно-хвойную и лиственничную тайгу, по лесистым горным хребтам местами проникает в степную зону Сибири и Монголии. В то же время в хвойниках Европейской России в последние годы вид стал чрезвычайно редким даже в самых подходящих местах обитания. В отличие от другого таежного вида врановых – кедровки – кукше несвойственны протяженные кочевки-выселения, связанные с урожаем или неурожаем кедра или лещины. Она практически оседла, лишь из самых северных частей гнездового ареала на зиму откочевывает, концентрируясь южнее. В связи со слабой склонностью к перемене мест кукша образует на просторах Евразии до десяти географических рас, отличающихся преимущественно интенсивностью рыже-охристых оттенков в оперении.

В питании кукша – настоящий универсал. Она собирает корм и в кронах, и на земле. Летом кормится в основном беспозвоночными, но может поймать мышь, землеройку, лягушку, разорить гнездо с яйцами или птенцами. Со второй половины лета все большую роль в рационе начинают играть ягоды и семена. А вот кедровые орехи ей «не по зубам». В холодный период кукша, подобно сойке, пользуется запасами семян и ягод, заготовленными в укромных местах с осени. Зимой, как и прочие врановые, охотно клюет падаль, нередко попадается в капканы охотников, соблазнившись наживкой.

Кукши начинают размножаться только на третьем-четвертом  году жизни, найдя свою половину обычно на всю оставшуюся жизнь. Пара взрослых птиц имеет обширную постоянную территорию, используемую из года в год. К гнездованию приступают еще в марте, при снежном покрове и трескучих морозах. В это время можно услышать и песни этих обычно молчаливых птиц – негромкое приятное мурлыканье, мелодичные трели, свист, множество заимствованных звуков. Впрочем, ранней весной в похожей манере, как будто стесняясь своих вокальных данных, тихо поют и другие врановые – сойки, кедровки, сороки. Небольшое чашевидное гнездо с хорошо утепленными, облицованными мхом и лишайником стенками, кукши тщательно прячут в глубине кроны ели или пихты на высоте от двух до шести метров.

Вследствие столь «неудобных» сроков начала размножения (самый глубокий снег) и чрезвычайной «нелюдимости» птиц в этот период, гнездовая биология нашей кукши до сих пор недостаточно изучена. В кладке обычно бывает 3 – 5 яиц с зеленоватой скорлупой, испещренной бурыми и серыми пятнами. Насиживание начинается с первого яйца, оба партнера насиживают очень плотно –иначе кладка замерзнет. Через 19 – 20 дней вылупляются птенцы, покрытые довольно густым буроватым пухом. Заботливо обогреваемые и выкармливаемые родителями, они проводят в гнезде 21 – 24 дня. Слетки появляются уже в начале – середине мая и все теплое время года выводок кочует по гнездовой территории. Второго цикла размножения в сезоне не бывает, иногда выводки не распадаются почти год. К зиме несколько семей могут объединяться в небольшие рыхлые стайки, именно в это время кукши лучше всего заметны. Зачастую пернатые сами подлетают ближе к наблюдателю, чтобы удовлетворить свое законное любопытство, а заодно узнать – нельзя ли чем-нибудь поживиться. Молодые ронжи отличаются от взрослых более темной и однотонной окраской, их головы не выглядят столь крупными и округлыми. Говорят, что держать дома кукшу, особенно выращенную из слетка, одно удовольствие. Умная и любознательная, как все врановые, она быстро становится ручной, легко включает в свой репертуар самые неожиданные звуки и даже подражает человеческой речи. Удивительно, что латинское видовое обозначение этой живой подвижной птицы – infaustus, в переводе означает «несчастная»!

Помимо сибирской ронжи, в роде кукш есть еще два вида. Почти однотонная, темно-пепельная, с черноватыми головой, крыльями и хвостом сычуаньская, или китайская кукша (P. internigrans) имеет ограниченный гнездовой ареал в горах Западного Китая. Это редкий малоизученный вид, включенный в Красную книгу Международного союза охраны природы. Сычуаньская кукша, возможно, близка к предковой для всего рода форме, ведь родиной кукш (как и их родственниц – соек) считают именно горные леса, примыкающие с севера к Гималаям. Отсюда кукши несколько миллионов лет назад распространились по сибирской тайге, а через существовавший в ту эпоху Берингийский мост попали и в западное полушарие. В таежной зоне Северной Америки от Аляски до Лабрадора и Ньюфаундленда, а также в горных лесах запада континента, к югу вплоть до Калифорнии и Аризоны нашу ронжу замещает кукша канадская, или серая (P. canadensis). Она действительно дымчатая, без рыжих оттенков, с темной шапочкой, беловатыми лбом, щеками и горлом (и от этого еще больше похожая на гигантскую синицу).

Поразительно, многие североамериканские виды оседлых птиц и зверей отличаются от своих ближайших европейско-сибирских родственников «холодными» серыми, дымчатыми, голубоватыми оттенками перьев и меха. Наши кукши, кедровки, оляпки, медведи, лоси, олени, лисы, белки, бурундуки, сурки, бобры куда «теплее» американцев колером – рыже-бурые, охристые, желтоватые. Такой вот загадочный «стиль местности», не укладывающийся в научные объяснения!

Евгений Коблик. Рисунки автора.

««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru