Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

15.03.2011 | Богиня весны, плывущая через века

Записки к истории породы Тульской подсадной утки.

Об истории породы Тульской подсадной утки можно прочесть ЗДЕСЬ.

охота на утку

Далеко за лесами, за высокими горами, на берегах златопесчаной Оки стоит бел-город – Белев, некогда столица удельного Белевского княжества. И живут в том городе потомки воинственных вятичей, через земли которых поход Киевских князей приравнивался к подвигу, чьи беспокойные граждане долго держались веры отцов, изгоняли и даже убивали носителей новомодных христианских верований.

Даже спустя триста лет после крещения Киева продолжали они хранить древлеотеческую веру и покойников сжигать на кострах по язычески. С помощью деревянных своих богов крепко били вятичи киевских князей и Святослава и Владимира Красно солнышко и Владимира Мономаха. В свои собственные вотчины в Переяславль-Залесские земли ездили князья кружным путем через Смоленск.  Вероятно первым храбрецом, проехавшим в Киев «дорогой прямоезжею» через вятические леса, был никто иной, как сам богатырь Илья Муромец!
«А какое отношение имеет эта былинная старина к охоте?» -  спросит нетерпеливый читатель.

Дело тут вот в чем.
По всей России некогда славилась тульская подсадная утка. Достаточно обоснованным является предположение, что именно из Тулы охота с подсадной  распространилась дальше по Руси, сначала вниз по Дону до Воронежа, окрестности которого в XYII в. активно заселялись переселенцами из «верховых» губерний,  а позже по Волге, до Саратова. Еще в 19 веке на Нижегородской ярмарке «…особенно ценились чистопородные некрупные черноносые тулячки – тульские утки» - писал В.В. Рябов в 1966 г. в своей знаменитой книге «Охота по перу». Несколько позднее подсадные утки были завезены в Сибирь - в Томск, Новосибирск, Красноярск и на Алтай (1)

А вот в самой губернской Туле среди заводчиков подсадных уток особенно славились «белевки»-утки из уездного города Белев. Еще в предвоенные годы за удачу считалось среди тульских охотников приобрести белевскую подсадную во время сезона весенней охоты. Скрещивая наиболее удачных «белевок»  со своими подсадными утками туляки и вывели знаменитую Тульскую подсадную!

Но почему именно Белев дал такое племенное ядро положившее начало успешной породе?
Вернемся опять к истории, из которой происходит все ныне сущее.
И в Белевском уезде и иных местах верховий Оки и Дона неоднократно в курганах и на местах древнего жилья находили клады и захоронения вятичей, в которых  среди прочих предметов часто обнаруживали женские украшения в виде уточек. Археологи датировали эти предметы XI-XII веками. Выдающийся русский археолог XIX века А.А. Спицын доказал, что местные различия женских украшений находимых в курганах далеко не случайны. У каждого славянского племени существовал свой излюбленный набор украшений, надеваемых в праздничные дни. Бытовал он и у вятичей. И включал УТКУ!

Часть височного украшения – подвески.(2)

 

Кроме того, в вышивках потомков вятичей украшавших некогда одежды вплоть до начала XX века частым изображением также являлась стилизованная уточка. Почти всегда по соседству с женской фигурой.

 

Узор с полотенца. Тарусский уезд, начало XX века. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.(3)


http://www.orden.ru/ornamout.htm(4)

Женский головной убор вятической женщины, вообще назывался «кичкой»  т.е. уткой! До сих пор во многих славянских языках утка вообще так и называется (сравн. украинское – «качка»).

Вспомним так знакомое с детства  описание старухи-боярыни из "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина:

На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка…

Церковь и «помещики-реформаторы», запрещали носить своим крепостным «безобразные и тяжелые» кички (И. С. Тургенев«Два помещика»).

Рогатая кичка - налево донской казачки (по рис 1778 г.), направо «некрасовской казачки» (по фот. 1895 года). (5)

С еще более раннего детства запечатленная в памяти песенка-игра  "А   мы   просо   сеяли, сеяли", сопровождалась в древности обязательным продолжением:
«Где-ка утка шла - тута рожь густа,
Околотистая,
Да обмолотистая»(6), что свидетельствует о бытовавших поверьях влияния утки на плодородие.
Зададимся вопросом, не была ли утка какой либо тотемной птицей вятичей? Или другим предметом поклонения. Оказывается была! Да еще каким!

Утка в пантеоне у вятичей была символом богини плодородия, воды и всей человеческой судьбы - Макоши и бога «животноводства» Велеса, на головах которых часто встречаются изображение или самой утки или ее стилизованного подобия. Причем размещенные подчас в профиль. Не отсюда ли и происходит рогатость кички?

Велес в образе медведя с головой  быка в левой руке и уткой на голове

Солнцев Ф.Г. Женский народный костюм Каширского уезда Тульской губернии 1842 г


При этом, например Б.А. Рыбаков книге "Язычество древних славян"(3), описывая найденный в 1848 году австрийскими пограничниками, славянский Збручский идол, отмечал, что богиня Макошь с рогом изобилия в руке изображена на главной, лицевой грани каменной колонны, а вооруженный Перун оттеснен на боковую грань по левую руку богини с рогом. То есть Макошь - это очень важная славянская богиня! Важнее Перуна-громовержца. А ее божественный спутник и само ее воплощение - уточка!

Таким образом, можно утверждать, что утка была важным религиозным объектом поклонения у вятичей, птицей плодородия и животворящей силы. Почитали они утку прародительницей всего сущего на земле, отводили ей роль самой Природы Матери.

Вероятно, у божественной утки был и богослужебный культ и жрецы его исполнявшие. А призывный крик утки на исходе зимы вятичи могли воспринимать, как ритуальный призыв тепла, солнца и самой жизни.
Наверно и отбор уток целенаправленно пошел еще тогда на голос, на призыв, на манность. Ведь чем сильнее разгоняет утка своим ярким (ср.Ярило-солнце) криком лютые холода, чем быстрее приманит  долгожданную весну, тем дружнее будут всходы, тем лучше будет урожай, тем больше поклонения воспитавшему ее жрецу!

Ну а  белевцы - потомки вятичей, забыв за века о религиозной сущности уточки-матери, тем не менее, сохранили ее манные голосовые качества и приспособили в хозяйстве уже и для успешной весенней охоты. Других преимуществ у маленькой «маломясной»  тульской подсадной утки кроме голоса нет никаких.
Остается только подивиться, как пережила почти ТЫСЯЧУ (!) лет, пройдя через войны и разоренья, смуты и эпидемии  Тульская Подсадная Утка. Богиня весны  родом из Белева!

Автор Сергей Осокин

1.       Российская охотничья газете 1-7 апреля 2009 г.

2.       http://domongol.su

3.       НИИ художественной промышленности Роспромсовета  1958 г. Москва Типография               
          № 3  Госстройиздата

4.        Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян.  М. 1981 Издательство "Hаyка".

5.     Зеленин Д.К.  Женские головные уборы восточных (русских) славян
        Журнал "Slavia", Rocnik V, Sesit 2, Praze 1926. Главы 1 - 7, стр. 303 - 338, Sesit 3, 1927.         
        Главы 8 - 13, стр. 535 - 556

6.        Тихоницкая Н. Н. Русская народная  игра  "Просо  сеяли".  -  СЭ, 1938, № 1, с. 149.

««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru