15.03.2011 | Богиня весны, плывущая через века
|
Записки к истории породы Тульской подсадной утки.
|
Об истории породы Тульской подсадной утки можно прочесть ЗДЕСЬ. Далеко за лесами, за высокими горами, на берегах златопесчаной Оки стоит бел-город – Белев, некогда столица удельного Белевского княжества. И живут в том городе потомки воинственных вятичей, через земли которых поход Киевских князей приравнивался к подвигу, чьи беспокойные граждане долго держались веры отцов, изгоняли и даже убивали носителей новомодных христианских верований. Даже спустя триста лет после крещения Киева продолжали они хранить древлеотеческую веру и покойников сжигать на кострах по язычески. С помощью деревянных своих богов крепко били вятичи киевских князей и Святослава и Владимира Красно солнышко и Владимира Мономаха. В свои собственные вотчины в Переяславль-Залесские земли ездили князья кружным путем через Смоленск. Вероятно первым храбрецом, проехавшим в Киев «дорогой прямоезжею» через вятические леса, был никто иной, как сам богатырь Илья Муромец! «А какое отношение имеет эта былинная старина к охоте?» - спросит нетерпеливый читатель. Дело тут вот в чем. По всей России некогда славилась тульская подсадная утка. Достаточно обоснованным является предположение, что именно из Тулы охота с подсадной распространилась дальше по Руси, сначала вниз по Дону до Воронежа, окрестности которого в XYII в. активно заселялись переселенцами из «верховых» губерний, а позже по Волге, до Саратова. Еще в 19 веке на Нижегородской ярмарке «…особенно ценились чистопородные некрупные черноносые тулячки – тульские утки» - писал В.В. Рябов в 1966 г. в своей знаменитой книге «Охота по перу». Несколько позднее подсадные утки были завезены в Сибирь - в Томск, Новосибирск, Красноярск и на Алтай (1) А вот в самой губернской Туле среди заводчиков подсадных уток особенно славились «белевки»-утки из уездного города Белев. Еще в предвоенные годы за удачу считалось среди тульских охотников приобрести белевскую подсадную во время сезона весенней охоты. Скрещивая наиболее удачных «белевок» со своими подсадными утками туляки и вывели знаменитую Тульскую подсадную! Но почему именно Белев дал такое племенное ядро положившее начало успешной породе? Вернемся опять к истории, из которой происходит все ныне сущее. И в Белевском уезде и иных местах верховий Оки и Дона неоднократно в курганах и на местах древнего жилья находили клады и захоронения вятичей, в которых среди прочих предметов часто обнаруживали женские украшения в виде уточек. Археологи датировали эти предметы XI-XII веками. Выдающийся русский археолог XIX века А.А. Спицын доказал, что местные различия женских украшений находимых в курганах далеко не случайны. У каждого славянского племени существовал свой излюбленный набор украшений, надеваемых в праздничные дни. Бытовал он и у вятичей. И включал УТКУ! Часть височного украшения – подвески.(2) | |
Кроме того, в вышивках потомков вятичей украшавших некогда одежды вплоть до начала XX века частым изображением также являлась стилизованная уточка. Почти всегда по соседству с женской фигурой. Узор с полотенца. Тарусский уезд, начало XX века. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.(3)
http://www.orden.ru/ornamout.htm(4) Женский головной убор вятической женщины, вообще назывался «кичкой» т.е. уткой! До сих пор во многих славянских языках утка вообще так и называется (сравн. украинское – «качка»). Вспомним так знакомое с детства описание старухи-боярыни из "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина: На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка… Церковь и «помещики-реформаторы», запрещали носить своим крепостным «безобразные и тяжелые» кички (И. С. Тургенев«Два помещика»). Рогатая кичка - налево донской казачки (по рис 1778 г.), направо «некрасовской казачки» (по фот. 1895 года). (5) С еще более раннего детства запечатленная в памяти песенка-игра "А мы просо сеяли, сеяли", сопровождалась в древности обязательным продолжением: «Где-ка утка шла - тута рожь густа, Околотистая, Да обмолотистая»(6), что свидетельствует о бытовавших поверьях влияния утки на плодородие. Зададимся вопросом, не была ли утка какой либо тотемной птицей вятичей? Или другим предметом поклонения. Оказывается была! Да еще каким! Утка в пантеоне у вятичей была символом богини плодородия, воды и всей человеческой судьбы - Макоши и бога «животноводства» Велеса, на головах которых часто встречаются изображение или самой утки или ее стилизованного подобия. Причем размещенные подчас в профиль. Не отсюда ли и происходит рогатость кички? |
Велес в образе медведя с головой быка в левой руке и уткой на голове | Солнцев Ф.Г. Женский народный костюм Каширского уезда Тульской губернии 1842 г | При этом, например Б.А. Рыбаков книге "Язычество древних славян"(3), описывая найденный в 1848 году австрийскими пограничниками, славянский Збручский идол, отмечал, что богиня Макошь с рогом изобилия в руке изображена на главной, лицевой грани каменной колонны, а вооруженный Перун оттеснен на боковую грань по левую руку богини с рогом. То есть Макошь - это очень важная славянская богиня! Важнее Перуна-громовержца. А ее божественный спутник и само ее воплощение - уточка!
Таким образом, можно утверждать, что утка была важным религиозным объектом поклонения у вятичей, птицей плодородия и животворящей силы. Почитали они утку прародительницей всего сущего на земле, отводили ей роль самой Природы Матери. Вероятно, у божественной утки был и богослужебный культ и жрецы его исполнявшие. А призывный крик утки на исходе зимы вятичи могли воспринимать, как ритуальный призыв тепла, солнца и самой жизни. Наверно и отбор уток целенаправленно пошел еще тогда на голос, на призыв, на манность. Ведь чем сильнее разгоняет утка своим ярким (ср.Ярило-солнце) криком лютые холода, чем быстрее приманит долгожданную весну, тем дружнее будут всходы, тем лучше будет урожай, тем больше поклонения воспитавшему ее жрецу! Ну а белевцы - потомки вятичей, забыв за века о религиозной сущности уточки-матери, тем не менее, сохранили ее манные голосовые качества и приспособили в хозяйстве уже и для успешной весенней охоты. Других преимуществ у маленькой «маломясной» тульской подсадной утки кроме голоса нет никаких. Остается только подивиться, как пережила почти ТЫСЯЧУ (!) лет, пройдя через войны и разоренья, смуты и эпидемии Тульская Подсадная Утка. Богиня весны родом из Белева! Автор Сергей Осокин 1. Российская охотничья газете 1-7 апреля 2009 г. 2. http://domongol.su
3. НИИ художественной промышленности Роспромсовета 1958 г. Москва Типография № 3 Госстройиздата
4. Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. М. 1981 Издательство "Hаyка".
5. Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян Журнал "Slavia", Rocnik V, Sesit 2, Praze 1926. Главы 1 - 7, стр. 303 - 338, Sesit 3, 1927. Главы 8 - 13, стр. 535 - 556
6. Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра "Просо сеяли". - СЭ, 1938, № 1, с. 149.
««« Все статьи об Охоте и Рыбалке
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.
|