05.04.2011 | Охота на глухаря на току
|
Самая интересная охота на глухаря - весенняя, на самцов на току. Сезон весенней охоты короток, всего 10 дней, и после долгой зимы охотник может видеть всю красоту пробуждающейся весной природы. О скрадывании токующего глухаря рассказывает биолог-охотовед В. Сицко
|
Глухарь - один из наиболее крупных наших охотничьих птиц, всегда был заветным трофеем для начинающего охотника, да и не только начинающего... Самая волнующая охота на глухарей — весенняя, на самцов на токах. Популярность этого старинного способа добычи, основанного на скрадывании токующих птиц, заключается прежде всего в его эмоциональности: после долгих дней сурового зимнего однообразия охотник имеет возможность наблюдать редкие и недоступные для обычного жителя явления и картины пробуждающейся весной природы, на всю жизнь сохранить в памяти полученные впечатления.
Как правило, начинающий охотник охотится с кем-либо из опытных товарищей, имеющих на примете глухариный ток. Однако можно найти ток и самому. Следует при этом помнить, что типичные местообитания глухарей — сосновые боры, смешанные лесонасаждения с примесью сосны. Высокие места — гривы, поросшие крупным лесом с покровом из брусники, черники — чередуются моховыми сфагновыми болотами с низкорослой сосной, клюквенниками и зарослями полукустарничков: багульника, подбела, болотного мирта, голубики.
Предпочтение, отдаваемое глухарем лесам с примесью обыкновенной и сибирской сосны (кедра), тесно связано с особенностями его экологии, в первую очередь питания. Основной корм этой птицы большую часть года (с ноября по март — апрель) — хвоя сосны. Обычно глухариные тока располагаются по окраинам сосновых болот, но бывают и исключения. Соколов-Микитов, например, описал охоту на глухарином току, расположенном среди мохового болота, поросшего чахлой березой. Рассказ так и называется — «Березовый ток».
Отыскание токов производят в конце зимы, когда занастится снег и глухари начнут вокруг них концентрироваться: вылетают кормиться на растущие вблизи сосны, слетают на снег, оставляя цепочки своих крупных следов с характерными черточками по бокам от концов опущенных вниз крыльев. Наличие под соснами помета, сбитой во время кормежки сосновой хвои и «чертежей» на снегу служит верным признаком близкого расположения тока.
Токование начинается с появлением в лесу проталин и продолжается до распускания первой листвы на деревьях. На токование птицы собираются на вечерней заре, и наиболее старые из них начинают петь еще вечером, смолкая лишь с наступлением полной темноты. Однако охотиться в это время не рекомендуется, так как петухи поют не так азартно, как утром, и, кроме того, в быстро сгущающихся сумерках трудно разглядеть токующую птицу. Вечером охотнику следует лишь точно определить место тока и выяснить, где и сколько разместилось на ночлег глухарей, то есть сходить «на подслух». Близко подходить к токовищу на подслух не надо, чтобы, возвращаясь в темноте к месту ночлега, случайно не распугать собравшихся на ток птиц.
На охоту приходят перед рассветом, еще в темноте, и слушают, когда запоет глухарь. Слышно токующую птицу за 200— 250 шагов. Песня глухаря, очень своеобразная и ни с чем не сравнимая, состоит из двух частей, или, как говорят, из двух колен. Первое — все ускоряющееся щелканье, отдаленно напоминает постукивание друг о друга бамбуковых палочек; второе, называемое охотниками точением, или скирканьем, немного похоже на звук трения кухонного ножа о дно чугунной сковородки. Скрадывать токующего петуха можно только во время второго колена песни — момент, длящийся всего две-три секунды. Охотник успевает сделать два-три прыжка и замирает на месте до начала новой песни. Подход, точнее подскакивание, к глухарю в то время, когда под пологом леса еще царит полная темнота, требует сноровки, но и с самыми опытными бывают курьезные случаи: поскользнувшись или споткнувшись, упадет охотник в невидимую лужу и чувствует, как ледяная вода наполняет сапоги, подбирается к пояснице, но он терпеливо ждет начала песни: пошевельнуться нельзя — испортишь охоту.
Токуют глухари в большинстве случаев на соснах, в полдерева. Скрав птицу, торопиться с выстрелом не следует. Во избежание промаха лучше подождать, когда станет светлее и будет ясно видна цель. Существует правило, основывающееся на вековом опыте, которое должны твердо соблюдать все охотники,— «поднимай ружье под песню, целься под песню, стреляй под песню».
Активно проходит ток в ясную, тихую и не слишком морозную погоду. В ненастье (сильный ветер, дождь, снегопад) или перед ним глухари не только не поют, но и вовсе не прилетают на ток. Прослушав вечером до десятка «птичек», удивится утром охотник полной тишине, пройдет по току, спугнет несколько глухарей, сидящих в полном молчании на верхушках сосен и вернется ни с чем, а через час-два налетит шквалистый ветер, закроет тучами небо и повалит мокрый снег...
Всю зиму мечтает городской охотник попасть на глухариный ток; накопив отгулы, заберется в самую глухариную глушь, да и придет назад не солоно хлебавши. Срок весенней охоты короток — всего десять дней, и, как назло, все это время простоит, бывает, такая слякоть, в которую ни то что глухари не поют, но, как говорится, хороший хозяин и собаку на улицу не выгонит.
И в научной, и в старой охотничьей литературе есть сведения о том, что глухари «играют» не только весной, но и осенью. Случается это, в зависимости от погоды, с середины сентября до конца октября. Глухарки в осеннем токовании участия не принимают и на ток не прилетают. Осенью глухарь поет не так, как весной,— строго в одном и том же месте, а ежедневно их меняет. В токовании принимают участие самые старые петухи.
Вот как описывает эту охоту в середине октября близ г. Кашина в своей корреспонденции «Поездка на осенний ток глухарей», опубликованной в ноябрьском номере журнала «Природа и охота» за 1883 г., В. Дмитриев: «29 сентября (по старому стилю.— А. С.) утро было ясное и тихое, и был довольно порядочный утренник, так что болота все замерзли; глухарей пело 6 штук и пели хорошо... Второго октября утро было ясное и небольшой морозец — пели 2 штуки... Напившись чаю и закусив, мы в четыре часа (3 октября) отправились на ток, а в пять уже были на месте. Ночь опять была лунная и морозная... Пройдя шагов сто, мы остановились, и я услыхал песню глухаря... Пройдя еще шагов 20, я остановился... Подходить без песни было рискованно: сухой лист от мороза очень шумел под ногами; и хотя до глухаря было еще шагов полтораста, но я решил подходить «в песню»... Глухарь пел очень горячо, песня за песней лились почти без перерыва.. Не прошло более десяти минут, как я уже был не далее сорока шагов от него. Глухарь вдруг замолчал. Стрелять было темно, да и не видно за группою стоявших впереди деревьев... Прошло около пяти минут..., глухарь опять запел... Две, три песни — и я уже был у того самого дерева, на котором он сидел... Грянул выстрел, далеко разнеслось эхо, и вслед за этим, ударяясь о сучья, пернатый гигант лесов свалился с дерева к моим ногам».
Следует напомнить читателю, что глухари очень привязаны к месту своего токовища, почему тока, если их разумно использовать, сохраняются десятилетиями и более. Наука рекомендует поэтому отстреливать на току за сезон не более 20 % токующих птиц.
Взрослый глухарь крепок на рану, и стреляют его крупной дробью — № 1 и 2. Ружье должно обладать резким и кучным боем.
А. Сицко, (omskhunter.com)
Другие статьи того же автора:
Другие статьи на ту же тему:
««« Все статьи об Охоте и Рыбалке
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.
|