Знаменитый кинорежиссер объясняет, почему он ушел из Общественного совета при Минобороны. Главное военное ведомство страны откликнулось на письмо Никиты Михалкова. Глава Союза кинематографистов обратился к министру Анатолию Сердюкову с просьбой освободить его от обязанностей председателя Общественного совета при Минобороны.
В министерстве, однако, утверждают, что речь идет всего лишь о естественной ротации Совета. Режиссер разъяснил свою позицию обозревателю "Известий" Елене Александровой.
Известия: Итак, что же это было - "естественная ротация" или ваш сознательный добровольный уход с поста председателя?
Никита Михалков: Разумеется, второе. Заявление Минобороны звучит странно, потому что последняя плановая ротация Совета - после моего четырехлетнего пребывания на посту председателя - прошла всего несколько месяцев назад. И я был вновь единогласно избран на эту должность.
Известия: Ходят слухи, что в Минобороны просто решили снять с вашей машины спецсигнал...
Михалков: Мне трудно представить, что Министерство обороны - настолько слабая организация, на решения которой способна повлиять истеричная кампания в блогосфере. Никаких формальных оснований для снятия мигалки не было и нет. За все эти годы мой водитель не имел ни одного нарекания от сотрудников ГИБДД. В любом случае мигалка положена не Михалкову, а председателю Общественного совета. Я сдам ее вместе с удостоверением.
Известия: Передо мной лежит ваше письмо. Оно датировано 16 мая. Почему заговорили о нем только вчера?
Михалков: Письмо носило сугубо внутренний характер. Оно было адресовано министру обороны и моим заместителям в Общественном совете. Мыслей превратить его в открытое обращение у меня не было. Каким образом фрагменты попали в СМИ? Наверное, тем же, каким обычно попадают конфиденциальные документы на страницы газет.
Известия: Вы остаетесь рядовым членом Совета или покидаете его совсем?
Михалков: Покидаю совсем.
Известия: Что послужило причиной?
Михалков: Чуть больше года назад, во время подготовки парада к 65-летию Победы я как председатель Совета обратился в Министерство обороны, обеспокоенный тем, что не предполагается участие в параде суворовцев и нахимовцев. Мне виделось огромной идеологической ошибкой то, что на Красной площади - перед гостями, ветеранами, фактически перед лицом всего мира - 9 Мая не пройдет будущее нашей армии. Хотя туда были приглашены даже войска НАТО. Мне объясняли, что ребята могут заболеть, переутомиться, отстать от школьной программы, и тому подобное. Но все это, на мой взгляд, недобросовестные отговорки. До того они спокойно совмещали парад с учебой, и ничего страшного не случалось.
Известия: Это было год назад. Письмо в Минобороны отправлено недавно. Вы так долго думали?
Михалков: Просто после этого я стал внимательно изучать нашу современную систему военного образования. И теперь могу констатировать, что из курсантов готовят не будущих офицеров, а универсальных менеджеров. Захочет - пойдет дальше в армию, а захочет - в банк. То есть напрочь обрубается корневая офицерская преемственность. Человек, который пришел учиться, но при этом не уверен до конца, будет ли он дальше офицером или банковским служащим, задает логичные вопросы: а зачем мне заниматься строевой подготовкой, для чего изучать кодекс офицерской чести, зачем форму носить? Военно-патриотическое воспитание вообще вымывается из программы. Так не может быть. Выбор профессии, если речь идет об армии, - это выбор образа жизни. И образа мыслей.
Известия: Недостатки военного образования - единственная причина вашего ухода?
Михалков: Недостатки образования выливаются в изъяны армии. Нехватка сержантского состава. Внедрение либерального начала: служба рядом с домом, два выходных, послеобеденный сон, наемные работники занимаются хозяйством... Это опять-таки костюм "Бриони", надетый на грязное белье. Внешне - вроде бы европейская армия, но содержание-то совершенно иное. В нашу армию другие люди приходят. В бытность министром обороны Сергея Иванова - а я уже был тогда председателем Общественного совета - помню, он на нашем заседании с прискорбием констатировал, какое количество призывников безграмотны - то есть, не умеют ни читать, ни писать...
Я не собирался диктовать Министерству обороны стратегию и тактику военного дела. Но в мои задачи входит иметь по любому вопросу свою точку зрения.
Известия: Почему вы отправили ваше послание вскоре после Дня победы?
Михалков: Последней каплей, которая заставила меня принять решение о выходе из Совета, стал парад 9 Мая нынешнего года. Там был явлен образ армии, которая грядет, и которую мы, видимо, скоро обретем. Это армия, одетая в унифицированную военную робу - когда у бойца полностью пропадает ощущение себя как части определенного рода войск. Такого не могли представить ни в царской армии, ни в советской. Всегда существовала гордость за свою форму, свои отличия. А тут шла по площади какая-то серая масса. Парад пушечного мяса. Кто есть кто, можно было выяснить, только из комментариев диктора.
Известия: Вернемся все-таки к спецсигналу . Теперь вам придется стоять в пробках наравне с прочими гражданами...
Михалков: Ну и что? Буду выезжать раньше или, наоборот, позже, искать объездные пути. Я ведь не всю жизнь
с мигалкой езжу.
Известия: Сколько времени, кстати, у вас мигалка?
Михалков: Как у председателя Совета - с января 2007 года.
Известия: А как же ваше заявление, что мигалка вам абсолютно необходима из-за огромного количества дел?
Михалков: Значит, буду делать меньше. Сокращу список до необходимого минимума, буду сразу вычеркивать то, чего не успеваю. Другой вопрос, кому от этого станет лучше...
Известия: Мигалка Михалкова была для многих чудовищным раздражителем. Может, письмо министру обороны - просто элегантный способ избавиться от синего набалдашника, а заодно - от критики в прессе и Рунете?
Михалков: Ни в коей мере. Я не настолько глуп и наивен, чтобы поверить: вот, снял мигалку - и все меня полюбили. Я вылез из машины с мигалкой, в нее сядет другой человек. Думаете, все эти крикуны начнут теперь его гнобить? Нет, конечно. Их не мигалка раздражает, а моя личность. Не будет мигалки - придумают махалку, пихалку, что угодно еще. Они же сочиняют, будто я разбрасываю вокруг усадьбы "боевых гадюк"...
Если бы то, что я делал как председатель Общественного совета, реально совпадало с тем, что я хочу и могу делать, - да наплевать сто раз на все эти истерики в газетах и в интернете. Я бы спокойно продолжал ездить на машине со спецсигналом.
Известия: Ваш водитель, которому придется обходиться без мигалки и "крякалки", будет уступать дорогу транспорту со спецсигналами?
Михалков: Конечно. Общество и даже власть забывают, что водитель, не пропускающий машину со спецсигналом, совершает преступление. У него надо права отбирать на полгода. Не твое дело, кто сидит в этой машине. Есть правило - соблюдай. Ты можешь записать номер, снять видео, вывесить в интернете: "Меня подрезала такая-то машина", но пропустить ее ты обязан.
Известия: Означает ли ваш выход из Общественного совета, что у вас испортились личные отношения с руководством Минобороны?
Михалков: Абсолютно нет. Я просто не вижу смысла в своем дальнейшем пребывании в этой организации. Потому что моя работа там сводится к вещам, наверное, важным, но все-таки недостаточным. Не принципиальным. Где-то выступить, показать солдатам кино, донести до Министерства обороны чью-то жалобу, помочь ветерану - это хорошо. Однако на общее состояние дел в армии - дел, все более плачевных, на мой взгляд, мы повлиять не можем.
Известия: Вы считаете Общественный совет институтом бесполезным?
Михалков: Ну, почему? Может быть, на мое место придет человек такого веса, что к нему начнут прислушиваться. Вдруг председателем Общественного совета при Министерстве обороны станет...
Известия: Владимир Путин.
Михалков: Да. Вот тогда, я думаю, решения будут приниматься быстро и правильно.
Известия: Ваш бойцовский характер передается по наследству? Вопрос немаловажный, ибо семья михалковых прирастает. В минувшую субботу вы стали дедом в седьмой раз - Надя родила вам внучку...
Михалков: Да! Нину, Нинико. Какой у Надьки характер - это отдельный разговор. Я звоню ей вечером, прошу дать чей-то телефон, срочно нужен. Она говорит: "Тебе сейчас Резо продиктует". А через двадцать минут перезванивает: "Папа, всё, я родила"...
КОММЕНТАРИИ
Михаил Островский, заместитель секретаря Общественной палаты:
- Общественная палата неоднократно заявляла о том, что Никита Михалков должен отказаться от мигалки. Потому что председатель Общественного совета, пусть даже и при Минобороны, не должен пользоваться такими привилегиями. Это ничего общего с общественной деятельностью не имеет. В министерстве уже пообещали, что не будут выдавать мигалку новому главе Общественного совета. Таким образом, здравый смысл побеждает, пусть и медленно. Надеемся, что отказ официальных лиц от мигалок будет продолжаться и станет даже модным, а чиновник со спецсигналом будет восприниматься как экспонат из прошлого. А определенные преимущества на дороге должны иметь только те лица, чья деятельность сопряжена с безопасностью страны. Таковых примерно 200 человек. Между тем мигалок сегодня гораздо больше.
Владимир Васильев, председатель комитета Госдумы по безопасности:
- Здесь важно выделить два момента. Первый заключается в том, что существующая система управления предполагает, что ответственные руководители определенного уровня должны перемещаться в городе с определенной скоростью. Однако есть и обратная сторона вопроса. Зачастую мигалка у нас используется как атрибут престижности. И вот в этой части сокращения конечно же должны быть. Что касается того, с кого именно из чиновников необходимо снимать спецсигналы, то пока нет такой формулы, по которой можно было бы ответить на этот вопрос. Но еще раз повторю: сокращения здесь необходимы.
Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России:
- На мой взгляд, ни один чиновник в нашей стране не должен обладать мигалкой. Повторюсь: ни один, включая президента и премьер-министра. Что касается главы государства и председателя правительства, то у них, как у лиц охраняемых, есть автомобили сопровождения. Всего же в России таких персон не так уж и много. Президента с премьером я уже назвал. Плюс три председателя суда, председатели верхней и нижней палат парламента, руководитель федеральной службы безопасности, глава МВД и глава Минобороны - вот тот круг лиц, которым требуется охрана, а значит, и отдельная форма передвижения в городе. Остальные чиновники должны ездить как все. Если мы к этому придем, то никакой "водитель Шойгу" на дороге попадаться уже не будет.