25.05.2011 | Охотникам на заметку: блюда из оленины могут вызвать коровье бешенство

Отправляясь за крупной дичью, охотник думает обычно только о снаряжении и успехе предстоящей охоты на лося или оленя. В случае удачи охотники спешат разделать, приготовить свежее мясо и отпраздновать успех, забывая иногда о необходимой проверке мяса. И если на трихинеллез мясо еще проверяют, то о других болезнях даже не всем известно. Смертельная болезнь Крейцфельда-Якоба, человеческая разновидность коровьего бешенства, передается при употреблении продуктов, изготовленных из больных животных.

Несмотря на все кризисы, количество очень богатых людей в мире увеличивается с каждым годом. Многие из них хотят приобщиться к изысканной забаве – охоте на крупную дичь и отправляются в специализированные туры, где опытные проводники-инструкторы не только помогут выследить оленя или лося, но и разделать его и в ближайшие же часы приготовить, чтобы насладиться ни с чем не сравнимым вкусом мяса.

Однако, как предупреждают медики из Центров по контролю и профилактике заболеваний США (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), специализированного подразделения американского Минздрава, вояжи за трофеями помимо удовольствия могут впоследствии напомнить о себе очень мрачным явлением – болезнью Крейцфельда-Якоба, «человеческой» разновидностью коровьего бешенства.

Авторы предупреждают о том, что, согласно данным их исследования, растущая популярность охоты на крупного зверя значительно повышает риск заражения прионами – представителями нового класса возбудителей инфекционных заболеваний. Прионы – инфекционные агенты белковой природы, вызывающие смертельные заболевания у животных и человека.

Опрос, который провели американские медики среди местных любителей поохотиться, показал, что 29,5% из них выезжали в другие страны, причем очень многие (19,4%) в Великобританию, которая считается одним из очагов губчатой энцефалопатии.  18,5% опрошенных охотились на оленей, а ели оленину непосредственно после охоты 67,4% опрошенных.

охота на оленя

По совпадению или нет, но большинство участников опроса выезжали для охоты в страны, где отмечается самая высокая заболеваемость болезнью Крейцфельда-Якоба: Великобританию, Ирландию, Францию, Португалию, Швейцарию, Италию, Германию и Испанию.

Авторы предупреждают о необходимости воздерживаться от употребления в пищу головного и спинного мозга диких копытных животных, стараться даже не прикасаться к этим органам при разделке туши, разделку производить в плотных резиновых перчатках.

Болезнь Крейцфельда-Якоба – недуг, хотя и относительно редкий, но в 100% случаев заканчивающийся смертью.

health-ua.org

Коровье бешенство, или губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота, ГЭКРС, коровье бешенство (англ. Bovine spongiform encephalopathy (BSE), англ. Mad-cow disease) — нейродегенеративная прионная болезнь, приводящая к необратимым, летальным изменениям в головном мозге зараженных животных. Вызывается прионом ГЭКРС (BovPrPSc, PrPbse). Инкубационный период от 30 месяцев до 8 лет. Передается при употреблении в пищу мяса больных животных, вызывает скрейпи у овец и болезнь Крейцфельда-Якоба (новый вариант, vCJD, nvCJD) у людей.

Впервые было зафиксировано в Великобритании в 1986 году. С конца 1980-х коровье бешенство было обнаружено у более чем 179 тыс. голов крупного рогатого скота в Великобритании. Также болезнь обнаружена у сотен коров в Ирландии, Франции, Португалии, Швейцарии, Испании, Германии. Регистрируются единичные случаи в других странах. Считается, что эпизоотия была вызвана скармливанием скоту мясокостной муки, изготовленной из останков «инфицированных» животных, в частности, овец. Было выявлено более двух сотен смертей людей (на февраль 2009) от нового варианта болезни Крейцфельда-Якоба.

Считается, что инфекционным агентом ГЭКРС является специфический тип неверно свернувшегося белка, называемый прион. Подобные прионные белки распространяют болезнь между особями и вызывают деградацию мозга. ГЭКРС является Трансмиссивной губчатообразной энцефалопатией (en:Transmissible spongiform encephalopathy). Такие болезни могут возникать у животных, несущих аномальную аллель, которая вызывает искажение первоначально нормальных белков из альфа-спирального состояния в складчатый бета-лист, который является формой данного белка, вызывающей болезнь. Передача агента может происходить, когда здоровое животное подвергается контакту с зараженными тканями. В мозге данные белки вызывают деформацию обычного клеточного белка в инфекционное состояние, которое затем продолжает деформацию белков в прионы по цепной реакции. Деформированные прионные белки образуют агрегаты белков, затем они объединяются в плотные плоские волокна и приводят к появлению микроскопических «дырок» в головном мозге, вырождению физических и умственных способностей, и в конечном итоге к гибели.

Существуют различные гипотезы о происхождении прионовых белков у крупного рогатого скота. Две наиболее распространенные гипотезы: межвидовое заражение от овец (больных скрейпи, также известной как почесуха) и спонтанные появления прионных форм белка у крупного рогатого скота, происходящие в течение многих веков.  Похожие симптомы описывал еще Публий Флавий Вегеций Ренат в 4-5 веках д.н.э.Британское правительство считает, что причина была не в скрепи, как первоначально заявлялось, а в каком-то событии в 1970-х годах, которое невозможно точно определить.

Исследования, опубликованные в PLoS Pathogens (12 сентября 2008) предполагают, что ГЭКРС вызывается мутацией гена Prion Protein Gene. В нем показано, что 10-ти летная корова из Алабамы с атипичной формой ГЭКРС имела те же мутации прионных генов, что и обнаруженные у людей, страдающих от генетической формы болезни Крейцфельда-Якоба (gCJD). Несмотря на возможность генетического происхождения болезни, существуют другие формы прионных заболеваний человека, как спорадические (sCJD), так и вызванные употреблением зараженной пищи. Таким образом, потребление продуктов, изготовленных из больных животных приводит к новому варианту болезни Крейцфельда-Якоба (nvCJD).

по материалам ru.wikipedia.org