21.09.2011 | «Люди, львы, орлы и куропатки…» - выставка Бориса Яковлевича Воробьева
|
Эти фигурки знает, пожалуй, каждый кто хоть раз пытался найти подарок охотнику. Минискульптура из фарфора авторства Бориса Яковлевича Воробьева даже сегодня лежит на прилавках всех сувенирных магазинов и на витринах охотничьих выставок, хотя самого автора давно уже нет в живых.
|
Государственный Дарвиновский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.», Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» представляют выставку «Люди, львы, орлы и куропатки…»
Выставка в Дарвиновском музее расскажет о художнике Борисе Яковлевиче Воробьеве и разных гранях его творчества. Будет представлена анималистическая скульптура, скульптурные иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя и А.П. Чехова, рисунки и фотографии из архива семьи художника.
В экспозицию войдут работы Бориса Воробьёва из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII в.», Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» и Государственного Дарвиновского музея.
Доступно для увеличения по нажатию.
«Свою творческую задачу я вижу в том, чтобы мои «фарфоровые звери» показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить её». Эти слова принадлежат Борису Яковлевичу Воробьёву — художнику, работы которого очень хорошо известны даже тем, кто никогда не слышал его имени. В середине XX века «фарфоровые звери» поселились во многих домах, уютно устроились на полках книжных шкафов и буфетов, на телевизорах и этажерках. Они были очень популярны, их с удовольствием покупали, дарили, собирали. Только, к сожалению, имя автора оставалось неизвестным широкой публике: его не было принято указывать на заводских изделиях.
Прежде чем найти своё истинное призвание, Борис Воробьёв сменил множество профессий: был помощником каменщика, школьным учителем, воздушным гимнастом в цирке, учился в строительном техникуме. В 1932 году он поступил в Московский архитектурно-строительный институт, но в 1936 году Борис Воробьёв оставляет его и переезжает в Ленинград, чтобы поступить в Академию художеств и стать скульптором. Он вспоминал, как ещё в детстве попались ему на глаза ватагинские иллюстрации к «Маугли», и как уже тогда появилось у него желание самому изображать животных. Много лет спустя Воробьёв называл Василия Алексеевича Ватагина своим духовным отцом. На протяжении многих лет художников связывали сотрудничество и искренние дружеские отношения.
В 1946 году, заканчивая академию, Воробьёв представил к защите в качестве дипломной работы скульптуру «Волчица в капкане», вырезанную из дерева. Это было смелым шагом - нарушение академических традиций вызвало бурные споры из-за анималистической темы и «неакадемического материала» работы выпускника. Однако большинство членов дипломной комиссии оказалось на стороне Воробьёва и высоко оценило его работу.
Галерея созданных Воробьёвым портретов животных огромна: собаки разных пород, медведи и бегемоты, рысь и куница, лось и дикий кот, выдра и олени, орангутан и чёрные пантеры, волк, песец, ягуар, целая «площадка молодняка»: львята, тигрята, оленята, медвежата… Этот перечень можно продолжать и продолжать. Причём для каждого из своих героев художник нашёл выразительный образ, сумел подчеркнуть свойственные именно этому зверю эмоции, пластику, повадки.
Но Воробьёв был не только анималистом, в 1950-е годы на ЛФЗ он создал серию великолепных скульптурных иллюстраций к произведениям Н.В. Гоголя и А.П. Чехова. Диапазон творчества художника необычайно широк. Он виртуозно работал не только с фарфором, но и деревом, бронзой, стеклом. Если одни его работы украшают интерьеры небольших квартир, то другие можно разместить только в просторных музейных залах, а отлитый в бронзе «Лось», установленный на одной из площадей Мончегорска, стал символом этого города.
На выставке «Люди, львы, орлы и куропатки…» в Дарвиновском музее вы сможете ближе познакомиться с творчеством этого замечательного художника и скульптора. Выставка будет открыта вплоть до 2012 года.
Вернисаж выставки состоится 11 октября в 16:00
»» |
Государственный Дарвиновский музей |
Адрес: |
город Москва, ул. Вавилова, 57 |
Проезд: |
Ст. м. "Академическая", далее пешком по ул. Дмитрия Ульянова до ул. Вавилова; ст. м. "Ленинский проспект" или "Университет", далее - на трамвае № 14 или № 39 до ост. "Ул. Дмитрия Ульянова" |
Телефоны: |
(499) 783-22-53 (автоответчик), 132-1047, 134-6124 |
URL: |
www.darwin.museum.ru |
EMail: |
darwin@museum.ru |
Справочно: Воробьёв Борис (Исай) Яковлевич. (06.11.1911 г. Томск -25.04.1990 г. Ленинград).
Борис (Исай) Яковлевич Воробьёв, сменив в юности много профессий от школьного учителя до воздушного гимнаста в цирке, в 1932 г. поступил в Московский архитектурный институт. Но тяга к природе и миру животных, возникшая в юности, соединившись со стремлением заниматься творчеством, вскоре привела его к увлечению анималистической скульптурой, которой он начал заниматься под руководством выдающегося московского художника-анималиста В. А. Ватагина. В 1936 году Воробьёв оставил Москву и поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии Художеств в Ленинграде. В это же время началась его работа на знаменитом Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ), с которым он был связан долгие годы. Заканчивая Академию, Воробьёв первым в её многолетней истории осмелился нарушить непреложную традицию, в 1946 году представив и защитив в качестве дипломной работы не изображение человека, а вырезанную из дерева скульптуру волчицы. Он не только выдержал борьбу с многочисленными апологетами соцреализма - противниками анималистики, но и приобрел достойных сторонников. Это событие стало знаковым в истории советского искусства: с тех пор доступ "зверю" на официальные, а в те годы единственно возможные для художника выставки, был открыт.
Однако работы Воробьёва выбивались из общего помпезного ряда "орденоносной бронзы". Он изображал гордых, свободолюбивых животных: полных достоинства тигров и медведей, беркутов и барсов, пантер, сознательно отказавшись от воспевания "образа советского человека" и его "усатых и бородатых" вождей. В 50-е годы Воробьёв стал признанным мастером, участником многих российских и зарубежных выставок (серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г., в 1959 г. - в Остенде, Бельгия, и других), а его работы начали приобретать крупнейшие музеи. Однако всю свою жизнь он был вольнодумцем, отстаивавшим собственную независимость и презиравшим конформизм и коньюктуру в искусстве. Имя Воробьёва для любого исследователя искусства прежде всего ассоциируется с авторством превосходного по пластике и выразительности стали анималистического фарфора. Растиражированные на ЛФЗ, эти работы, выпускаемые до сих пор, стали определенной маркой завода и разошлись не только в России, но и по всему миру, где едва ли найдётся коллекция фарфора, в которой не была бы представлена пластика Воробьёва.
Помимо анималистики, широкую известность приобрели фарфоровые статуэтки Воробьёва, иллюстрирующие произведения Гоголя. Взаимоотношения Воробьёва с администрацией ЛФЗ были сложными. Драма художника, работающего на советском фарфором заводе, была в том, что промышленному плановому производству не были нужны неспешно создаваемые произведения высокого художственного уровня, а требовался, возможно, более широкий ассортимент фарфоровых штампов, отвечающих массовым вкусам обывателя. Художник, превращенный в крепостного, пытался спасти честь подлинной "фарфоровой скульптуры " перед тиражным "изделием из фарфора", а его авторское имя подменялось обезличивающим клеймом завода. В 1972 году Б. Воробьёв , наконец, расстался с ЛФЗ, мечтая воплотить давно задуманные композиции в других материалах, прежде всего в любимом им дереве. За несколько лет он создал целый ряд значительных станковых произведений, большая часть которых теперь украшает коллекцию Дарвиновского музея в Москве.
Творческой наследие Воробьёва включает не только анималистку. Оно поражает разнообразием жанров и диапазоном используемых скульптурных материалов, в работе над каждым из которых он добивался высоких результатов: от дерева и камня до литого стекла, от камерных фарфора и майолики до монументальной бронзы (статуя Лось в Мончегорске). Получили известность скульптурные портреты Александра Блока, чтеца Антона Шварца, певца Ефрема Флакса, ученого-химика, академика А.Ф. Добрянского, признанная критиками выдающейся стеклянная "Кореянка, безмолвно-скорбные деревянные старики, скульптурные иллюстрированные иллюстрации к Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Чехову, большая серия камерных скульптурных карикатур различных деятелей росcийской культуры - современников автора, обнаженные модели и другие его работы. Главной темой его творчества, однако, всегда оставалась анималистика. К сожалению, многим планам Воробьёва не суждено было сбыться. Его неукротимой, мятежный характер, во многом схожий с чертами его величественных и грозных моделей, не смог уберечь его от тяжёлых конфликтов и переживаний, он был очень ранимым и чувствительным человеком. В 1980 г. Воробьёва настигла тяжёлая болезнь, лишившая его возможности самостоятельно двигаться, говорить и писать. В течение долгих и мучительных последних 10 лет жизни он мужественно сопротивлялся болезни, пытался рисовать и резать по дереву левой рукой. Эти последние работы, Хранящиеся у его близких, являют собой своеобразный памятник его мужеству, подводя итог жизни этого удивительного, талантливого, яркого и сильного человека.
««« Все статьи об Охоте и Рыбалке
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.
|