Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

06.10.2011 | Уходящие этносы: малочисленные народы Дальнего Востока

Дальний Восток России – историческая родина 17 сохранившихся малочисленных этносов, считает ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Вадим Тураев. Он считает, что к концу XXI века наши потомки уже не смогут идентифицировать национальную принадлежность малочисленных народов нашего региона.

– Вадим Анатольевич, называть народы малыми меня отучила Евдокия Гаер, в то время народный депутат РСФСР, в прошлом – сотрудник вашего института…

– Конечно, слово «малые» несколько уничижительно. Вообще, народы Дальнего Востока вначале именовались в официальных документах по разному: «туземцы», «племена, населяющие северные окраины» и т. п. В середине 1920-х все они вошли в законодательно закреплённый список из 26 народов, которые в силу их малой численности, особого характера традиционных занятий и образа жизни, а также низкого уровня социально-экономического развития были выделены в особую группу. За ней на долгие годы закрепилось название «малые народности Севера». На иерархической лестнице в национальной структуре они стояли за «просто» народностями, после них шли национальные группы и этнические меньшинства. Столь высокое статусное положение можно объяснить особенностями их этногенеза. В отличие от национальных групп и этнических меньшинств они формировались как этнические общности на местной, аборигенной основе, были исконными, коренными жителями.

Удэгейцы в национальных костюмах.
Удэгейцы в национальных костюмах.

– Эти люди – потомки чжурчжэней?

– Вряд ли все они ведут историю от чжурчжэней, которые жили на юге Дальнего Востока в X–XII веках… Ряд исследователей относит к прямым потомкам чжурчжэней только нанайцев, удэгейцев, ульчей и эвенков, живших на территории современных Хабаровского и Приморского краёв.

– Сколько людей на Дальнем Востоке относят себя к малочисленным народам?

– «Малочисленными» называются народы от нескольких сот человек до десятков тысяч. Общая их численность на Дальнем Востоке в 1989 году составляла 63 360 человек. Но эти цифры условны. В начале XX века на юге Сахалина жили айны. Потом территория отошла Японии, после войны была возращена, до 1951 года шла репатриация… В середине прошлого века на Сахалине жило абсолютное большинство айнов, но на переписи 1979 года так себя назвал только один человек. А десять лет спустя, по результатам опять-таки переписи, – больше.

– Понятно, что малочисленные народы ассимилируются в силу многих, прежде всего социально-экономических причин, теряют самобытность, традиционные навыки. Есть примеры противоположные – стремления обозначить свою самобытность?

Фестиваль коренных малочисленных народов в приморском посёлке Красный Яр.
Фестиваль коренных малочисленных народов в приморском посёлке Красный Яр.

– Нерешённость многих проблем национального развития, кризис власти во второй половине 1980-х годов привели к возникновению в стране массовых национальных движений, в том числе и среди малочисленных этносов. Повсеместно стали создаваться общественные организации, ставящие задачей возрождение своих народов. И порой получалось. На сегодня к малочисленным народам добавились камчадалы, тазы в Приморье и олютерцы. Последние – те же коряки, часть которых уже в постсоветский период поставила вопрос о признании их этноса самостоятельным. По переписи 2002 года олютерцев было восемь. Но насколько они самобытны – вопрос.

– Можно ли вообще говорить о национальной самобытности малочисленных народов Дальнего Востока?

– Говорить можно. Но вырубка лесов, загрязнение водоёмов промышленными отходами, деградация оленьих пастбищ создали реальную угрозу существованию традиционных отраслей хозяйства, а следовательно, и самих этносов. Национальные поселения в регионе можно сосчитать на пальцах одной руки. Помните термин «новые русские»? Так вот, такие были в своё время и среди малочисленных народов Дальнего Востока: одни ещё занимались традиционными промыслами, другие уже нет. Сейчас все живут оседло; те, кому 50 и младше, работают, не добывают себе пропитание охотой или рыбалкой, шитьем унтов или бисероплетением.

К тому же наше государство иногда перегибает палку в желании сделать лучше. Малочисленным народам Дальнего Востока положено в год определённое количество килограммов рыбы лососёвых пород. Но им же не квоту выделяют, а советуют договориться с кем-то из промысловиков, чтобы те добыли да привезли… Так теряются навыки: уже не нужна лодка, снасти, знания, как поймать да как сохранить... Из традиционных занятий народов Дальнего Востока сохраняется – пусть не в полном объёме – пожалуй, только оленеводство на Чукотке. Не решило проблему исчезающих этносов региона и создание территорий традиционного природопользования. Участки выделялись малопригодные для этих целей – труднодоступные, с низкой плотностью промысловых животных, нередко уже сильно испорченные лесной, горнорудной промышленностью.

– Получается, что Вы изучаете уходящую натуру?

– Можно и так сказать. Катастрофическая ситуация с национальными языками. По моим наблюдениям, только те, кому под 60, ещё могут общаться на родном языке. Те, кому за 40, ещё понимают, о чём речь, но ответить уже не могут. У чукчей и эскимосов положение со знанием родного языка получше, всё-таки они – крупные этносы.

К сожалению, исчезающие языки отечественной науке малоинтересны. Как правило, это объект внимания отдельных энтузиастов. В советское время, особенно до войны, предпринимались масштабные экспедиции, языки фиксировались, были составлены грамматики, многие народы получили письменность. Сегодня подобные работы государством не заказываются.

Малочисленные народы активно ассимилируются. Как правило, европеец-мужчина женится на представительнице коренного народа. Это 90% случаев. И почти не наблюдается обратной тенденции – женитьбы, например, удэгейца на европейке. Правда, дети от смешанных браков чаще записаны как представители народов Дальнего Востока.

– Сколько, по-Вашему, лет отведено малочисленным народам Дальнего Востока?

– Как-то на конференции в Хабаровске я распространил анкету, содержавшую и этот вопрос. Более половины дальневосточных аборигенов ответили: «Вечно». Я же полагаю, что к концу XXI века наши потомки уже не смогут идентифицировать национальную принадлежность малочисленных народов нашего региона.

Наша справка:
Чжурчжэни – племена тунгусского происхождения, населявшие с древних времён восточную часть Маньчжурии и современного Приморья.

Ольга Журман, file-rf.ru

 Другие статьи на эту тему:


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru