10.07.2013 | Залог удачной охоты на кабана по чернотропу
Чтобы добыть кабана, нужны охотничья сноровка, хладнокровие и высокая дисциплина охоты. Во время охоты на кабана нужно забыть о курении, разговорах, шумном хождении, бесцельном оглядывании по сторонам. Исключительная собранность, сосредоточенность и упорство должны быть на вооружении каждого. И понятно, какую важную роль играют опыт сопровождающего егеря и погодные условия.
Сколько раз мне уже доводилось слышать шутку от некоторых охотников: "Стало легче поднять и выгнать кабана, чем зайца". А что, тут немалая доля правды. Различные мероприятия по охране природы и биотехнические, которые активно проводит военно-охотничье общество, дают свои плоды. Численность копытных в охотхозяйствах растет.
В этом особенно убеждаешься, когда идешь в лес за грибами, или перед началом вечернего лёта пробираешься по болоту сквозь заросли в поисках подходящего плеса. Тут, гляди, и спугнешь кабанье стадо или солидного секача-одиночку.
Но вот когда находишься в угодьях с лицензией на отстрел этого самого кабана, тут все сразу меняется, как по команде. И лес вроде тот, где лично со зверем встречался, и низинки перепаханы свиньями не хуже, чем плугом, и лежки попадаются почти теплые, а вепря нет! К тому же нет при этом желанной пороши со свежими следами, по которым легко его выследить, а сплошной чернотроп требует умения разобраться в лесной "азбуке" и найти кабаньи оттиски.
Тут и начинается прочесывание зарослей. Занимают номера отведенные им места, движутся по заданному направлению загонщики, а толку, увы, нет. Проходит два-три часа и появляются скептики - новички кабаньей охоты. Они и начинают высказываться: винят егеря, винят погоду, сомневаются вообще в обитании зверя в угодьях, выдвигают различные гипотезы и предложения.
А ведь винить тут нужно, прежде всего, самих себя. Ни один еще кабан в наших угодьях сам добровольно не шел на выстрел, не мечтал превратиться в шашлык. Чтобы добыть его нужна охотничья сноровка, хладнокровие и высокая дисциплина охоты.
Само собой понятно, какую важную роль играют опыт сопровождающего егеря и погодные условия. Они способствуют успеху, облегчают достижение цели. Но основное все же решает дисциплина и слаженность коллектива. Во время охоты на кабана нужно забыть о курении, разговорах, шумном хождении, бесцельном оглядывании по сторонам. Исключительная собранность, сосредоточенность и упорство должны быть на вооружении каждого. Ведь нередко складывается обстановка, требующая быстрой реакции, моментальной ориентировки и активных действий охотника. Вот несколько характерных случаев, которые довелось наблюдать при охоте на вепря в Ржищевском и Междуреченском хозяйствах ВВОО.
В нашей группе - двенадцать человек. Вместе с егерем четвертого обхода Ржищевского охотхозяйства Иваном Игнатьевичем Линчаком, одним из лучших егерей нашего округа, бесшумно движемся цепочкой по лесной дороге.
Утро выдалось на редкость хорошее - солнечное и почти безветренное. Тихо в лесу. Чуть шелестит под ногами начавший уже опадать лист.
Утренний туман клубами поднимается к вершинам окрашенных осенним багрянцем деревьев.
Выходим на поляну, за которой начинается густой сосняк. Остановились. Коротко напомнив порядок и правила облавной охоты, егерь направляет шесть человек в загон, задав им интервал, указав направление по ветру и время начала движения. Еще шестерых он ведет на номера, на просеку в конце квартала, куда предположительно должен выйти поднятый с лежки зверь.
В назначенное Иваном Игнатьевичем время загонщики, не спеша и негромко перекликаясь, динулись вперед. Стоящие на номерах, выбрав позицию с соответствующим сектором обзора и замаскировавшись применительно к месту, застыли без движения.
Все ближе и ближе слышны голоса загонщиков, но, увы, нет шума и треска сучьев, говорящих о присутствии и движении спугнутого с лежки зверя. Первый загон окончился безрезультатно.
Короткий сбор всей группы и новый инструктаж егеря. Охота перемещается через два лесных квартала, к густо заросшей кустарником низине - высыхающему болоту.
Рядом на буграх дубки и дикие яблоньки, усеявшие землю своими плодами. Все оживляются: под яблонями видны следы копыт и взрытая дикими свиньями земля.
Номера теперь становятся на тропе, пересекающей низину поперек, а загонщики вместе с егерем движутся в обход к началу ее, чтобы снова гнать зверя по ветру. Болото густо покрыто тростником, чередой и ольшанником. Заросли то тут, то там пересекаются "лазами" - тропами, проложенными кабанами и косулями. Пока идет расстановка минует полчаса. Они тянутся бесконечно медленно. Но вот издалека снова доносятся голоса наших загонщиков. Стрелки настораживаются, чутко прислушиваясь и стараясь уловить шум идущего зверя. Доносится долгожданный треск сучьев, и на номера выскакивают два лесных красавца - пара крупных лосей. Высоко вскидывая копыта, они проходят сквозь линию стрелков и скрываются в ближайшем перелеске. Почти в тот же момент на левом фланге раздается дуплет. Через несколько секунд - еще три торопливых выстрела, а вслед за ними сигнал егерского рога.
Поднятый с лежки крупный секач, ломая густые заросли, шел на стоящего вторым номером Игоря Постольникова. Выстрелив дуплетом и тяжело ранив зверя, охотник успел отскочить в сторону от бросившегося на него кабана и заложить в ствол один патрон в те короткие мгновенья, пока кабан разворачивался, чтобы вторично ринуться в атаку. Только третий выстрел Постольникова и дуплет вовремя подбежавшего Ф. Семенова уложили кабана.
Охота закончена. Стрелки и загонщики, пробираясь сквозь заросли, сходятся на звуки егерского рога. Оживленно обмениваясь впечатлениями, собираемся на месте боевой схватки. Герой дня - Постольников, в который раз рассказывает о своих ощущениях в тот момент, когда разъяренный зверь кинулся на него в зарослях, где нелегко увернуться и точно прицелиться. Восемь человек с помощью веревок тащат из кустов двухсоткилограммовую тушу.
Примерно через месяц после этой охоты, так и не дождавшись пороши, мы снова выезжаем по чернотропу, на этот раз в шестой обход Междуреченского охотхозяйства. Егерь здесь - И. Е. Даниленко. По своему опыту и знанию угодий, повадок зверя он не уступает Линчаку.
Условия самые неблагоприятные - сырой сумеречный день, временами легкая изморось. Лес преимущественно сосняк, с довольно густым подлеском. Кабаньи следы можно разглядеть только на просеках и на песчаных полянах.
Делаем два или три безуспешных загона и выходим к самой опушке. Густой сосняк образует здесь треугольник, примыкающий к пахотному полю и ограниченный двумя расходящимися дорогами. На одной из них обнаруживаем входной след вепря средних размеров. Выходного следа нигде не заметно.
Иван Ефремович ставит шесть человек на номера вдоль одной из дорог, а сам с четырьмя загонщиками заходит от другой, ответвляющейся под углом. Загон начинается по сигналу рога. Замаскировавшись в посадках, ждем появления зверя. Быстро перебегает открытый участок лиса и поспешно скрывается в посадках противоположной стороны. Потом появляются два зайца, но кабана нет. Решаем еще раз прочесать посадки.
Номера становятся теперь вдоль рва, отделяющего сосняк от поля, а загонщики двигаются в посадке перпендикулярно первому заходу. Ветер при этом дует отлично - точно по направлению загона, но результаты прежние. Выскакивает только один заяц - и дай бог ноги вдоль линии стрелков.
Часть товарищей высказывает предположение, что свиней тут и не жди - след-де проходящий. Но Иван Ефремович держится другого мнения и убеждает нас снова прочесать ту же посадку, на этот раз против ветра, что многим кажется совсем уж бесполезным занятием.
Нехотя соглашаемся и становимся вдоль второй дороги, отделенной от сосняка узкой полосой кустарника, (преимущественно лозы. Ветер дует от нас и голоса загонщиков кажутся слегка приглушенными. Проходит несколько минут. Внезапно справа от меня, на третьем номере раздается выстрел и крик: "Кабан влево!"
Как выяснилось потом, секач средней величины показался из кустов и остановился, принюхиваясь. По-видимому, почуяв охотника, он начал сворачивать влево, а после выстрела кинулся в мою сторону. Кабан выбежал на поляну в сорока шагах от меня. Стреляю правым. Зверь падает на подогнутые передние нош, но тут же вскакивает и скрывается за кустами. Второй выстрел, как оказалось потом, только задел его заднюю ногу, но не смог остановить.
Довершил дело охотник, стоявший на повороте дороги. Сюда вепрь вышел уже теряя силы и спотыкаясь. Так настойчивость егеря и его знание повадок зверя обеспечили нам 150-килограммовый трофей.