Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

30.09.2009 | Охотничьи страсти в Гессен-Касселе

Картины, охотничье оружие и принадлежности для охоты позволяют осветить один аспект 250-летней истории ландграфства Гессен-Кассель и курфюршества Гессен. Для большой и продолжительной охоты по всей Европе воздвигались охотничьи замки, служившие аристократии пристанищем во время охоты и местом проведения пышных празднеств по ее завершении.

Картины, охотничье оружие и принадлежности для охоты позволяют осветить один аспект 250-летней истории ландграфства Гессен-Кассель и курфюршества Гессен. Для большой и продолжительной охоты по всей Европе воздвигались охотничьи замки, служившие аристократии пристанищем во время охоты и местом проведения пышных празднеств по ее завершении.

Иоганн Генрих Тишбейн. Вид на замок Вайссенштейн

Такой замок с тремя флигелями, не сохранившийся до наших дней, был построен и в Касселе. Внук Филиппа I, ландграф Мориц Ученый, в 1601 году велел начать на склоне Хабихтсвальда строительство охотничьего замка, которым пользовался еще Фридрих III. Хотя Мориц и не любил охоту так, как его предки, он все же посещал замок Вайссенштейн, чтобы предаваться музыке и сочинению политических указов - особенно в смутное время. Так как в 1761 году замок Вайссенштейн начали сносить, чтобы на его месте построить Вильгельмсхёе, единственным документом, дающим представление о когда-то существовавшем строении, дает картина Иоганна Генриха Тишбейна (Старшего).

Нам сейчас трудно представить ту значимость, которую в свое время имела охота. Она считалась неотъемлемой частью великосветской жизни. Охота была местом встречи с друзьями-аристократами. Количество и вид охотничьих трофеев во всех подробностях заносились в специальные списки, с тем чтобы в конце сезона можно было с гордостью сообщить о своих успехах друзьям. Жареное, соленое или копченое мясо добытых животных было главным блюдом дворцового застолья.

И все же смысл охоты заключался не в добывании пищи, а в получении удовольствия от самого процесса. Вместе с тем забота о дичи, которую Филипп считал исключительно своей собственностью, стояла для него выше заботы о своих подданных. Даже письма, посланные им из заключения в период с 1547 по 1552 год, содержат неоднократные указания о необходимости заботиться о дичи как летом, так и зимой. Хотя при таких обстоятельствах количество дичи в лесах заметно увеличивалось и размеры ущерба, причиняемого ею крестьянским полям, росло, ландграф отказывался принимать меры для регулируемого отстрела животных. Когда в 1549 году Филиппу доложили о постоянных жалобах крестьян, он был скорее склонен полностью возместить зерном и овсом причиненный ущерб, чем пойти на сокращение количества дичи в лесах.


Иоганн Генрих Тишбейн.
Охота на цапель. Деталь

Такое поведение ландграфа имело свои основания: только благодаря изобилию дичи можно было во время одной охоты убить сотни зверей. О Филиппе известно, что он в 1556 году, до ноября месяца, убил на охоте 726 кабанов. И это до 1680 года, когда возникшая во Франции охота с собаками на лошадях еще не нашла своего распространения в Германии. Правила исконно немецкой охоты диктовались господствовавшей здесь правовой ситуацией. Большое количество мелких государств, а также долгое время привязанное к определенной земле право на охоту, находившееся в зависимости от права на землю, привели к тому, что перед началом самой охоты должны были проводиться предварительные работы, требовавшие участия большого количества людей и материальных затрат: предназначенные для охоты территории огораживались сетями и флажками. После этого охотники вместе с приставленными к ним загонщиками прочесывали, иногда целыми неделями, лес и загоняли дичь в специальную зону. В конце концов, дичь скапливалась на небольшом, огороженном флажками участке леса. Затем предназначенную для отстрела дичь отделяли от основной массы и загоняли в узкий, обставленный флажками, сетями и забором участок леса, где организатор охоты и его гости могли стрелять по дичи с короткой дистанции или закалывать ее.

Большой популярностью пользовалась в XVI и XVII веках охота в поле на кабанов. На такой охоте собаки долго преследовали кабана, пока он не выбивался из сил. Зверь останавливался для защиты, после чего подбежавшие охотники закалывали его. Большую известность получила охота на кабанов, на которую Вильгельм V был приглашен своим отцом ландграфом Георгом II фон Гессен-Дармштадтским в разгар Тридцатилетней войны. Хотя оба гессенских ландграфа относились к враждебным лагерям, они, тем не менее, встретились 23 октября 1633 года для проведения совместной охоты вблизи города Нидда. За время охоты они убили 496 кабанов, нескольких косуль и зайцев. Около 20 охотников и многочисленные сопровождавшие их загонщики съели около 164 мер масла, 400 кур, 167 сыров и выпили 180 гекалитров вина. Это историческое событие отражено в книге охотничьих эскизов художника Валентина Вагнера (1610-1655). В своих 89 зарисовках он показал весь процесс «Травли кабана в Нидде», включая забавные второстепенные сцены.

Неслучайно именно охота на кабанов способствовала тому, что и другие аристократы начали совместно охотиться. Дело в том, что не каждый мог охотиться на любую дичь. Существовали определенные ограничения, касающиеся места и времени охоты. Помимо этого, как повелось с более ранних времен, от прихоти аристократа или моды зависело, на какую дичь разрешалось охотиться - крупную или мелкую. Охотник, не получивший разрешения охотиться на определенную дичь, но все же выехавший на охоту, подвергался штрафу. Охота на крупную дичь - благородного оленя, кабана и косулю - считалась суверенным правом и была уже при Филиппе Великодушном в основном привилегией ландграфов. Охота на мелкую дичь, например, на лис и зайцев, разрешалась, в свою очередь, рыцарству и ряду гессенских городов. Простым гражданам и крестьянам охота, за небольшими исключениями, запрещалась вообще, они не только должны были выполнять подневольную работу на графской охоте, но и лишались права прогонять пасущихся на их полях зверей.


Портрет ландграфа Фридриха II
фон Гессен-Кассель

Помимо охоты на оленей и кабанов привилегией аристократии являлась и соколиная охота. Этот вид охоты, правила которой были определены уже Карлом Великим (768-814), приобрел наибольшую популярность при императоре Фридрихе II (1212-1250), написавшем книгу «Об искусстве охотиться с птицами». Использовались такие хищные птицы, как сокол, ястреб и орел. Этот вид охоты, считавшийся наиболее благородным, любили также Филипп I и Вильгельм V. При Вильгельме VIII ястребиная охота в Гессене приобрела чрезвычайно большое значение, а расходы Фридриха II фон Гессен-Кассельского на парфорсную и ястребиную охоту достигли небывалой величины. Его любовью особенно пользовалась охота с ястребом на цапель, на которую Фридрих II постоянно выезжал в сопровождении многочисленных придворных, военачальников и охотников, вместе со своим французским театром, балетом и певцами дворцовой капеллы. Граф и благородные члены его свиты были при этом одеты в ярко-красные сюртуки с отворотами и обшлагами из голубого бархата и серебряными галунами. Наиболее знатные участники носили белые парики, на шляпах развевались перья цапли.

В XVIII столетии придворная охота в Гессен-Касселе была любимым сюжетом для написания картин и создания изысканных интерьеров, которые часто заказывал гессенский ландграф Фридрих II. На многочисленных картинах мы видим ландграфа на той или иной охоте на фоне парка и замка вблизи Касселя.

К числу наиболее объективных произведений такого рода принадлежат картины Иоганна Генриха Тишбейна (1722-1789), живописца Касселя при дворе Вильгельма VIII и Фридриха II. Свое обучение живописи Тишбейн начал еще 14-летним мальчиком у Иоганна Циммерманпа, занимавшегося художественной росписью обоев. Благодаря знакомству с Иоганном Георгом фон Фрезе (1701-1775), получившим в 1744 году должность придворного художника, Тишбейн уже во время своего обучения получил возможность подробно изучить коллекцию картин ландграфа. Хотя его ранние произведения, с характерной статичностью фигур и недостаточной отработкой игры света и тени, не позволяли угадать в нем будущего великого мастера, влиятельный граф и меценат Генрих Фридрих фон Штадион распознал талант художника и обеспечил возможность Тишбейну несколько лет учиться в Париже, Риме и Венеции. В 1743 году Тишбейн приехал в Париж, где его первым учителем стал голландский живописец Карле Ванлоо, которого барон Фридрих Мельхиор Гримм назвал лучшим живописцем Европы. У него Тишбейн познакомился с французской академической школой живописи на исторические темы и портретной традицией Риго и Ларжильера. После пятилетнего пребывания в Париже Тишбейн отправился через Венецию, Флоренцию и Болонью в Рим. Там он изучал античные оригиналы, после чего через Парму и Пьянценцу в 1751 году попал в Венецию, где Жан-Баттист Пиацетта шесть месяцев обучал его изображению обнаженной натуры.


Охотничий нож
в ножнах
с монограммой
ландграфа
Гессен-Кассель

14 апреля 1753 года Вильгельм VIII, интересовавшийся прежде всего голландской, фламандской и итальянской живописью и собравший большую коллекцию мастеров этих стран, назначил Тишбейна придворным живописцем. При правлении этого ландграфа мастер написал для художественной галереи дворца Вильгельмсталь портреты Вильгельма VIII и членов его семьи, а также картины на мифологические и исторические сюжеты. Семилетняя война (1756-1763) положила конец этому периоду творчества художника, так как Вильгельм VIII, живший в Гамбурге, Бремене и позднее - в Ринтельне, будучи изгнанником, уже не делал заказов своему придворному живописцу.

С 1760 года ландграф Фридрих II, принявший трон от своего отца, прилагает большие усилия к восстановлению государственных институтов и возрождению культурной жизни страны. Об этом свидетельствуют его обширные проекты изменения городской архитектуры, а также сооружение «Музея Фридерицианум». Не планируя строительства новых дворцов, он больше занимался ремонтом уже существующих графских домов и перестройкой находящегося недалеко от его резиденции замка Вайссенштейн. По свидетельству современников, здесь в обеденном зале и соседствующих помещениях размещалась знаменитая галерея исторических картин Тишбейна.

При ландграфе Фридрихе II характер заказов изменился. Наряду с портретами создаются исторические полотна, декоративные украшения для церквей и жилых помещений. «Охота на цапель» - одна из наиболее интересных из сохранившихся до настоящего времени декоративных работ такого характера. Ранее она находилась в охотничьем замке Ваберн, а в настоящее время помещена в южный угловой павильон замка Фазанери под Фульдой.

Работа состоит из шести прямоугольных панно высотой 475 см, которые, образуя диораму, создают картину перелеска под Ваберном, где обитают цапли. Высокие деревья, верхушки которых срезаются верхним краем рамы, образуют вертикальные линии членения всей серии. На узкой полосе земли, как на сцене, разворачивается представленный отдельными группами и эпизодами процесс охоты.


Иоганн Генрих Тишбейн.
Охота на оленя в долине под Касселем

Диорама начинается с построенного ландграфом Карлом в 1701-1702 годах замка Ваберн и показывает историческую охоту на цапель 1763 года с торжественным закреплением мира между ландграфом Фридрихом II и графом Карлом Августом Фридрихом фон Валь-дек-Пьермонт, сражавшимися друг против друга в Семилетней войне. Связанные друг с другом панно показывают не только это историческое событие, но и детали, превращающие графскую охоту в особый пышный праздник. Перед зрителем предстает придворная церемония, торжественный выход героев, великолепная художественная инсценировка, которую посредством расположения фигур, цветовых акцентов и гармоничного распределения отдельных участков ландшафта между передним, средним и задним планами мастерски изображает Тишбейн. Природа, человек и архитектура в контексте охоты, повторяющиеся в многочисленных сценах, образуют законченное единство.

Эти черты прослеживаются и в композиционно схожем полотне «Охота на оленя в долине под Касселем», датированном 1766 годом, на котором изображены район Касселя Обернойштадт, церковь св. Карла, здания вдоль прекрасной панорамы на заднем плане и охота - на переднем. На фоне многочисленных портретов, исторических картин и пейзажей сцены охоты среди полотен Тишбейна встречаются не столь часто. Тем не менее его картины принадлежат к числу наиболее ценных и информативных произведений, представляющих дворцовую охоту в Гессен-Касселе в период правления Фридриха II.


Карл Хайнц В.Копански, Беатэ К.Мирш, Томас Рихтер

Источник: Исторический интернет-журнал "Гатчина сквозь столетия"

Ранее на данную тему:


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru