Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

07.12.2011 | Редкие экспонаты: Пермский звериный стиль

Пермский край один из немногих, чье имя носят целые разделы в науке и искусстве. Достаточно вспомнить, что именно пермским назван последний период палеозоя, в галерее собрана уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры, в краевом музее представлен пермский звериный стиль. Именно на нем мы и остановим внимание сегодня.

Фигурки из металлического литья, хранящиеся в Пермском кревом музее, еще называют Шаманские изображения, Чудские образки, Культовое литье. В коллекции представлено 500 предметов.

Расцвет искусства металлического литья с образами животных, приходится на вторую половину I тыс. н.э., а его истоки уходят в каменный век, когда человек впервые попытался отразить окружающий его мир.

Редкие экспонаты: Пермский звериный стиль

Костяные и роговые гребни оформлены фигурками птиц, животных. Чаще всего в сюжетах пермского звериного стиля можно встретить изображения лося, медведя, коня и других представителей местной фауны. В эпоху раннего железного века расширяется не только круг предметов, на которых изображаются животные, — на бронзовых булавках, браслетах, подвесках гривнах можно увидеть изображения новых животных.

Поскольку древнейшей формой почитания животных был тотемизм (вера в родство определенных групп людей с теми или иными животными), то уже в ранних произведениях искусства присутствуют образы животных. Возможно, эти предметы служили не только амулетами, но и символами принадлежности человека к определенному роду.

Редкие экспонаты: Пермский звериный стиль

Некоторые образы древние мастера Прикамья заимствовали у своих соседей: скифо-сарматов, народов Алтая и Сибири. Это изображения грифона, крылатого пса, всадника, горного козла и т. д.

В миропонимании древних людей существовало три яруса мироздания, которые скрепляло между собой по вертикали мировое древо. Верхний мир символизировали птицы, средний был связан с людьми и животными, а нижний олицетворялся змеями, ящерами и собаками. Именно своеобразное мировосприятие позволило пермскому звериному стилю обрести черты, свойственные только ему.

Такой особенностью являются бляхи со сложными многофигурными композициями, заключенными в орнаментальную рамку. Их сюжеты как раз и выражали идею о мировом древе. Не менее часто встречаются фантастические изображения существ, сочетающих черты людей и животных, полулюдей, самым популярным из которых был человеко-лось.

Редкие экспонаты: Пермский звериный стиль

Также все предметы пермского звериного стиля имели культовое назначение. Часть из них, в первую очередь большие пластины с трехъярусными композициями, использовали при проведении религиозных церемоний. Остальные предметы — поясные застежки, браслеты, подвески и т.п. служили украшениями и защищали их владельцев от злых духов.

Например, один из самых могучих и красивых обитателей тайги, лось издревле почитался на Урале. В эпоху расцвета пермского звериного стиля изображения лосей чаще встречаются на многофигурных бляхах в виде человеколосей. В большинстве сюжетов их обращенные друг к другу лосиные головы образуют свод в верхних частях композиций. На более поздних предметах небесный свод символизируют одни лосиные морды. В мифах сибирских угров лоси олицетворяли не только «верхний» мир. Эти мощные и умные лесные звери в то же время соотносились и со «средним» — миром людей, а, уходя в старости «жить» под землю и меняя облик, становились «мамонтами» — воплощением «нижнего» мира.

Другим любимым мотивом пермского звериного стиля являлся образ могучего медведя. Он изображался на полукруглых или прямоугольных бляхах, всегда в «жертвенной» позе: голова с выразительными глазами и рельефными ушами лежит между передними лапами. Еще в XIX в. у зауральских племен, ведущих традиционный образ жизни, сохранялся праздник поклонения медведю, шкура которого вместе с головой и лапами (в точно такой позе как на бляхах!) помещалась на особом помосте, вокруг которого и совершался «медвежий праздник».

Редкие экспонаты: Пермский звериный стиль

Из всех мотивов пермского звериного стиля, связанных с домашними животными, излюбленным был и мотив, связанный с лошадьми. Ранние изображения коня представлены плоскими подвесками и цельнолитыми объемными уплощенными пронизками, иногда сдвоенными, с повернутыми в разные стороны головами. Позднее появились и полые пронизки — гладкие или украшенные ложновитым орнаментом или насечкой. Коньковые шумящие подвески появляются в конце VII в. и до XII в являются одним из наиболее характерных и популярных типов украшений в Прикамье.

Поскольку охота на пушных зверей играла важную роль в жизни древних обитателей Прикамья, в пермском зверином стиле широко использовалось изображение соболя. Пушнина была основным и самым дорогим товаром, идущим на внешние рынки. Видимо, это и обусловило почитание пушных зверей. Согласно верованиям народов коми существовали духи-хозяева разных видов лесных зверей. Чтобы заслужить их расположение, считалось необходимым делать им приношения перед началом промысла. Фигурки этих зверьков могут быть изображениями таких таежных духов.

Наконец, многофигурные бляхи — сложные композиции, состоящие из фигур людей, животных, птиц и фантастических существ — человеколосей, ящеров. Считается, что основная часть сложных композиций, особенно с человеколосями, отражала представления древних финно-угров об устройстве Вселенной. В этом случае лосиные головы обычно рассматриваются как небесный свод — верхний мир, а фигуры ящеров, всегда расположенные внизу многофигурных композиций, являются символами нижнего, подземного мира. Наиболее выразительная коллекция многофигурных бляшек находится в Чердынском краеведческом музее им. А.С. Пушкина.

Фото предоставлены Пермским краевым музеем, prm.ru

Другие статьи на эту тему:


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru