В Эстонии дикий заяц стал настолько редким трофеем, что зайцами вообще не торгуют. Если охотнику повезет, подстрелит - ни за какие деньги не расстанется, сам съест и хвастаться всю жизнь будет. Зайцев покупали и в России, и в Чехословакии, и в Югославии - но нет зайцев, хоть разводи их в эстонских крестьянских хозяйствах... Неплохая идея для развития бизнеса?
Судьба Дракона печальна. В память о нем пещерные предки оставили только обглоданные скелеты и окаменелые яйца. Пращуры любили мясо и знали в нем толк. Выбор был не то что у нас. Закусывали саблезубыми тиграми, огнедышащими звероящерами. Мамонтов тоже съели.
Но хищники вкуснее. Мало кто знает, что рысь и сегодня на столе у охотников считается деликатесом. Нынешний директор Таллинского зоопарка Мати Каал в студенческие годы отведал лесной кошечки - лесники угощали. А не хищные зайцы мелковаты, жилисты и не наваристы. Поэтому косой пережил всех клыкастых, зубастых и огнедышащих.
Заячий треух
Однажды во время боевых стрельб перепуганный до смерти зайчишка птицей впорхнул к нам в окоп и забился под полу сержантской шинели. Когда снаряды перестали рваться, косой выскочил и понесся, да прямо на танки! Косой - он и есть косой. Видит только по сторонам, а не прямо.
Поднятый грибниками с лёжки заяц-беляк пушистым комом шарахнулся в мою корзину с лесной малиной, опрокинул, подскочил - и тут же лбом в березу! Листья посыпались. Смех и грех. Люди – публика беспардонная. Теснят, обижают, травя зайцев охотничьими собаками. Дачники на огородах страшных чудовищ в дырявых шляпах наставили. С родственником зайца – братцем кроликом тоже не всё ладно. Этот появляется на рынке всего раз в году - перед Рождеством.
Крольчатина стала дороже деликатесного угря. Зайцами вообще не торгуют: редкий зверь. Если охотнику повезет, подстрелит - ни за какие деньги не расстанется. Сам съест с любовью и большим уважением. Будет хвастаться всю жизнь. На память о редкой удаче непременно заячий треух у скорняка закажет. Раньше в ночное время на бойкой дороге в свете фар обязательно оказывался прыткий зверек. Теперь куда-то пропал. Может быть, в колхозную эпоху пересолили угодья ядохимикатами. Потравили куропаток, косуль, коротконосых черно-белых куличков - чибисов. И зайцу досталось. Делались попытки освежить и пополнить поголовье эстонских русаков. Покупали «свежую кровь» за границей - в России, в Чехословакии, в Югославии, в перенаселенной людьми Европе! Казалось бы: там-то откуда взяться косому?
Европейский косой
В Венгрии, помнится, диких кроликов было, как комаров. Мадьяры их за дичь не считали. И зайцев - хоть пруд пруди! Матерые русаки, головы у которых величиной в два кулака, продавались в магазинах, как у нас бройлерные куры. Поначалу я думал, что это муляжи красуются на витринах. Видел тамошнюю охоту на зайцев. Стрелки выходили цепью на убранные кукурузные поля, на хлебное жнивье.
Каждый выстрел - точно в цель. Правила жестокие. Если промахнулся или, не дай бог, только ранил зайца, и косой убежал – мазиле не разрешают охотиться до тех пор, пока не научится стрелять. Зайцу не давали погибнуть мучительной смертью. Жалели и уважали косого: он динозавров видел!
Кроме зайцев, на прилавках прошлого века красовались: фазаны в нарядном пере, куропатки, глухари, кряковые утки, прочая дичь. И всё это считалось обычным продуктом в частных магазинчиках. Но цены!.. И сама охота большую деньгу стоила. Откуда такое изобилие в перенаселенной людьми Европе?! Там, памятуя печальную участь некогда съеденных динозавров, взялись за фермерское разведение зверя и птицы. Разводят и выпускают на волю. Такой благородный промысел освоить бы в Эстонии!
Крестьянин сейчас всё равно бездельничает. Сельское хозяйство в упадке пребывает. Сыром, гусями, даже голубями мясной породы и настоящими дикими зайцами эстонцев снабжает европейский закордонный предприниматель. Всё бы хорошо, да не по карману в нашем государстве такая закусь. Зарплаты у нас со времен царя Гороха не менялись. Хуторянину остается втихаря пилить лес и продавать. От такой манеры общения с природой зайцев не прибавится до тех пор, пока свирепствуют бездарные хищники цивилизации о двух ногах.