Власти Югры делают ставку на этнический туризм наряду с нефтегазовой и кварцевой составляющими экономики региона. О том, как наладить туристический бизнес, гооврили на прошедшей недавно в Ханты-Мансийске Международной бизнес-конференция «Развитие этнографического туризма». В работе конференции приняла участие и губернатор Югры Наталья Комарова.
Барсова гора – комплекс археологических памятников возле Сургута. В России немного мест с подобной концентрацией древностей, представляющих все этапы истории, охватывающей более чем 7-тысячелетний временной отрезок. Барсова гора входит в пантеон «Семь чудес финно-угорского мира». Также в этот список в Югре вошли: серия фольклорных сборников «Земля кошачьего локотка», праздник медвежьих игрищ и детский центр «Лылынг союм».
Агитировать за этнический туризм в Югре никого не надо. По прогнозам экспертов – это один из серьезных секторов экономики – наряду с нефтегазовой и кварцевой составляющими – который, в перспективе, должен приносить немалый доход как туристическим бизнес-структурам, так и региону в целом. Как наладить этот самый туризм...
По Оби-кормилице
Чтобы частично ответить на эти вопросы, и наметить перспективы развития, съехались в Ханты-Мансийск чиновники, туроператоры, а также представители предприятий и организаций, имеющих отношение либо к «этно», либо к «туризму». Международная бизнес-конференция «Развитие этнографического туризма» заняла три дня. По некоторым данным, в форуме приняли участие более ста человек: как российских, так и иностранных специалистов в туристической отрасли.
В работе конференции приняла участие и губернатор Югры Наталья Комарова.
– Мы заинтересованы в том, чтобы Югра со временем стала одним из ключевых брендов в мировой индустрии этнотуризма. Наш округ концентрирует значительные творческие, финансовые и организационные ресурсы для решения этих задач. На прошлой неделе у нас работал Координационный Совет Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Мы стремимся, чтобы во всем мире, говоря о коренных народах российского Севера, центром развития их культуры, искусства и традиций считалась именно Югра, – отметила Наталья Владимировна во вступительном слове.
Также глава региона подчеркнула, что некоторые окружные инициативы в отношении этнотуризма поддержаны на федеральном уровне. В первую очередь, это касается программы совершенствования инфраструктуры межрегионального речного круизного туризма.
Речная сеть автономного округа представлена двумя крупнейшими реками: Обью и Иртышом. Они объединяют семь субъектов Российской Федерации. На территории Уральского федерального округа – три: Югру, Ямал и Тюменскую область.
– Наши водные богатства – ресурс для развития круизных маршрутов этнографической, экологической и мифологической направленности. Важно, чтобы в каждом регионе, на каждой остановке туристу было интересно, – акцентировала внимание собравшихся Комарова.
Но кроме комфортабельного сплава по рекам, в округе разрабатываются и стационарные проекты. Один из них «Город мастеров» – этнографический музей под открытым небом. Этнокомплекс деревянного зодчества даст возможность туристам познакомиться, как с культурой коренных малочисленных народов Югры, так и со старожильческими традициями живущих в нашем регионе народов. На сегодняшний день в округе насчитывается 4 903 объекта культурного наследия.
От стойбища к стойбищу
В ряде окружных программ социальной поддержки населения есть пункты, предусматривающие грантовые предоставления на развитие туристической отрасли. Так программа развития коренных малочисленных народов Севера Югры предусматривает бюджетные расходы в течение трех лет почти в 73 миллиона рублей. Из них, только в этом году, 12 миллионов были направлены на практическую реализацию перспективных проектов, связанных, прежде всего, с развитием этностойбищ и уникальных этномаршрутов по священным местам народов, населяющих Югру.
Пару лет назад в округе был утвержден на самом высоком уровне и запущен в массы туристический слоган: «Увидеть Югру – полюбить в Россию». Но одного, даже столь красивого, воззвания, дабы поднять и раскрутить огромную отрасль, явно недостаточно. Поэтому губернатор Югры обратила внимание собравшихся на такой аспект, как стандарты туриндустрии.
– Мы выделяем такие направления, как улучшение качества услуг, выработка единых подходов и стандартов в обслуживании туристов. Мы нацелены на создание саморегулируемой организации в этой сфере, с использованием ее возможностей внедрять современные стандарты, в частности, в сфере гостиничного бизнеса, музейного сервиса, системы беспроводного доступа в Интернет в местах пребывания туристов.
Внедрение стандартов Югры и механизмов саморегулирования – основные задачи на 2012 год в этом секторе, и мы рассчитываем на поддержку наших международных и федеральных партнеров в эффективном выстраивании этой работы, – сообщила Наталья Владимировна.
В Арктику через Интернет
Несколько лет назад министр иностранных дел Российской Федерации презентовал на Арктическом Совете идею разработки международного проекта «Электронная память Арктики» с учетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
Югра была одним из самых активных инициаторов этого проекта, стояла у истоков разработки концепции. В июле 2010 года делегация Югры представила интернет-версию проекта «Электронная память Арктики». Презентация программы состоялась в ходе семинара «Формирование информационных ресурсов для духовно-нравственного развития личности в информационном обществе», который прошел в поселке Комарово под Санкт-Петербургом. Проект направлен на формирование единого информационного пространства северных регионов мира для общего доступа к сведениям по освоению, функционированию и устойчивому развитию таких территорий.
По сути, этот проект открывает новую страницу в формировании на базе разрозненного сегодня опыта и достояния отдельных народов комплексного, доступного всему миру культурного и духовного наследия народов Севера, собранного на едином ресурсе в Интернете. 19 февраля 2011 года был запущен интернет-сайт в поддержку этого проекта.
Будем партнёрами
Об опыте развития и продвижения этнографического туризма в мировой практике рассказал Дмитрий Ильин, руководитель программы по работе с присоединившимися членами Всемирной Туристской Организации (ЮНВТО). По его словам, этнический туризм в мире считается весьма перспективным. Ведь туристов всегда интересовали быт, традиции и история малых народов. Популярность территории зависит от развития этнографических комплексов, сувенирных лавок, умения воссоздать быт народов и возможность туристов принять участие в национальных обрядах и праздниках.
В Югре все это имеет место быть. Коренные малые народы региона сохранили свои обычаи, здесь создано достаточное количество этнографических и краеведческих музеев. В том числе под открытым небом. Самыми успешными этнотуристическими государствами в Европе являются Италия, Нидерланды, Ирландия, Финляндия, Литва, Эстония. А также страны Латинской Америки, и север Африки.
– Этотуризм – хорошая возможность сохранить самобытность народов. Но безопасность, качество, инновации зависят только от человеческого разума. Сегодня бизнес предлагает много возможностей в развитии туризма. А государство должно создать такие условия и предложить такие инструменты, которые позволили бы наладить бесперебойную работу туристического бизнеса, в первую очередь, малого и среднего, – сказал Дмитрий Вячеславович.
По мнению главного редактора журнала Guide Map Media Иво Петерсона, деньги, безусловно, важный фактор в развитии этнотуризма. Однако туроператорам следует в этой ситуации обратить внимание на этнические особенности и нюансы народов, селения которых посещают туристы.
– Из своего опыта знаю, что порой русский этнотуризм ограничивается тем, что человеку показывают русскую избу с печью, наливают рюмку водки и дарят китайскую матрешку, – иронизировал Иво Арвидович.
Он призвал собравшихся не заниматься профанацией, а серьезно изучить обычаи и традиции народов, принимающих туристов.
Надо отметить, что в ходе работы состоялось обстоятельное обсуждение деталей для заключения соглашения по взаимодействию между Российским этнографическим музеем и правительством Югры на грядущий 2012 год.
– Формирование на региональном уровне благоприятного инвестиционного климата позволит создать востребованный туристический этнобренд Полярного Урала, что заметно усилит позиции России на глобальном туристическом рынке. Полагаю, что участвующие в работе конференции профессионалы окажут нам методическую поддержку для наиболее качественной и творческой организации этой работы, – резюмировала губернатор Югры.