02.03.2012 | Развитие сельского туризма: Надежда Кинермы
Деревне Кинерма в августе будет 449 лет. В ней — семнадцать домов, из которых десять — памятники архитектуры. Живут в Кинерме пять человек: Надежда Калмыкова, ее муж, двое детей и пенсионер дядя Ваня. Со всего мира в Кинерму приезжают туристы поглядеть на настоящую карельскую деревню. Приехали и мы. Правда, больше посмотреть на Надежду Калмыкову. Ведь именно благодаря этой женщине деревня живет и принимает гостей.
Надежда Калмыкова, «крестная мать» деревни, встречает нас в карельском наряде: с минуты на минуту приедут туристы из Италии. А вечером — немцы с лыжами. На три дня.
В доме-музее с широкими столами и огромной карельской печью тепло, пахнет самоваром и свежим сеном. К приему гостей Калмыкова, в одном лице повар, бухгалтер, директор, уборщица и экскурсовод, всегда готова.
Как сохранить сокровище?
Надежда Калмыкова родилась в Петрозаводске. А ее мама — в Кинерме. И все предки — тоже отсюда. Карелы-ливвики. Так получилось, что мама Надежды уехала в Петрозаводск учиться и вышла замуж за городского. Зато, бабушка с дедушкой оставались в деревне. И Надежда с сестрой Ольгой каждое лето проводили у них.
Надежда говорит, что душа рвалась в деревню всегда. В университете только и говорили, что про Кинерму: как в ней хорошо, красиво. Однокурсники даже думали, что сестры там и живут, а не в Петрозаводске. И удивлялись, что на каникулах девочки здесь, а не уехали «домой».
Надежда говорит, что душа рвалась в деревню всегда. В университете только и говорили, что про Кинерму: как в ней хорошо, красиво. Однокурсники даже думали, что сестры там и живут, а не в Петрозаводске. И удивлялись, что на каникулах девочки здесь, а не уехали «домой».
— Мы с Ольгой много думали о том, что можно сделать для сохранения нашей деревни, этого сокровища, — рассказывает Надежда Калмыкова. - Не хотелось, чтобы она вымерла, как многие. И так, и эдак прикидывали... В 81-м году в Кинерму направили на практику студентов. Преподаватели были в шоке от сохранности деревни. В 2000 году мы вместе с финнами провели большой семинар по сохранению Кинермы как памятника народного деревянного зодчества карелов-ливвиков. Было много людей, в том числе и турфирмы. И вот одна турфирма предложила нам встречать туристов. Мол, накормите, расскажете про деревню. А мы вам заплатим. Всего делов.
Дом-музей
Надежда с Ольгой призадумались. Гостей же надо где-то встречать. И кормить тоже не дома на лавке. В итоге купили дом. Сделали в нем летнюю столовую. Собрали по соседям посуду. И туристы потихонечку стали приезжать.
— Мне было несложно, — вспоминает Калмыкова. — Про деревню я все знала, рассказывать о ней люблю, готовлю вкусно. Позже я зарегистрировалась как предприниматель: наверное, была первым предпринимателем сельского туризма. В 2005 году я переехала в Кинерму окончательно.
Дом-музей
Когда пошли дела, сестры стали искать средства на восстановление столетних домов. Столкнулись с тем, что никто не поможет, неоткуда взять денег. А на туристах на восстановление не заработаешь... Тем не менее потихонечку дело движется. С 2005 года в Кинерме заработал дом-музей. Здесь, кроме печки, есть комнаты для проживания туристов и две выставки в два этажа. На втором — фотовыставка финского фотографа Раймо Ахонена «Кинерма сегодня»: пейзажи деревни и портреты жителей Карелии. На первом — выставка, посвященная истории Кинермы: «Жизнь в Кинерме».
В создании музея помогли финны: все в музее со вкусом, даже с шиком. Экспозиция, конечно, не доделана. Нужны средства и мастера. Калмыкова надеется, что рано или поздно появится и то, и другое. Дело же благое, значит — почти святое.
От Америки до Японии
Можно сказать, что с появлением в Кинерме сестер деревня вновь задышала. Здесь уже прошли два международных детских лагеря, и будут еще. Проводятся национальные праздники. Немного, но помогают международные гранты, Надежда с Ольгой выигрывали несколько: на мастер-классы по ткачеству шерстяных одеял, на праздник в честь 445-летия деревни.
С каждым годом растет поток туристов: приезжают со всего мира, от Америки до Японии.
Про японцев, кстати, есть байка. Какой-то «шишка» перед приездом заказал баню по-черному. Чтоб отведать все карельские блага. Как зашел, как обдало его паром, так охнул и выбежал. Замялся. «Давайте, - сказал, - лучше пообедаем сначала». Потом придумал еще какую-то отговорку, и так и уехал, не попарившись.
Про японцев, кстати, есть байка. Какой-то «шишка» перед приездом заказал баню по-черному. Чтоб отведать все карельские блага. Как зашел, как обдало его паром, так охнул и выбежал. Замялся. «Давайте, - сказал, - лучше пообедаем сначала». Потом придумал еще какую-то отговорку, и так и уехал, не попарившись.
Летом туристический поток вообще не прекращается. Зимой людей меньше, но тоже наведываются. Калмыкова только успевает калитки печь и баню топить.
Дядя Ваня
Первое время Ольга помогала сестре, затем уехала жить в Финляндию. Но у Нади остался муж — он, городской, уехал вместе с женой «поднимать деревню». Никогда ничего не делавший руками, здесь всему научился. И сараи строить, и дома подправлять, и баню по-черному растапливать.
— Сегодня у нас «открытие» новых туалетов, — хвастается Калмыкова. — Тоже муж. Он в мои туристические дела не лезет — стесняется. Зато всю подготовительную работу делает. Снег чистит, кастрюли с едой мне носит...
На этой фразе появляется муж Надежды. С кастрюлей пюре. Ставит ее на стол и смотрит на жену — ждет поручений.
— Кисточку еще принеси. И хлеб, — ласково командует Надежда.
Скучать, говорит Калмыкова, ей некогда. Помимо работы, еще ведь и дети. Двое сыновей Надежды учатся в Ведлозеро – в селе неподалеку. Каждое утро за ними приезжает автобус. И отвозит обратно.
Еще Калмыкова присматривает за дядей Ваней Ершовым — коренным 79-летним жителем Кинермы.
Дядя Ваня живет совсем рядом с домом-музеем в старом домике с маленькими окошечками и железным кольцом на двери — чтобы стучать. Дедушка разговорчивый и еще бойкий. Калмыкова говорит, это потому, что коз держит. Если бы не они — давно бы помер. А так они его жить, работать заставляют.
Дядя Ваня живет совсем рядом с домом-музеем в старом домике с маленькими окошечками и железным кольцом на двери — чтобы стучать. Дедушка разговорчивый и еще бойкий. Калмыкова говорит, это потому, что коз держит. Если бы не они, давно бы помер. А так они его жить, работать заставляют.
Пообщаться с дядей Ваней нам не удалось. Недавно его обокрали цыгане — вынесли все деньги. Дядя Ваня просто пустил их в дом по доброте душевной, угостил молоком. А они под шумок раз — и вскрыли комод. Этот случай дедушку сильно подкосил. Не ожидал он от людей такой пакости. С тех пор закрылся и никого в дом не пускает, даже знакомых.
Остальные дома зимой пустуют. В некоторые летом приезжают хозяева, как на дачу. Для отдыха, кстати, Кинерма не очень подходит: водоема нет. Зато земля хорошая, плодородная. Растет все как на дрожжах. Недаром Кинерма переводится как драгоценная земля.
Экскурсия
Когда приезжают туристы, Калмыкова укутывается в платок: «Перевод будет на два языка: сначала английский, потом — итальянский. — Долго будем ходить. Замерзнем».
Итальянцы всему удивляются и громко лопочут. Кажется, им здесь все нравится. Собака Рекс бросается к ним играть, вывалив язык. Старенькие домики. Сугробы. И, конечно, часовня. В знаменитую часовню Смоленской Божьей Матери они заходят гуськом и почтительно выстраиваются у порога. Надежда Калмыкова зажигает свечи и рассказывает историю часовни. Наверное, в тысячный раз.
Легенды часовни
Часовне Смоленской Божьей Матери — 250 лет. Есть легенда, что однажды солдат возвращался домой со службы. Он хотел есть, но все, что у него с собой было — икона Смоленской Божьей Матери. И решил солдат обменять у торговца икону на хлеб. Только обменял — ослеп. Испугался, вернул икону — зрение вернулось. Дошел голодный солдат до Кинермы, переночевал и пошел дальше своей дорогой. А местные жители услышали женский голос, молящий о спасении. Кинулись искать, кто кричит, — наткнулись на солдатову икону. Не то обронил, не то специально оставил... Так построили часовню Смоленской Божьей Матери, центральное место в которой заняла икона. Жители Кинермы верили, что она оберегала деревню от бед. В 80-х годах ХХ века её увезли в карельский Музей изобразительных искусств (она и сейчас там), и жизнь в деревне стала хуже. Для часовни, правда, написали точную копию иконы. Но это уже не то...
Часовня Смоленской Божьей Матери
В 30-х годах прошлого века часовню было велено снести. Пришли работники из соседних деревень, спилили звонницу. Когда она упала, один из колоколов издал такой страшный звук, что испугалась вся деревня. Работники — особенно. В результате часовню оставили в покое, и в 40-х годах отремонтировали. Надежда Калмыкова говорит, что те четверо рабочих вскоре умерли: двое утонули и двое заболели, «понесли Божью кару».
Помимо иконы внимание туристов привлекает резной иконостас. Калмыкова рассказывает, что таким богатым его смогли сделать благодаря чудодейственной иконе: много разных людей приезжали в часовню, жертвовали деньги.
А еще вокург часовни растет непростой ельник. 13 елей посадили по числу апостолов. Поговаривают, что когда в России происходит большая беда, падает ель. Легенда не лишена смысла: когда на Чернобыльской АС случилась авария, одна из елей, действительно, упала. Их сейчас вокруг часовни десять.
А еще вокруг часовни растет непростой ельник. 13 елей посадили по числу апостолов. Поговаривают, что когда в России происходит большая беда, падает ель. Легенда не лишена смысла: когда на Чернобыльской АС случилась авария, одна из елей действительно упала. Их сейчас вокруг часовни десять.
Жалко уезжать
После экскурсии итальянцы гуляют по деревне, а Калмыкова готовится к мастер-классу по калиткам и к обеду. Кормят туристов в Кинерме по всем традициям: еда — из печи, чай — из самовара.
Наваристый суп, картошку с рыбой, пироги, калитки и разные соленья итальянцы уплетают за обе щеки. Потом долго сидят и разговаривают: уходить из гостеприимного теплого дома не хочется.
Когда туристы, наконец, уезжают, мы тоже собираемся в путь. Пришли сыновья Надежды — она тут же переключилась на них: детей надо накормить и обогреть. «А скоро уже и немцы приедут, — говорит Калмыкова, — надо успеть все подготовить». Не смеем больше отвлекать хозяйку. Желаем удачи и с неохотой бредем к машине мимо стареньких, чуть покосившихся домиков. Хочется верить, что появятся средства и на их восстановление, и на выставку. И что на все хватит сил. Надежда Кинермы должна со всем справиться.
Отдохнуть от городской суеты можно в экологически чистом районе Тульской области, в 130 км от Москвы, на Охотничьей базе "Барсучок". База представляет собой центральную усадьбу с расположенными вокруг домами отдыха для клиентов и баней. Невдалеке удобно спланировано подсобное хозяйство, которое является не только поставщиком экологически чистого питания для клиентов, но и местом отдыха. Здесь можно поохотиться, пострелять по тарелочкам на специальной площадке, покататься на лошадях, полетать на дельталете, отпраздновать событие.
Развлечения на базе:
- бильярд и бар-караоке;
- спортинг и арбалетный тир;
- лошади, пони, фаэтон, экипаж;
- конное фото-шоу с ловчими птицами и борзыми;
- экскурсионные туры в питомник собак и зоопарк.