На Пасху на колокольне бывает довольно людно. Около 10 человек ежегодно собираются у колокольни Крестовоздвиженского храма в Иркутске, чтобы необычно встретить праздник. Пока вереница с хоругвями и зажженными свечами не спеша обходит вокруг церкви, звонарь самозабвенно благовестит... Корреспондент «КП» встретил светлый праздник на колокольне Крестовоздвиженской церкви.
В детстве я полагал, что самый главный в церкви человек - это звонарь. Он не только развешивает малиновый звон в окрестностях храма, но и командует верующими: на службу становись! Детство далеко позади, но мечта побывать на колокольне до сих пор со мной. Говорят, что с нее до неба ближе!
Звонарь Крестовоздвиженского храма, что на улице Седова 1, Артур Псарев встречал меня на ступенях около входа. Однако, как оказалось, встречал он не только меня: на Пасху на колокольне бывает довольно людно.
- У нас тут целый клуб фанатов колокольного звона, - смеется Артур. - Как на концерт люди ко мне приходят. Когда десяток друзей набирается, когда - больше. Лет 7 назад рекорд своеобразный поставили: 22 человека наверх поднялось!
Нынче смельчаков набралось около десятка человек. Около половины из них, как и я, новички. Больше всех в ожидании чуда, наверное, волнуется 11-летний Даниил. Виктория последний раз поднималась к небу над Крестовоздвиженкой 9 лет назад. А сын звонаря 25-летний Роман Псарев здесь, можно сказать, вырос.
- В 6 лет я впервые забрался на колокольню вместе с отцом, - вспоминает он. - Никогда не забуду этого чудесного запаха дерева, смолы и ладана! С тех самых пор он и олицетворяет для меня все большие церковные праздники.
А чуть позже Роман начал звонить в колокола и сам - конечно же, не по праздникам, а перед обычными утренними службами. Маленький мальчик самостоятельно, как взрослый, забирался на колокольню и, как только стукнет 9 утра, начинал трезвон и за этим занятием напрочь забывал про время. Ориентировался лишь по часам, но однажды их завод закончился как раз, когда Рома начал звонить, - в итоге бой колоколов тогда вместо положенных десяти минут раздавался чуть ли не полчаса!
Наконец все в сборе - можно подниматься наверх. Заходим в церковь, протискиваемся сквозь плотные ряды молящихся и ныряем в дверцу справа от алтаря. Проходим через несколько темных помещений - и перед нами еще одна дверь. Артур открывает ее с помощью магнитного ключа и приглашает всех на лестницу. Она круто уходит вверх. Ступеньки такие узкие, что идти по ней можно лишь гуськом, по одному. Такие же маленькие - еле развернуться - и площадки между лестничными пролетами. Наконец мы попадаем на первый ярус колокольни.
- У меня тут настоящий двухэтажный офис в самом центре города с изумительными видами, - с улыбкой хвастается Артур.
Первый ярус - это восьмиугольная комната с окнами в каждой стене. Виды действительно впечатляют: с высоты примерно 7-го этажа хорошо просматривается весь центр Иркутска. Хорошо видны и маковки всех центральных церквей: вот храм Спаса Нерукотворного Образа, вот собор Богоявления, Свято-Троицкий храм, вдалеке просматривается даже Знаменский монастырь. Первый ярус не только придает высоту колокольне, но и служит своеобразным резонатором, который формирует звук.
Колокола же находятся на верхнем, 2-м ярусе. Туда ведет еще одна лесенка, с которой попадаешь практически в такое же восьмистенное помещение. Вот только половина окон там занята колоколами. Всего их там 8 штук.
- Неплохой инструмент, хоть и сборный - с таким, я бы сказал, джазовым звуком, - показывает свои владения хозяин. - Вот три колокола нового литья, их сделали в Воронеже в 1990 году. Самый большой колокол - он весит примерно полтонны - отлит в Москве во второй половине XIX века. Вот немецкое произведение конца XIX столетия из Целендорфа. А самый маленький родом из Ярославля - его отлили в начале ХХ века. Общая масса этого инструмента - около тонны. При хорошей погоде его бывает слышно даже от сквера Кирова.
До революции здесь были другие колокола, самый главный из которых весил около 8 (!) тонн. Эту громадину поднимали сюда во время строительства церкви, ведь в окна колокольни он бы просто не пролез. Именно поэтому комиссарам в 30-е годы прошлого века пришлось раскалывать его на куски, чтобы сбросить вниз. После этого в церкви работал антирелигиозный музей. И хотя музей снова стал церковью в 1942 году, колокола на ней появились только через полвека - в 1992 году. Тогда с ними и начал работать музыкант из ансамбля «Театр пилигримов» Артур Псарев. Каждый день он начинает колокольным звоном службы - в 9 часов утра и в 5 часов вечера. Вот и сейчас он готовится продемонстрировать свое мастерство.
- Выходят! - машет отцу Роман от окна, в которое хорошо просматривается вход в церковь.
Это значит, что из Крестовоздвиженки начался крестный ход и наступил момент истины - Христос воскрес! Пока вереница с хоругвями и зажженными свечами не спеша обходит вокруг церкви, Артур самозабвенно благовестит. От всех колоколов к нему тянутся веревки, по которым он бьет, как по клавишам, обеими руками. Самый же большой, полутонник, «завязан» на ножную педаль - так что звонарь со стороны напоминает опутанную нитками марионетку, двигающуюся в ритме русской плясовой. И она гремит, почти оглушая, так, что аж захватывает дух!
- Я считаю, что самой лучшей основой для православного звона являются ритмические и мелодические рисунки русских народных песен и танцев, - говорит Артур спустя десяток минут, когда крестный ход снова скрылся в церкви. - Звон должен быть радостным, веселым, праздничным, чтобы под него так и хотелось в пляс пойти!
Спустя полчаса он вновь берется за свой инструмент. Каноны колокольного звона достаточно условны, и, пока идет праздничная служба, он может звонить, сколько душе его угодно. В Рождество, говорит, и по 20-25 раз за ночь может подходить к колоколам.
За разговорами незаметно приближается окончание службы, и надо звонить снова. Потом Артур провожает нас вниз и сам выходит прогуляться - сон разогнать. В 9 утра ему снова нужно быть на колокольне и начинать утреннюю праздничную службу - Христос воскрес!