Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

06.06.2012 | Малые Соловки в центре Москвы

Зримыми вестниками о жизни расположенного на северных островах посреди сурового Белого моря Соловецкого монастыря, о его проблемах и нуждах, о его праздниках и буднях, а также важнейших событиях являются подворья обители. О жизни братии, несущей послушание в городской среде, рассказывает настоятель подворья Соловецкого монастыря в Москве архимандрит Мефодий (Морозов).

– Соловецкий монастырь находится на Крайнем Севере, вдали от крупных городов. Какие задачи решают подворья обители?

– Подворье – это своего рода представительство обители, и большинство ставропигиальных (находящиеся в подчинении Патриарха) монастырей, расположенных вдали от столицы, имеют в Москве подворья. Исторически Московское подворье монастыря имело прежде всего хозяйственную функцию. И сейчас мы занимаемся оказанием помощи обители, организуя доставку на Соловки различных грузов, начиная от бытовых товаров, необходимых для повседневной жизни братии, до продуктов – свежих овощей, фруктов и т.д. Иной раз в течение летнего сезона отправляем более 100 т грузов, в том числе по одной–две машины с 8–9 т картофеля, в дополнение к выращиваемому братией на Соловках.

– Существовало ли Соловецкое подворье в Москве до революции?


– Да, но подворье тогда своего храма не имело, поскольку оно занималось решением исключительно хозяйственных задач и ему принадлежали лишь помещения хозяйственного назначения (склады) да несколько келий для проживания трех–четырех человек братии и еще какая-то недвижимость в Москве. К сожалению, нам неизвестно, какие дома и где имело подворье. В XVIII в. подворье Соловецкого монастыря было упразднено и возобновлено только в наше время. Когда в 1992 г. 28 января наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев), то вместе с ним в число братии поступил и я: сказалась наша братская дружба, имевшая начало от времен совместного пребывания в Свято-Даниловом монастыре (в 80-е гг. минувшего столетия).

Архимандрит Мефодий (Морозов)
Архимандрит Мефодий (Морозов)

– Чем обусловлена необходимость открыть представительство в столице?

– В первую очередь, главнейшим событием возобновляющейся обители – перенесением в 1992 г. святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа из Санкт-Петербурга на Соловки, бремя организационных проблем которого должно было взять на себя подворье. Нам был передан храм великомученика Георгия в Ендове, занятый тогда складскими помещениями художественного фонда. В июле 1992 г. я был назначен настоятелем, а на Рождество Христово 1993 г. совершили в храме первый молебен (сейчас уже подзабытый благо­дарст­венный молебен «Об изгнании галлов и с ними дванадесяти язык», который совершался в честь победы в войне 1812 г.; Императорским манифестом 1814 г. предписывалось каждый год в праздник Рождества Христова, 25 декабря/7 января, служить молебен, составленный святителем Филаретом, митрополитом Московским, об изгнании галлов – французского императора и его армии. – Ред.). В Великий Четверток 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было совершено малое освящение Престола в честь Рождества Богородицы, и отслужили первую Божественную Литургию. Великое освящение, имеющее полноту Таинства (в таком храме уже можно рукополагать священнослужителей) состоялось только 12 ноября 2003 г. – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра совершил Великое освящение храма. Главный придел был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как это и было исторически. Придел в трапезной части храма – во имя Святителя Николая – архиепископа Мирликийского, Чудотворца, и святого великомученика Георгия Победоносца.

– На подворье большую часть года пребывает монастырская святыня – мощевик со святыми мощами великих святых мучеников, – которая летом возвращается на Соловки. Как возникла эта традиция?


– Эту икону-ковчег мы называем «Царский мощевик», потому что он когда-то находился в одном из соборов Московского Кремля. Затем он был передан в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Наконец, в 1990-е гг. мощевик возвратился в монастырь. Икона-ковчег содержит части мощей: 1) великомученика Георгия Победоносца, 2) великомученика Целителя Пантелеимона, 3) великомученика Прокопия, 4–5) священномученика Киприана и мученицы Иустины, 6–7) мучениц Феодосии и Анастасии. В 2001 г. я попросил наместника обители привезти мощевик к нам временно, к освящению Поклонного креста в память всех пострадавших на соловецкой земле за веру Христову, так как, хотя наш храм старинный, ни одна из его святынь не сохранилась. И конечно, для нас очень важно было получить возможность поклониться мощам великомученика Георгия, поскольку храм носит его имя. Еще в XVI в. здесь стоял деревянный Георгиевский храм, а в конце XVI – начале XVII в. на его месте построили каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но придел великомученика Георгия в нем сохранился. На Руси так было принято: если храм и разбирали, то только для того, чтобы поставить новый на том же, намоленном, месте.
 
Итак, я попросил наместника монастыря отца Иосифа, чтобы он позволил после завершения паломнического сезона на Соловках, на время осенне-зимнего периода переносить мощевик из монастыря на подворье. Наместник благосклонно отнесся к этой просьбе, и вот уже 10 лет мы следуем этому порядку, ставшему уже традицией. Обычно к началу июня, когда кто-то из иеромонахов подворья едет на Соловки (раз в год каждый из иеромонахов подворья определенное время служит в монастыре), он отвозит мощевик, а осенью, как правило, к нашему престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы кто-то из братии монастыря привозит его в наш храм.

Кстати, хотелось бы сказать несколько слов о святынях. В ноябре прошлого года в Россию привозили с Афона часть пояса Пресвятой Богородицы – святыню, поклониться которой стремилось множество людей. Между тем и в России и, в частности, в Москве имеется большое число святынь (например, частицы Ризы Господней, Креста Господня и многие другие святыни), которые не нужно привозить из-за рубежа, ибо они принадлежат Русской Православной Церкви. Далеко не все о них знают. Поэтому, я думаю, было бы полезно, если бы кто-нибудь предпринял издание «Святыни России» или, как первый шаг, «Святыни Москвы». Уверен, мы обнаружим такое количество святынь, с которым даже Греция не сможет сравниться.

– Расскажите еще об одной древней Соловецкой святыне – каменном кресте преподобного Савватия. Как он оказался на подворье?

– Это связано с тем, что в ноябре 2010 г. в храме Христа Спасителя проходила выставка «Соловки. Голгофа и воскресение», посвященная 20-летию возобновления Соловецкого монастыря. Из обители привезли несколько икон и каменный келейный крест преподобного Савватия. Затем выставка была перевезена в Санкт-Петербург, а после ее окончания доставить крест на Соловки было невозможно, поскольку навигация закончилась, а перевозить самолетом большой каменный крест сложно. Поэтому пока, к нашей радости, он находится у нас на подворье.

– Прихожане очень чтут и список иконы Пресвятой Богородицы «Хлебенная»…

– Сама икона, обретенная в свое время святителем Филиппом, к сожалению, утрачена. А этот список XIX в. попал к нам следующим образом. Однажды одному из наших прихожан позвонил работник антикварного магазина на Арбате и сказал, что к ним поступил список иконы и попросил сообщить об этом Соловецкому подворью в Москве. Ее даже на продажу не выставляли. Икона стоила 50 тыс. руб., мы нашли благотворителя и выкупили ее.

Поклонный крест в Соловецком подворье в Москве
Поклонный крест в Соловецком подворье в Москве

– Отец Мефодий, вы упомянули Поклонный крест. Расскажите, когда и почему он был установлен на подворье.

– Долгое время мы с отцом наместником Соловецкого монастыря думали, как «приблизить» наш храм к Соловкам. Ведь кроме икон Соловецких святых – иконы с частицами мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, икон Собора Соловецких святых и Собора новомучеников Соловецких в иконостасе – в храме нет ничего свидетельствующего о том, что это – храм подворья Соловецкого монастыря. Нам хотелось, чтобы каждый пришедший в храм сразу чувствовал, что ступил на кусочек соловецкой земли. Поскольку наша церковь тоже расположена на острове – между обводным каналом и Москвой-рекой – то, в определенном смысле, возникает образ Соловков. И вследствие этого родилась идея воздвигнуть деревянный Поклонный крест по древней соловецкой традиции: до революции на Соловецких островах насчитывалось до 3 тыс. деревянных Поклонных крестов. В настоящее время эта традиция возобновляется: при монастыре работает кресторезная мастерская, где под руководством Георгия Кожокаря уже сделано более 20 Поклонных крестов, установленных на Соловках (у Секирной горы, у Анзерской Голгофы и др.) и в разных местах России, в том числе на Бутовском полигоне, где проходили массовые расстрелы. В 2007 г. 11-метровый крест был изготовлен и освящен на Соловках, а затем на барже «водным крестным ходом» доставлен в Бутово. Путь пролегал по водному пути, созданному руками заключенных: Беломоро-Балтийскому каналу, системе рек и озер до Волги, каналу Москва-Волга.

– На Московском подворье Поклонный крест был установлен 3 февраля 2001 г.


– Да, но привезли его раньше, пока была открыта навигация, и несколько месяцев мы готовились к установке: делали сруб, благоустраивали площадку. Мы поставили его так, как ставят кресты на Соловках: не зарывают в землю, а ставят в сруб и закладывают камнями. Вместе с крестом были привезены и соловецкие камни, которые заложены в сруб. Этот крест роднит нас с Соловками. Мы старались, чтобы на месте, где его воздвигли, возникла соловецкая атмосфера, северный дух, чтобы можно было прийти сюда и почувствовать, что побывал на Соловках. Поэтому даже зелень, которую вы сейчас видите вокруг креста, северная: низкие кустарники, карликовая березка, елочка. Сейчас мы нуждаемся в финансовой помощи в реставрации Поклонного креста, установленного в память всех пострадавших на Соловках в лагере особого назначения, – прошло 11 лет, в течение которых деревянный крест подвергался кислотным дождям, дымовым выбросам московской электростанции и прочему воздействию агрессивной городской среды.

– Главное, что сегодня можно поклониться Соловецким новомученикам и исповедникам прямо в Москве.

– Это еще одна из причин установки Поклонного креста в память новомучеников – мы хотели создать православный церковный противовес Соловецкому камню на Лубянке. Мы же не язычники, чтобы поклоняться камням. Где, как не на Соловецком подворье в Москве, должно быть место, куда и нужно приходить, чтобы помянуть соловецких страдальцев?

– Каково число братии на подворье?


– Пять–шесть человек, в лучшие времена – не больше 10. Но за эти 20 лет из наших братий пятерых призвали нести послушание на Соловках. У нас на подворье прошли путь от послушника до иеромонаха игумен Ианнуарий (Недачин) – благочинный монастыря, иеромонах Георгий (Курдогло) – скитоначальник Анзерского Свято-Троицкого скита, иеродиакон Досифей – руководитель духовно-просветительского центра монастыря. Иеромонах Василий (Чавчанидзе) несет послушание настоятеля подворья Соловецкой обители в селе Фаустово под Москвой, он также у нас начинал послушником. Были, конечно, и ошибки, и такие, кто пришел и ушел, но это, к сожалению, неизбежно. В жизни бывают не только духовные победы, но и падения, потому что, если бы не было падений, то никто бы не знал, как достаются победы в духовной брани...

– Подворье живет по монастырскому уставу. Как удается соблюдать монастырский уклад в таком мегаполисе, как Москва?

– Уклад жизни на подворье сложился и устоялся на протяжении 20 лет. Все мы, кто трудится здесь, монашествующие – члены братства Соловецкого монастыря, хотя со стороны, возможно, кажется, что мы живем не совсем в монастырской обстановке. Конечно, нам порой трудно вести борьбу с искушениями от окружающего нас огромного мегаполиса, со всеми его язвами. Нам тяжело, но мы стараемся, елико возможно, противостоять и выживать. А что может помочь монаху выжить в любых обстоятельствах? Только молитва, братская любовь друг к другу, терпение, смирение – те монашеские добродетели, воспитание которых каждый инок ставит целью своей жизни. Как бы враг его ни одолевал, монах никогда не забудет то главное, ради чего он пришел в монастырь: молитву, стремление к спасению. Когда монах забывает об этом, он становится, по образному выражению преподобного Серафима Саровского, «черной головешкой». И наши прихожане говорят, что приходят к нам не на приход, а в монастырь, и службу воспринимают как монастырскую.

– Велика ли община?

– Наш храм имеет небольшой состав православных христиан, постоянно посещающих церковные службы и так или иначе участвующих в жизни подворья, – около 200 человек. Примерно столько причащается в первую седмицу Великого поста. В непосредственном окружении мало жилых домов, а, с другой стороны, в Замоскворечье относительно много сохранилось старинных храмов, как наш. Первое время прихожан на подворье было гораздо меньше, но за последние 10 лет община устоялась. В основном это люди, любящие Соловки. Когда я исполнял обязанности наместника обители, то во время богослужения, глядя на присутствующих, путался, где я – в Москве или на Соловках? Многие наши прихожане считают необходимым хотя бы раз в год побывать на Соловках.

– Паломническая служба на подворье создана недавно. Почему?

– Естественная мысль у человека, который хочет посетить Соловецкий монастырь, – обратиться на Соловецкое подворье. К сожалению, сил и времени на создание собственной паломнической службы не хватало, потому что подворье всегда работало, в первую очередь, на оказании помощи монастырю в хозяйственном отношении. Но, как говорится, каждому овощу свой срок – и мы наконец в начале этого года сформировали свою паломническую службу, пока как часть паломнической службы монастыря. Зимой стали проводить автобусные экскурсии по Москве и ближнему Подмосковью, а на лето, начиная с июня, будем формировать группы паломников на Соловки, уже составлено расписание паломнических поездок. Надеемся, такие поездки станут регулярными, а в будущем мы планируем добавить поездки на зимние праздники, например, на два–три дня – на Крещение Господне. Провести этот праздник так, как на Соловках, вряд ли возможно где-то еще: с освящением воды в Святом озере, погружением в эти воды в монастырской купальне или проруби.

– В заключение обращаемся к вам с просьбой: посоветуйте, пожалуйста, как нам, мирянам, жителям столицы, сохранить в суете городской жизни строй православной жизни?

– Совет простой: «Ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам; всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Мф. 7:7–8). Тому, кто желает жить нерассеянно, по-христиански, ни в каких обстоятельствах нет препятствий. Мученикам не мешали застенки, мучения, расстрелы. Батюшки накануне расстрела сами себя отпевали. Ничто не может помешать человеку быть христианином, кроме его страстей. Если же человек не в силах выстоять, ему остаются слезы покаяния: «Господи, прости, я изнемогаю». И это будет слезами разбойника, который однажды увидел страдающего человека и заплакал. И когда после смерти взвешивали его дела, чаша с грехами оказалась тяжелее пустой чаши, без единого доброго дела, но Ангел положил на нее платок, омоченный этими слезами, и он перевесил.

Журнал "Покров" №6/2012

Журнал "Покров" издается в рамках программы благотворительной помощи Национального Фонда Святого Трифона Институту экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений.

Другие статьи на тему Православие:


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru