Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

29.06.2012 | Народные традиции: Кого купает Купала?

Последние годы праздник Ивана Купалы набирает популярность. Организуют фольклорные фестивали,  проводят ярмарки народного творчества, народные гуляния... Но самый большой миф славянской мифологии - это сама славянская мифология. Так что же такое Иван Купала? Откуда взялся этот персонаж и какие обряды с ним связаны?

Самый большой миф славянской мифологии - это сама славянская мифология. С того момента, как к ней стали проявлять сколько-нибудь последовательный интерес, и по наше время количество додуманного, непонятого или откровенно вымышленного превысило объем доподлинно известного на порядок. Часто неудачно сформулированное замечание, неаккуратно высказанное предположение, неверная интерпретация факта переходят из издания в издание, обрастая все новыми и новыми неточностями. Еще чаще "мифологи", не утруждая себя излишне старательным анализом источников, отдают предпочтение собственной фантазии. И чем более издание рассчитано на "широкого читателя", тем менее оно достоверно.

Труд Н.М.Гальковского (1868-1933) - одного из крупнейших исследователей древнерусской истории и культуры - "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси" (репринтное издание - М., Индрик, 2000) - исследование, рассматривающее взаимоотношения и связь в религии Древней Руси языческих и христианских верований, влияние христианства на языческую религию, попытки искоренить ее, предпринимаемые властью и Церковью. Автор опирается на древнерусские поучения, направленные против языческих верований и обрядов. Несмотря на то, что Русь была формально крещена в Х в., "народная масса долгое время оставалась при своем прежнем языческом миросозерцании, которое постепенно забывалось и видоизменялось под влиянием нового христианского вероучения". Поэтому на протяжении всего этого времени создавались сочинения, направленные на разъяснение и осуждение языческой сущности народных верований, оказавшиеся первыми описаниями этих культов в русской культуре. Второй том представляет собой издание этих текстов. Первый же - попытка описания религии древней Руси, основанная на данных древнерусских текстов, фольклора, языка и сопоставления мифологии славян с мифологией других народов.

Книга показывает не столько борьбу, как заявлено в заглавии, сколько взаимодействие и взаимопроникновение двух религий, из которого родилось то, что сейчас принято называть "народным православием" и существование чего отрицают и почвенники, говорящие о русском народе-богоносце, и модные нынче неоязычники.

Купальские концерты с фуршетом и магией

Пару лет назад получаю по электронной почте такое письмо:

"Близится Купала. С 23 на 24 июня проводится празднование Купалы в усадьбе Мураново. Я еду сам и приглашаю присоединиться всех желающих. Думаю, это будет очень интересно. Празднование организует [имярек] (известный этнограф, специализирующийся на песенном фольклоре) со студентами консерватории. На празднование приглашены пятнадцать фольклорных коллективов. Предполагается обрядовая часть, совместный концерт с застольем на берегу реки, а вечером, конечно, костры и все такое. Будет также экскурсия по музею-усадьбе".

В недоумении прибавив к 24 июня по старому стилю (день, когда Церковь отмечает Рождество Иоанна Предтечи) обычные 13 дней, я предсказуемо получил 7 июля. Но на мое сомнение тот же знакомый ответил мне так: "Все-то Вам насмешничать. Только, умоляю, не говорите, что Вы не знаете, будто Купала (также как Коляда и равноденствия) является солнечной датой, привязанной к летнему Солнцестоянию [орфография оригинала], а дата с 6 на 7 июля возникла благодаря многовековому сбою календаря".

праздник Ивана Купала

Ну вот, теперь все ясно. Оказывается, студенты консерватории во главе с "известным этнографом" внесли коррективы в народный календарь, исправив досадное несоответствие в числах, и собрались возродить, так сказать, историческую дату при помощи совместных концертов и застолий с "обрядовой частью", устранив связь с Иоанном Предтечей.

Надо сказать, что для народных праздников вполне естественно совпадение с датами христианского календаря: многие из последних еще в Византии специально приурочивались к периодам языческих празднований, чтобы новым содержанием подменить старое. Так произошло с Рождеством Христовым, так же и с Рождеством Иоанна Крестителя. Собственно, название Купала, видимо, возникает сложным путем под влиянием сюжета Крещения Господня (купание в Иордани), календарного запрета купаться до этого праздника (Иван Креститель воду открывает) и народного очистительного обычая купания, совершаемого и в ночь накануне этого праздника. Высказываются, правда, и другие, курьезные предположения, вроде попытки связать это название с глаголом совокупляться. Дескать молодежные игрища в этот день носят эротический характер (да когда же не носят?). Получается нечто вроде Ивана Совокупалы.

Отечественная церера


Что такое Иван Купала - вопрос непраздный. Это человек или божество? Кажется, это как-то связано с солнцем... Купала от купания? Так купаются или через костры прыгают?

Вот как о Купале пишет Густынская летопись, рассказывая "о идолех владимировых": "Пятый Купало, якоже мню, бяше бог обилия, якоже у Еллин Церес, емуже безумныи за обилие благодарение приношаху в то время, егда имяше настати жива. Сему Купалу, бесу, еще и доныне по некоих странах безумныи память соверщают, наченше июня 23 дня, в навечерие Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далей..." (т. 2, стр. 297). Далее же в летописи следует достаточно точное описание купальских обрядов: парни и девушки плетут венки, надевают их на головы, разжигают костры и водят вокруг них хороводы, прыгают через него, "и песни поют скверного Купала", принося себя тем самым ему в жертву. Только вот с богом нестыковка вышла. Описание "владимировых идолов" известно нам и по более ранним источникам, и ни в одном Купало не упоминается.

Летописец XVII в. был, несомненно, человек образованный и "в писании книжном" сведущий, однако движимый определенным "социальным заказом" и явно не стремящийся понять, что обозначает слово Купала. Ход его размышления прост: если есть имя и обряды, значит это имя принадлежит тому, кому обряды исполняются. Кроме того, ему было известно, что в Риме день Рождества Иоанна Предтечи (а именно этот христианский праздник получил на Украине, в Белоруссии и в примыкающих к ним областях России название Купала) был приурочен к празднованию в честь богини плодородия Цереры. Так в XVII в. появляется языческий бог, в которого никогда не верили, а пассаж из летописи впоследствии многократно использовали составители славянских мифологий вплоть до начала XIX в., снабжая все более и более фантастическими деталями и комментариями.

праздник Ивана Купала

В действительности же и через костер прыгали (а кое-где еще и прыгают), и папоротников цвет искали, и еще многое другое делали - но не для божества, а для себя. Впрочем, и костры разводили не повсеместно, и папоротник искали не поголовно. Как-то в одной из севернорусских деревень на вопрос о кострах на Ивандень (слова Купала там не знают) собеседник мне ответил: "Да приезжали тут из отдела культуры, устраивали праздник, и костер разводили, а раньше у нас такого не было". Так энтузиасты возрождения традиций из районной администрации пытаются, не вникая в местные обычаи, создать праздник по универсальному трафарету. А богатство и многообразие форм празднования в трафарет не укладываются.

Как и любой народный праздник, Купалу начинают отмечать накануне вечером, а пик купальских обрядов приходится на ночь с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по новому стилю). Это одна из самых значительных дат народного календаря, наряду со святками, которые, кстати, также приходятся на время солнцестояния. Впрочем, купальские (и святочные) обряды напрямую с "культом солнца" не связаны. Скорее можно говорить об их связи с тем светом. Ночь на Ивана Купалу - время особенное, чудесное, оно течет не так, как обычное. В нее как бы приоткрывается завеса, отделяющая людей от загадочного царства потусторонних сил, становится явным тайное, доступным недоступное. Мир на краткое время преображается, обычное становится волшебным, граница между людьми и мифическими существами временно исчезает. Такая возможность дается человеку лишь несколько раз в году (похожие верования могут быть хронологически связаны с Пасхой, Рождеством, Крещением), и он стремится ею воспользоваться сполна. В общем, большинство купальских обрядов направлено именно на то, чтобы не упустить такого шанса.

В полночь разверзаются небеса и звезды горят, как лампады. В это время можно увидеть Бога и ангелов, а все загаданные желания непременно сбудутся. На утренней заре солнце играет или радуется. Чтобы увидеть это чудо, люди специально выходили на открытое место встречать восход и наблюдать, как солнце, чуть показавшись, начинает прыгать, переливаясь разными цветами, то уходя за горизонт, то поднимаясь над ним снова. Иногда даже на нем можно увидеть изображение каких-либо предметов, а то и самого Бога.

Менее абстрактные блага сулит ночной поход в лес за травами. Широко известные по гоголевской повести поиски цветка папоротника - только частный случай. Обладание цветком или семенем растения, цветущего только одну ночь в году и тотчас же рождающего семя, дает множество благ: приносит счастье, исполняет желания, делает доступными клады, раскрывает тайну языка зверей и птиц, позволяет узнать будущее, стать невидимым. Естественно, что потусторонний мир не отдает так просто это богатство, тщательно оберегая растение от посторонних глаз и рук: ближе к полуночи активизируется нечистая сила, черти и лесные демоны вьются вокруг искателя счастья, пугают его, пытаясь обратить в бегство. Так что тайны открываются и даются в руки только избранным, которыми нередко оказываются люди, далекие от мысли о поиске цветка: он попадает к ним случайно, зацепившись за обувь, но с этого момента начинаются чудеса: человек слышит, как о нем беседуют его домашние животные, понимает, что его никто не видит, обнаруживает клад.

праздник Ивана Купала

Собирают и менее экзотические растения. Это и лекарственные травы, и обереги, отпугивающие нечистую силу, и цветы для гадания, и веники для бани (на севере России именно Иванов день становится сроком заготовки банных веников на весь год). Их собирают и в другое время, но сорванные на Купалу более действенны.

Особые качества приобретает и вода. Если в обычное время магические свойства придаются ей специальными действиями (так воспринимается церковное водосвятие, опускание в воду икон, угольков, монет или других предметов), то в купальскую ночь вся вода преобразуется в волшебную. Отсюда и обычай купаться в водоемах, поливаться водой из колодцев, собирать росу и умываться ею. Так обеспечивают себе здоровье, красоту, молодость. Знаменитые купальские костры с хороводами и прыжками через них служат тому же.

Наконец, купальская ночь дает людям и еще одно благо: знание. Стремление к знаниям концентрировалось главным образом на двух его областях: о будущей судьбе (прежде всего о браке) и о будущих и настоящих опасностях, угрожающих богатству и благополучию. В первом случае прибегают к гаданиям. Купала - время наиболее активных и поголовных девичьих гаданий о женихах. Известны десятки способов узнать свое будущее, и в каждый "гадательный" период имеются свои разновидности. Купальские гадания используют растения. Их собирают накануне вечером или сами ходят к ним, например, в поля, где растет рожь, которую девушки заплетают в косы, а наутро смотрят, расплелись ли они. Если коса из колосьев (символ девичества: замужние женщины косу не носили) расплелась, замужество в течение года обеспечено.

Знания другого рода приобретались у купальского костра. На Украине и в Белоруссии и по сей день сильна вера в ведьм, основная опасность которых в том, что они отбирают у чужих коров молоко, а с полей урожай. Внешне они неотличимы от обычных женщин, но считается, что ведьмы не могут приблизиться к костру, а тем более - перепрыгнуть через него. Поэтому не пришедшие в купальскую ночь к костру женщины обвинялись в ведовстве (что, правда, не влекло сожжения, как в Европе, а лишь служило сигналом для принятия мер предосторожности). Некоторые жестокости, впрочем, и тут имели место. Стоило оказаться вблизи такого костра кошке, собаке, лягушке или другой какой живности, ее принимали за преобразившуюся ведьму и отрубали ей конечность или просто били. Опять-таки не из жажды крови, а лишь из тяги к знаниям: встретив наутро односельчанку с перебинтованной рукой, хромую или больную, полагали, что она-то и есть вчерашнее животное, то есть ведьма.

Украино-белорусская календарная "охота на ведьм" понятна: именно в это время ведьмы особенно опасны. Они ходят по чужим полям, делают заломы (спутанные, полегшие колосья), таким колдовским способом переводя будущий урожай на свое поле. То же и со скотом. Они стараются проникнуть в чужие хлевы, чтобы, совершив тайные обряды, отобрать молоко, здоровье, плодовитость у чужих животных в пользу своих. Поэтому накануне Иванова дня крестьяне защищают свежесобранными растениями свое хозяйство: развешивают и втыкают вокруг дома, хлева, полей, огородов ветки растений, резких, острых на вкус, запах или ощупь (крапиву, осину, полынь, базилик, шиповник). Их ведьмы боятся.

В течение последних двух-трех веков все происходило именно так, в более раннее время, насколько можно судить по отрывочным свидетельствам, - тоже. Кое-что из описанного дожило до наших дней. И продолжает жить, несмотря на усилия любителей повозрождать "древние традиции" искусственным путем.

Андрей Мороз

Другие статьи на эту тему:


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru