Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

20.11.2009 | Эта прекрасная симфония – ружье

Идентифицировать и правильно оценить незнакомое ружьё непросто даже опытному человеку. Специальной литературы по этому вопросу не издаётся, а появляющиеся публикации, хотя и несут интересную информацию, зачастую содержат спорные положения или неточности.

Идентифицировать и правильно оценить незнакомое ружьё непросто даже опытному человеку. Специальной литературы по этому вопросу не издаётся, а появляющиеся публикации, хотя и несут интересную информацию, зачастую содержат спорные положения или неточности.

Не преследуя цель всеобъемлющего освещения данного вопроса, хочу поделиться соображениями в части определения класса ружья по внешним признакам и примерной оценки вне зависимости от колебаний конъюнктуры рынка.

Оружие как таковое - прежде всего инструмент, выполняющий строго определённую функцию - добычу зверей и птиц. Ружьё - это сочетание механизмов, качественный уровень которых должен соответствовать новейшим достижениям технической мысли своего времени. И, наконец, оружие - это произведение искусства как по форме, так и по стилю декора. С незапамятных времён оружие великих мастеров украшалось лучшими гравёрами, чеканщиками, ювелирами, резчиками по дереву. Невозможно не испытывать чувство благоговейного почтения к этим творениям.

Мне приходилось слышать мнения, к счастью, немногих людей, которые считали, что украшенное ружьё не может иметь хороших боевых качеств. Это не так. Сначала создаётся прекрасное по своему качеству оружие, а уже затем оно попадает к мастеру, делающему из него произведение искусства. Эта схема не только логична, но и объективна. Гармония форм и пропорций, сочетание качества металла и дерева всегда идут рука об руку с прекрасными рисунками - творениями подлинных мастеров-профессионалов.

Итак, вы держите в руках незнакомое ружьё. Прежде всего, оцените его внешний вид, я имею в виду не качество декоративной отделки, наличие раковин и повреждений на металле и дереве. Рабочее ружьё просто не может не иметь механических повреждений. Оценивать надо то, как сочетается качество древесины с металлическими частями ружья. Качество дерева - это, прежде всего, красота текстуры, отсутствие сучков, тонкость рисунка, а также качество насечки. Крупная и средняя насечки указывают на невысокий разбор оружия, либо на то, что ложу или цевьё переделывали позднее, это можно установить при сравнении рисунка и характера насечки на ложе и на цевье. Пригонка древесины ложи к металлическим частям у оружия высокого и даже среднего разбора всегда очень тщательна, без щелей и зазоров, без наличия следов мастик и наполнителей, скрывающих неточность подгонки. Линии насечки ложи должны быть параллельными и доходить до окантовки рисунка. Возраст и состояние древесины должны соответствовать степени изношенности всего оружия, иначе это новодел. Это не значит, что новодел - плохо, просто оружие побывало в ремонте. Всегда заметишь, когда дерево старое, а стволы имеют новое воронение при слабо проступающих клеймах и надписях. Заканчивая рассуждения о качестве древесины, отмечу, что ружья высокого разбора не имеют затыльников, а сетка режется прямо по торцу приклада. Бывают и исключения: затыльник может быть из рога, но не из пластмассы.

Следует рассмотреть и украшения, которые исполняются на деревянных частях оружия. Сюжеты рисунков на дереве и металле опять же находятся в гармонии, и особое внимание следует обращать на точность штриха и тщательность выполнения рисунка - хороший художник не допустит небрежности в работе, не будет упрощать или стилизовать детали произведения. Бывает и так: на металле скромный орнамент, а на дереве богатая растительная композиция и сцены охоты. Это может указывать на то, что ложу делали позже или переставили с другого ружья - это можно установить по качеству подгонки деталей металла и дерева.

Следует остановиться на традиционных признаках, отличающих ружья высокого разбора от всех иных. Прежде всего, это отсутствие антабок, затыльника на прикладе, тщательная, безукоризненная подгонка всех деталей, высокохудожественная гравировка и резьба по дереву, наличие на ключе запирания или на прицельной планке у казённого среза стволов цифры «1», «2», реже «3». Это указывает на то, что ружьё входило в комплект из двух или трёх одинаковых ружей, сделанных по заказу для одного человека. Наличие эжекторного механизма также иногда свидетельствует о классе ружья.

Переходя к осмотру металлических деталей оружия, прежде всего, возьмём в руки стволы. Надо, повесив стволы крюками на средний палец левой руки, правой пощёлкать ногтем по стволам. Звук, издаваемый стволами, должен быть звонким и чистым. Глухой звук или дребезжание указывает на дефекты стволов - самого металла, либо спайки трубок. Металл стволов очень отзывчив на прикосновение. Проведя по ним руками, можно ощутить их тепло, обнаружить малейшие колебания стенок, раздутия и вмятины, царапины и заусенцы. Однажды я видел, как уважаемый мною специалист, очень пожилой человек, огладив стволы незнакомого ему ружья, сказал, что это ружьё имеет прекрасный бой, и он хотел бы иметь такое ружьё, а потом, прочитав имя мастера, воскликнул: «Да это же Пёрде». Опытные мастера-ствольщики чувствуют качество стволов интуитивно и не ошибаются.

Внешний осмотр стволов проводится на предмет наличия надписей, содержащих сведения о фирме-изготовителе, марке стали. Фирма-изготовитель может быть указана и на прицельной планке. Гравировка по верхней поверхности стволов встречается не часто, по-видимому, это диктуется заботой о прочности казённой части стволов, но иногда бывают нанесены фрагменты растительного орнамента или аппликации из дубовых или виноградных листьев. Можно увидеть выполненные золотом надписи о владельце оружия, о фирме-изготовителе или мастере. Не вдаваясь в подробности осмотра состояния каналов стволов, отмечу, что для этой цели хорошо использовать лупу. Приблизив её сначала к казённой, а затем и к дульной части стволов, можно достаточно хорошо рассмотреть то, что там есть. Второй способ: в патронник вставить пустую гильзу без капсюля и посмотреть в канал ствола. Очень ясно видны концентрические кольца, по которым определяется качество пайки стволов, возможные дефекты их внутренней поверхности. Следует отметить, что встречающаяся в старых ружьях «идеальная» поверхность должна только настораживать: а нет ли тут шустовки? Так как у большинства ружей стволы не хромировались, наличие сыпи или раковин - дело обычное. На бой ружей сыпь влияния не оказывает, а мелкие раковины - лишь незначительно. Отмечаю это в связи с тем, что ружья высокого разбора имеют прекрасный бой, «не живят». Мне лично многократно приходилось в этом убеждаться на охотах с участием владельцев такого оружия.

Колодка. Прежде всего, о так называемых «полных» замках. Это ударные механизмы, смонтированные на боковых досках. Такой замок - обязательное условие для отнесения данного оружия к высокому классу. Тут надо сразу пояснить, что существуют и фальшдоски. Как их отличить? Рассматривая замок, нельзя не заметить наличие на поверхности доски торцовых концов осей механизма, расположенного внутри, и головки винта со шлицом, либо специального флажка, которым заканчивается головка винта, соединяющего доски между собой. На фалыпдоске обычно концов осей не видно, а есть один или два винта, которыми эти доски соединяются между собой.

Колодка ружья - наиболее украшаемая часть оружия: плоские детали её как бы сами просятся для гравировки, а различные сопряжения деталей и винтов мастерски вписываются в рисунок на колодке. Как правило, на колодке изображается растительный орнамент, различного рода арабески, фигуры зверей и птиц, сцены охоты. На протяжении веков тематика гравировки мало изменялась, однако следует отметить возросший класс работы мастеров. Мне как-то довелось держать в руках австрийское ружьё 24-го калибра, на котором был изображён рябчик, настолько «живой», как будто дотронешься - и взлетит. А теперь австрийская и итальянская школы таковы, что картины «оживают» на большинстве производимых там ружей.

Запирающий механизм ружей высокого разбора - это тройной или четверной затвор. С поперечным болтом Гринера, причём не только круглого, но также овального и даже квадратного сечения. На головке ключа - либо очень тонкая гравировка, либо прорезное изображение объектов охоты или её фрагменты, весьма искусно выполненные.

Следует остановиться и на том, что колодка украшается не только гравировкой, но изображениями зверей и птиц, изготовленных из золота, эти фигуры изготавливаются отдельно и припаиваются на поверхность колодки.

Особо следует отметить, что признаком оружия высокого разбора является наличие винтов, головки которых также гравируются, и весьма искусно, причём в том же жанре, что и основная тема оформления ружья. На верхнем ключе запирания или на спусковой скобе могут быть золотые или позолоченные инициалы владельца или его герб. Спусковая скоба также всегда украшается гравировкой, часто с прорезным изображением объектов охоты или охотничьих собак.

Остановимся на признаках, которые помогают определить степень изношенности охотничьего оружия. Как уже говорилось, сыпь и мелкие раковины в стволах на бой ружья не оказывают влияния, однако на товарном виде ружья сказываются. Более важный вопрос - наличие шата стволов в колодке. Для определения этого дефекта следует снять со стволов цевьё. Уперев в бедро, обхватить ладонью колодку ружья за металлическую часть, покачать его. Рука будет ощущать люфт стволов в колодке. Ранее в нашей охотничьей литературе рекомендовалось держать руку на шейке приклада, это неправильно, так как возможен люфт колодки в сочленении с ложей.

Следует осмотреть затравочные отверстия на щитке колодки. Как правило, в изношенном ружье отверстия несколько увеличены, имеется зазор между бойком и краями отверстия, а также вокруг отверстия имеются концентрические круги выгоревшего металла - меньший от капсюля, больший - вокруг головки гильзы. Ещё одним из показателей изношенности является степень потёртости гравировки на колодке и стволах. В то же время встречаются и совершенно удивительные явления, входящие в противоречие с общепринятыми представлениями. Я держал в руках «Пёрде» - курковое, 1907 года выпуска, с достаточно высокой степенью износа, но не имевшее шата стволов совершенно и обладающее прекрасным боем.

Что же касается стоимости оружия высокого разбора, то следует исходить из сложившихся представлений и традиций: лучшие и самые дорогие ружья - английские. Недавно, правда, видел на выставке охотничьих трофеев австрийское оружие Петера Хофера стоимостью более миллиона долларов, но это скорее ювелирные шедевры, выпадающие из общего ряда. Вслед за английским идёт бельгийское оружие, традиционно ценятся австрийские, французские и немецкие ружья.

Красота ружей высокого разбора старинного и редкого оружия будет всегда волновать душу настоящего ценителя не меньше, чем суперсовременный компьютер или BMW седьмой модели.

Вальтер Шульц
Журнал «Мастер-ружье», №5


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru