Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

09.07.2012 | Как появилось и развивалось холмогорское искусство резьбы по кости

Резьбой по кости традиционно занимались на Крайнем Севере, в силу доступности добываемого здесь моржового клыка (бивня). Из кости умельцы вырезали затейливые украшения для шкатулок, ларцов, изображали сценки охоты, морских путешествий, библейских сказаний. Именно Холмогоры считаются родиной уникального русского промысла - искусства резьбы по кости.

Около XII века на берега Белого, или, как тогда говорили, Студеного, моря пришли русские люди, отважные новгородцы, выходцы из верхневолжских земель. Поморы - так стали называть этих людей - обживали суровые северные просторы. Они открывали новые пути, ловили рыбу, били морского зверя, добывали "мягкую рухлядь" - пушнину. Среди ценной добычи был и "рыбий зуб" - моржовая кость. Из кости умельцы вырезали затейливые украшения для шкатулок, ларцов, изображали сценки охоты, морских путешествий, библейских сказаний.

Особенно славились мастера из Холмогор. Это поселение на берегу Северной Двины возникло еще в XIV веке. В XVIII веке оно превратилось в уездный город Архангельской губернии. Именно Холмогоры считаются родиной уникального русского промысла - искусства резьбы по кости.

Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши, и повседневные вещи. Заказчиками у холмогорских умельцев был не только царский двор, но и монастыри, храмы.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный "гребённый мастер" Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Перед ними стояла непростая задача: отреставрировать изготовленный в XV веке греческими мастерами трон Ивана III. Результат их работы можно и сейчас увидеть в залах музея - великолепная работа. Недаром по окончании дела Шешениных оставили в столице, где они почитались лучшими костерезами.

холмогорское искусство резьбы по кости
Ларчик. Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 8х 12,5x8,4. ГИМ   Ларчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке — двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки. Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементами.  

XVIII век - расцвет холмогорского ремесла. Костяные изделия вошли в моду. Они не только вручались в качестве памятных подарков высокопоставленным особам, но и постоянно находились в обиходе столичных модников.  Петр I, познакомившись с холмогорской резьбой по кости, покровительствовал мастерам и снабжал их образцами западного косторезного искусства. С волной иноземных влияний приходит мода на изделия из кости. Они получают широкое распространение среди высшего дворянства.

Интересно, что после смерти Екатерины I специальным протоколом-описанием Верховного тайного совета было установлено, что свои личные вещи императрица хранила в двух холмогорских ларцах. Помимо них, в комнатах императрицы находилось по два резных костяных образа, соответственно, в золотой и серебряной оправах.

холмогорское искусство резьбы по кости
Портрет императрицы Екатерины 2 Архангельская губерния. 1760-е Бивень мамонта, дерево, кожа, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка Рама:18,2х17,7 Пластина: 15,7 х 15 х 0,5. ГИМ   Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин».

Одним из самых известных мастеров конца XVIII - начала XIX веков был Николай Степанович Верещагин. Он сумел объединить в своих произведениях традиции северорусского косторезного искусства с элементами современной ему архитектурной школы. До настоящего времени дошло несколько декоративных ваз Верещагина, одна из которых была преподнесена им Екатерине II. А в 1798 году парные вазы приняла от резчика царствующая чета Павла I и Марии Федоровны. Сегодня они хранятся в Эрмитаже.

холмогорское искусство резьбы по кости
Мастерская Верещагина. Ваза «Времена года». Архангельск, 1790-е. Слоновая кость (?), дерево, шелк. Токарная, ажурная, рельефная резьба. В медальонах вазы вырезаны изображения времен года, между которыми из цветочных гирлянд выведены литеры «В», «Л», «О» и «3» (весна, лето, осень, зима).

В начале XIX века сложившиеся черты нового стиля - классицизма - вносят определенные коррективы в работы холмогорских мастеров. Пропорции вещей приобретают особую строгость и изысканность, формы становятся лаконичнее. Орнамент становится миниатюрнее.

О холмогорских вещицах именно тогда стали говорить как о работе ювелирной. Стоит отметить, что в то время кость стали расщеплять до полупрозрачного состояния, казалось, что это не бумага даже, а тончайшее кружево. Гирлянды и венки на фоне воздушной ромбовидной сетки - результат необыкновенного мастерства исполнения.
С особой наглядностью это демонстрируют уникальные вазы и кубки с тончайшими рельефами портретных изображений. Не малую роль отводят мастера и чистой полированной поверхности кости, которая подчеркивает воздушность ажурного узора и показывает красоту самого материала.

Искусство холмогорского промысла к концу XIX в. переживает упадок, характерный для многих центров народного творчества. Не дает результатов ремесленный класс по подготовке кадров. На рубеже двух столетий его закрывают. Остаются три мастера, сохраняющие традиции промысла. Их усилиями начинается подготовка резчиков с 1930 г. в новой профессионально-технической школе. Выпускники ее в середине 1950-х годов сумели возродить ценные традиции промысла и создать серию высокохудожественных произведений, в которых проявилось владение сложными приемами резьбы.

Начиная с 1960-х годов свои творческие возможности раскрывает новое поколение мастеров и художников. Их работы освобождаются от излишней сложности и перегрузки, наблюдавшейся в предыдущее десятилетие. Наступает период создания более простых по форме изделий, украшенных орнаментами и изобразительными сюжетами, выполнение которых ориентируется не на трудоемкие приемы резьбы, а на декоративную выразительность мотива. Поскольку мастерам все чаще приходится работать с простой костью-цевкой, вновь начинают применять ее подкраску в зеленый и коричневый цвета.

Гравированный рисунок из вспомогательного средства в некоторых работах становится главным и единственным. Он выделяется на гладкой поверхности вазы, шкатулки, декоративного стакана однотонной подцветкой. Сам рисунок гравюры выступает теперь в новом композиционном качестве. Классический орнамент в виде веточек с цветами, ритмически повторяемый на шкатулке, предстает как декоративный, но сюжетно развернутый мотив деревьев, кустиков, трав в условной картине весеннего или летнего пейзажа. Изобразительная основа с конкретным обозначенным сюжетом приобретает все большее значение в тематических композициях холмогорских мастеров.

холмогорское искусство резьбы по кости
Резчик Лаврентьев Николай Николаевич (род. 1962). Ларец «Петр 1». 1981. Кость. Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, тонировка

Продолжая работу с цевкой, мастера находят новые технические решения для конструирования предмета, позволяющие добываться неожиданных художественных результатов. Склеивая изогнутые пластины, полученные от распила трубчатой кости домашних животных, они создают вазы, формы которых прежде можно было получить лишь вытачивая из цельного блока бивня. А искуссная ажурная резьба, украшающая такой предмет, заставляет забыть, что удивительная работа выполнена из совершенно простого материала.

К последнему десятилетию относится наибольшее количество работ, экспонированных на всевозможных выставках в России и за рубежом, что дает возможность отчётливо представить творчество и выдающихся опытных художников, и самостоятельные шаги молодежи, только вступающей в искусство.

В селе Ломоносово, на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют массовые изделия на продажу и уникальные тематические вещи. Используется традиционный материал: моржовая и мамонтовая кость, а также простая говяжья кость-цевка. Растет новое поколение мастеров. Промысел не стареет. Он молод, и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.

К 290-летию М.В. Ломоносова построено новое помещение для выставочного зала, соответствующее всем нормам музейного дела. По существу здесь экспонируется две выставки: «Сельская картинная галерея» и «Холмогорская резная кость», где экспонируется около 500 уникальных изделий из кости. Эти выставки пользуются большой популярностью у посетителей музея.

Другие статьи на тему Народные промыслы:


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru