Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

19.07.2012 | Заповедная страна: Путешествие в Республику Коми

Ничто не страшит путешественника - ни большие расстояния, ни чащобы лесные. Поэтому и мы выбрали для своей поездки заповедный и удивительный по красоте край – Республику Коми. Раньше эти места пугали людей – буреломы, непроходимые заросли, медведи… В здешнюю тайгу ученые шли как на бой, с топорами наперевес, не уверенные, что вернутся.

Российским Клондайком», «кладом несметных богатств» называют республику Коми, площадь которой 416 тыс. кв. км – несколько европейских государств уместились бы на ней, но долгое время знали об этой земле только путешественники и исследователи.

Здесь сосредоточены огромные сырьевые богатства: нефть, газ, золото, бокситы, древесина. Но все золото мира можно отдать за необъятные северные леса, где обитают сотни видов редких животных и птиц, за горную красоту Урала и прозрачные реки с чистой водой.

В этом необыкновенном северном крае соседствуют места «цивилизованные» и те, где не ступала нога человека. Мы добирались сюда на вертолете и наблюдали из окна, как внизу сменяли друг друга густая хвойная тайга, криволесья, альпийские луга, гольцовые тундры. Кое-где небольшие поселения, деревеньки староверов, избушки лесников.

Девственные леса Коми, самые большие в Европе, – представьте себе! – вырабатывают кислород, которым дышит вся Европа, а потому этот край называют «землей, где рождается воздух».

Чтобы сберечь эти сокровища здесь, в Коми, были созданы Национальный парк «Югыд Ва» («Светлая Вода») и Печоро-Илычский биосферный заповедник, примыкающий к нему на юге. В 1995 году эти территории были включены в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас, чтобы облететь заповедник на самолете Ан-2, потребуется четыре часа. На лодке с мощным мотором, чтобы даже в большую воду пробиться в верховья Печоры из деревни Якша Троицко-Печерского района, нужно не менее двух дней.

Наше путешествие началось с Якшинской лосиной фермы – гордости заповедника. Это единственное место в мире, где ведутся опыты по одомашниванию лосей. Стадо некогда почти полностью уничтоженных животных постепенно растет – это результат кропотливого труда и энтузиазма нескольких людей. В годы расцвета на ферме насчитывалось несколько десятков лосей. Из-за браконьерства ученым пришлось отказаться от вольного выпаса и перейти на вольерное содержание животных. Средств у заповедника не много, поэтому здесь приняли решение число поголовья лосей не увеличивать. Но о закрытии лосиной фермы не может быть и речи, ведь это визитная карточка заповедника!

Мы быстро освоили лосиный «язык». Крик лося больше всего напоминает стон. Мы подстанываем им в тон и пытаемся приманить лосей их любимым лакомством – цветами иван-чая. Лоси сравнительно легко приручаются, но, как показал многолетний эксперимент, доместикация (то есть одомашнивание) не закрепляется генетически. Это значит, что каждое новое поколение, даже родившееся в неволе, приходится приручать заново. Но игра стоит свеч! Хотя бы ради целебного лосиного молока, которое лечит многие болезни.

Самая известная горная цепь на Урале – Илычский поясовый камень. Западное ответвление этой горной цепи – хребты Мань-пупу-нёр, Яны-пупу-нёр, Медвежий Камень (Уйгалесс-нёр). Именно в этой части Уральского хребта на многих вершинах видны каменные останцы. Многие из них имеют имена: Беличий Камень, повторяющий очертания сидящей белки; Заячий Камень с торчащими ушами-скалами; Медвежий Камень, похожий на двух лежащих медведей. Нас особенно поразили так называемые Семь Богатырей на плоской вершине Мань-пупу-нёр (что в переводе с языка манси означает – Малая гора идолов). Семь каменных «столбов» причудливой формы выстроились цепочкой в ряд, а один, самый большой, стоит в стороне. Высота столбов от 22 до 50 метров. Это чудо создано природой более чем за 200 млн. лет и входит в число семи чудес России.

Столбы в зависимости от точки осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. Неудивительно, что в прошлые времена манси и коми обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Мань-пупу-нёр было величайшим грехом.

А для нас, свободных от древних страхов, побывать на этой вершине – великое удовольствие. Мы нисколько не пожалели затраченных на подъем усилий и времени.

Комариное царство

Лето поздно приходит в эти места. Весной часты возвраты холодов, отчего в мае и в июне на равнинах еще бывают морозы и снегопады. Зато в середине июня по долинам рек уже цветут черемуха, рябина, шиповник, в тайге – багульник, черника и брусника. Здешние цветы и травы скромны и неброски, но своего очарования они от этого не теряют.


Фото Екатерины Троицкой

Как только сходит снег, согревается земля, одевается в свежие прозрачно-зеленые наряды лес, в тайге просыпается самый страшный зверь – не медведь, нет, а гнус – комары и знаменитая северная мошка. Летом тайга недоступна для человека, зверь тоже уходит из этих мест на обдув – на открытые берега рек или в горы. И вот с весны до самой осени, когда холодная вода уже не сможет дать жизнь новым поколениям насекомых, голодный гнус будет царить в зарослях и петь боевые песни.

Мы знали об этом и отправились по экологической тропе в тайгу во всеоружии. При входе в лес мы, словно забрала, опустили накомарники и отважно вступили в зудящее царство.
Но труден только первый километр. Потом привыкаешь к постоянному писку в воздухе, уже и не замечаешь его. В этом храме природы перехватывает дыханье от ее величия и красоты. Стройные красновато-золотистые сосны тянутся к высокому синему небу, словно колонны. В субальпийской зоне заповедника ноги тонут в ковре мхов.

Вокруг, как украшения, – гигантские резные папоротники. Здесь в долинах речушек стоят еловые леса, выше – пихтовые, чистые березняки, а на высоте от 550 до 650 м над уровнем моря – низкие искривленные деревца. В высокогорном поясе растут ивняки, можжевельник сибирский, травы и такие редкие растения как зубровка альпийская, например.

Напоследок мы опробовали экологический экстрим: пешеходный тур по болоту. Сначала мы осторожно перебираемся с кочки на кочку, а потом, смелея, превращаем опасное приключение в соревнование: кто глубже провалится и кто громче хлюпнет жижей.

Здесь, в сырых комариных местах, мы увидели и одно из самых примечательных растительных сообществ в тайге – ягодники на сфагновых болотах. Белый мох яркими красками расписывают морошка, клюква, голубика, но особенно хороша северная морошка. Ее недозрелые ягоды кораллового цвета, а спелые светлеют, приобретая медово-прозрачную окраску и ни с чем не сравнимые нежный вкус и запах. Морошка – любимая ягода северян, ее едят свежей, пареной, моченой, с ней пекут пироги и шанежки.

Побывали мы и в заповедном бору-беломошнике. Бор вполне соответствует своему названию. Голову кружит терпкий запах смолы, под ногами похрустывает ковер ягеля. Кажется, будто здесь только что прошел снег – такой белый весь подстил леса.

Оказывается, ягель – настоящий хозяин леса. Он задерживает семена деревьев, не дает им укорениться. Именно поэтому в бору практически нет подлеска. А чтобы лес все-таки обновлялся, нужны… лесные пожары! Вопреки распространенному мнению, пожар в лесу не всегда бедствие. Страшен верховой пожар, когда пламя распространяется по кронам деревьев на огромные расстояния. А от низового пожара погибает только ягель. Почва открывается для семян, появляются новые побеги.

За трофеями и запахом тайги

Хорошо идти и наблюдать, как в течение дня все вокруг меняется в красках и звуках! С высоких берегов открывается прекрасный вид на тайгу. Мрачные ельники иногда разрежены золотистой сосной. Наконец мы отыскали «балок», по-простому – избушку-зимовье. Такие избы в разных местах есть у многих местных жителей... Охота, рыбалка... Они туда как на дачи ездят...

Мы расположились и отправились добывать себе пищу. Ура! Грибы. Настоящие добротные грибы, большие крепкие сыроежки. Из них будет прекрасный ужин. Вкусную похлебку мы приготовили на костре, отдохнули – и пошагали дальше.

На вечерней дороге всегда можно ждать интересных встреч. То ласка мелькнет в кустах рыжей спинкой, то зайцы замрут неподалеку, постоят, любопытствуя. Вся тайга поделена на сферы влияния. Утки с выводками жмутся на болотцах. Среди куликов первыми появляются в начале апреля кулик-черныш, перевозчик и большой улит. Их можно встретить в течение всего летнего периода на любой речке заповедника. Средний кроншнеп, также один из обычных куликов, гнездится на больших болотах.

Во второй половине апреля пролетает основная масса птиц. В лесу постоянно можно встретить дроздов, появляются зяблики и юрки. По вечерам слышна песенка зарянки. Над Печорой кружатся серебристые и сизые чайки. Иногда виден беркут, летящий к северу. На всей территории заповедника бывает два-три гнездовья этого вида, занесенного в Красную книгу. Над болотами и заболоченными сосняками токуют бекасы. Иногда можно наблюдать тягу вальдшнепов вдоль речных стариц над березовым мелколесьем, но эти кулики в заповеднике редки.

Кстати, сезон весенней охоты в Коми обычно приходится на конец апреля – начало мая. Здесь разрешена охота на гусей из укрытия, на вальдшнепов – на вечерней и утренней тяге, на селезней с подсадными утками и чучелами – из укрытия. В прошлые года охотоведы запрещали стрелять боровую дичь, поскольку, по последним подсчетам, численность глухарей, тетеревов, рябчиков и куропаток находится на критической отметке.

Охота на лося, медведя, как и на всей территории республики, разрешена в режиме выдачи лицензий; на волка – без лицензий; на дичь – по путевкам охотобществ и охотинспекции в отведенные для охоты сроки. Здесь и в самом деле можно добыть серьезный трофей – медведя, например, или крупного волка, поднимающегося вслед за оленьими стадами из тундры по долине реки.

У Печоры у реки

Исток Печоры – еще одна достопримечательность Печоро-Илычского заповедника. Она берет начало в северных предгорьях Урала и несет свои воды к Баренцеву морю. Течение Печоры – быстрое, русло изобилует порогами и перекатами. В своем верхнем течении Печора еще не очень широкая, но зато быстрая, а в нижнем течении река распадается на отдельные протоки, образуя многочисленные острова.

И вот по этой реке – для полноты впечатлений – мы решились на сплав. Для этого добрались катером вверх по течению километров на двадцать. Нас сопровождал проводник из местных – не хотелось бы заблудиться в огромной звериной тайге!

Мы связываем надувные лодки между собой и с помощью коротких весел делаем вид, что гребем, но очень скоро обнаруживаем, что течение несет нам гораздо аккуратнее и в нужном направлении. Один экипаж, правда, все же пытается помочь реке беспорядочной греблей, и в результате лодку прибивает к берегу. Правда, и в этой ситуации мы нашли свои преимущества. Дело в том, что река является естественной границей заповедника. По правому берегу тянется заповедная тайга, где для сохранения экологического равновесия категорически запрещено пользоваться какими бы то ни было лесными дарами. Зато на левом берегу, куда и прибило лодку, мы обнаружили точно такой же лес, так же богатый грибами и ягодами. В результате вечером все с огромным удовольствием ели тушеные грибы.

Всю дорогу мы с любопытством и без устали вертим головами по сторонам. Это не просто речная прогулка, а настоящее приключение! В 1,5 км выше устья речки Пихтовка, на правом берегу Печоры в одной из скал находится крупная Канинская пещера длиной 63 м, которая служила местом жертвоприношений у жителей верхней Печоры.
У карстового лога Иорданского, названного именем геолога Н.Н. Иорданского, мы тоже остановились, чтобы осмотреть ряд пещер, гротов и карстовых воронок. Это район известковой пармы. На языке Коми «парма» – густой еловый лес на высоком месте. Дно лога окружают величественные, местами отвесные скалы высотой до 40 м. В последние годы в скалах обнаружены 4 пещеры (Медвежья, Ледяная, Туфовая и Дальняя). Медвежья – самая крупная из всех известных на Северном Урале. Общая длина ее ходов 480 м.

Экологи утверждают, что Печора – самая чистая река Европы. Мы заметили: галечное дно хорошо видно сквозь кристально чистую воду.

Много ласковых прозвищ у Печоры – Печора-матушка, Печора-кормилица, Печора-труженица. По полноводности Печора – вторая после Волги река европейской части России, а по запасам ценных промысловых рыб, возможно, и первая.
 Пока мы путешествовали по Коми, общаясь с природой, мы буквально сроднились с ней, привыкли к ветру, к солнцу, к разнообразным голосам птиц, вою и реву зверей, жужжанию насекомых, журчанию рек и ручьев, шелесту листьев.

Таких забытых, обыкновенных чудес в природе великое множество, но чтобы они оставались в своем первозданном виде, нам, людям, нужно вновь научиться любить саму природу, увидеть ее новыми глазами, какими увидели ее мы, и всегда относиться к ней бережно и трепетно.

Жители печорского края исстари росли на рыбе. Свою Печору они по праву называют «рыбацким раем». Серой, или простой рыбой здесь считают щуку, налима, окуня. К ней относятся снисходительно, а к ее лову – как к ребячьему баловству. Ведь в печорских водах вольготно плещется хариус, на плесах и глубоких ямах нежится сиг, водится здесь и налим. Крупные красавцы-язи станут легкой добычей рыбаков. Можно встретить также нельму, омуля, ряпушку, пелядь, чира.

В последние годы в Печоре появился бестер – гибрид белуги и стерляди, неплохо освоившийся в пределах Приполярья. Кроме этого, в Печору все чаще и чаще заходит на нерест горбуша, которую в 1970-х гг. ихтиологи решили разводить в реках Кольского полуострова. Но подлинной царицей печорских вод, конечно, остается семга. Она идет на нерест в конце лета, и в прежние времена ее лов начинали после Ильина дня. Сейчас стадо печорской семги находится под строжайшей охраной, и редко кому из местных жителей удается добыть эту царскую рыбу. Промысловый лов проводится по лицензии.

Спортивная рыбалка разрешена как на Печоре, так и на ее притоках, пойменных озерах всеми разрешенными снастями в установленные сроки лова. Такие ограничения понятны. Реки и озера региона, в которых, казалось бы, «так много» рыбы, чрезвычайно малокормны. Холодно круглый год, и рыба размножается крайне медленно.

Ольга Кононова
Журнал "Охотничий двор" (апрель, 2009)


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru