13.11.2012 | Последний хариус, или Ловля хариуса в ноябре
|
До коллективизации хариус был обычной рыбой во многих реках европейской части страны, поднимаясь на нерест в ручьи и возвращаясь обратно в реки и озера. Теперь его можно встретить в северных областях страны. Редкие популяции хариуса раболовы-нахлыстовики тщательно скрывают от всех, кто не придерживается принципа «поймал – отпусти».
|
Собираясь на рыбалку, мы и сами не верили в успех нашего мероприятия. Незаметно пролетели триста километров от столицы, и вот… Продолговатый слиток темного серебра приятно холодит руку. Я опускаю его в воду, бережно придерживая, чтобы затянуть расставание. Первые редкие снежинки уже опускаются на воду и прибрежную блеклую траву. Желто-бурый березовый лист, проплывающий мимо, задевает нос красавца хариуса, и, очнувшись, он неожиданно резво взмахивает хвостом, плеснув в лицо холодными брызгами. Рваное полотнище свинцовых туч и бледное пятно солнца, просматриваемые сквозь черное кружево голых веток, растворяются в снежной пелене. Всё. Это последний хариус в этом сезоне.
Хариус где-то рядом
Со времен Л.П. Сабанеева считается, что «хариус главным образом живет в гористых местностях и вместе с форелью составляет основное население холодных и быстротекущих речек почти всей Европы, северной и северовосточной России и всей Сибири». На самом деле до коллективизации он был обычной рыбой во многих реках европейской части страны. Весной и осенью на время большой воды открывали мельничные запруды, промывались нерестилища, песчаные косы. Но самое главное – эта рыба беспрепятственно поднималась на нерест в ручьи и возвращалась обратно в реки и озера. После коллективизации многие ручьи и малые реки были перегорожены стационарными плотинами, и золотой век хариуса закончился. Изредка он еще встречается и в Московской области, и даже южнее – в притоках Оки в Тульской.
Но в виде исключения. Чаще его можно встретить дальше на север, в Тверской, Вологодской, Псковской, Новгородской, Костромской, Ленинградской, Архангельской областях, в Карелии и Мурманской области... Во многих регионах европейский хариус занесен в Красную книгу, но запись на белом листе, увы, не является достаточным условием для его сохранения. Именно поэтому редкие популяции, известные узкому кругу рыболовов, чаще всего нахлыстовиков, держатся в таком секрете, что порой местные жители не подозревают о существовании хариуса на ближайшем перекате. И эта почти военная осторожность, безусловно, оправданна. К великому сожалению, и в столице, и в регионах есть «рыболовы», которые ловят рыбу сетями и электроудочками. И стоит произойти утечке информации, как через сезон секретный перекат будет мертвым.
Где ловить и на что
Чтобы сохранить этот вид, многие нахлыстовики следуют принципу «поймал – отпусти». Если у засеченной рыбы мушка находится снаружи пасти, хариуса снимают прямо в воде, захватив рукой за крючок. Если возникает необходимость взять трофей в руку (например, для фотосъемки), то ладонь предварительно опускается в воду, чтобы она остыла и намокла, тогда рыба меньше травмируется.
Но самое интересное в подобной рыбалке – вовсе не поимка долгожданного трофея, хотя он и является конечной целью, а сам процесс поиска. Блуждание по Интернету по различным сайтам любителей водного туризма, изучение карт и накопление информации о перепадах высот, наличии порогов. Выезд совершается чаще всего командой, поэтому вся полученная информация предварительно обсуждается и по возможности проверяется. Потому как при сплаве по реке места приличных стоянок нечасто совпадают с возможностью добраться до искомого места на машине.
И даже проверенные сведения иногда подводят, например, если сильный весенний паводок снес старенький мостик.
Часто в поисках хариуса приходится проезжать лесными тропами, где лесовозы разбивают дорогу так, что пробраться можно только по бровкам и обочинам, пропуская глубокую колею с обломками бревен между колес. Внедорожник в таких условиях – самый надежный вариант. Хотя и они вязнут.
Часто в погоне за «синей птицей» приходится ехать по устным приметам и словесным описаниям местности в компании таких же единомышленников лишь только для того, чтобы проверить сведения или догадку, что хариус там водится. Проезжать лесными тропами, где лесовозы разбивают дорогу так, что приходится пробираться по бровкам и обочинам, пропуская глубокую колею с обломками бревен между колес. Внедорожник в таких условиях – самый надежный вариант. Хотя и они вязнут. Был случай, когда лебедкой мы собрали в кучи, как хворост, всё мелколесье с каждой обочины дороги. И ни с места. Не зря родилась поговорка: «чем круче автомобиль, тем дальше топать за трактором». Поэтому не только цепи и антипробуксовочные ленты, домкрат, но и старенькую надежную лопату, топор, а иногда и крепкое слово всегда неплохо иметь в запасе. Несмотря на то, что удачным бывает далеко не каждый выезд, трофейный экземпляр и даже борьба с ним всегда расценивается как большое везение. Потому как по силе и бойкости хариус превосходит почти всех рыб одинакового с ним размера, уступая, пожалуй, лишь форели. Именно этими «спортивными» качествами он и привлекает рыболовов.
Весной, в начале мая в средней полосе волжский хариус поднимается на нерест в малые реки и ручьи. В это время можно поймать экземпляры гораздо крупнее, чем летом, но это маточное стадо. Сколько особей может быть в речушке шириной с десяток шагов – 10, 20, 50? Однажды мне по большому секрету показали нерест хариуса в Подмосковье. Для этого пришлось долго стоять неподвижно на некотором удалении от ручья, скрывшись за кустом с полураспустившимися почками. На островок-перекат из мелких камушков глубиной 1,5-2 см выплывала самочка величиной со столовую вилку. За ней, почти впритирку, распуская периодически верхний плавник-флаг и производя фонтанчики брызг, держался самец, а еще несколько самцов плыли в отдалении.
Периодически некоторые из них атаковали лидера, пытаясь его оттолкнуть. Самцы были чуть ли не вдвое меньше самок. Всё происходящее напоминало стремительный свадебный вальс. Бросок на остров, полуразворот и свал в нижнюю ямку. Новый бросок, задержка над островком с веером брызг и уход в более глубокую канавку за островом. Таких островков было несколько, а пар – не более двух одновременно на разных островках. Сколько их было всего –
непонятно, стоило переступить с ноги на ногу, как плес вымирал минут на двадцать. Местами этот ручей можно было перешагнуть. Кое-где его перегораживали бурлящие плотины бобров.
Ручьев, похожих на этот, весной можно встретить сотни, но желательно знать, где следует оказаться в нужное время. Летом от ручья остаются лишь отдельные бочаги, и вся рыба скатывается вниз. Способность нереститься в 2-3-годовалом возрасте помогает выжить популяции и виду в целом, но замечено, что если рыболовный пресс ослабевает или прекращается, то средний размер рыбы увеличивается, а крупные особи начинают встречаться не только весной на перекатах, но и летом в более глубоких местах. Там, где хариуса всегда водилось много, существует правило: во время слабого клева необходимо приложить все усилия, чтобы поймать первую рыбу. У нее вспарывают брюшко и изучают его содержимое. Активность рыбы зависит от того, вылет каких насекомых и концентрация каких личинок в данное время максимальны. Именно ими хариус чаще всего и питается. Но бывают и курьезы.
Мой друг, находясь на Кольском полуострове, ловил семгу. И ему в первый же день так повезло, что желание идти далеко даже с друзьями отпало. А рядом с лагерем (стоянкой всех лицензированных нахлыстовиков, которые ловят на данном участке) с характерными звуками кормился хариус. Приятель дождался, пока все уйдут, собрал легкую нахлыстовую снасть и вышел на воду. Несколько забросов, и вот он, красавец, такой крупный, толстый, с плотно набитым брюшком. Клев был не ахти какой, но интересен сам процесс, да и в жареном виде эта рыба хороша. Вечером, когда потрошил хариусов, рыболов стал изучать содержимое желудков. Каково же было его изумление, когда вместо привычных насекомых и мальков там оказалась тушенка и картошка из котелков, которые мыли здесь же в устье ручья!
На север
Мы всегда отправляемся ловить хариуса на север за границу Московской области. Там, где кончается асфальт, можно встретиться с этой чудесной рыбой. Порой больно бывает слушать, как местные рыболовы с упоением рассказывают о том, что, когда прошлой весной плотина была перекрыта на ремонт, они сетями из обмелевшей реки черпали рыбу и мешками таскали домой. И тут же искренне недоумевают, почему в этом году она совсем пропала.
А вдали от жилых мест шансы поймать хариуса намного увеличиваются. Исторический факт – отсутствие дорог остановило не одно вражеское нашествие, но для настоящих рыболовов бездорожья нет, а есть временные неудобства. Стоя у реки, где по берегам не валяется мусор, не видны следы от костров, не слышны звуки цивилизации, по-настоящему отдыхаешь душой. При этом замечаешь плывущего бобра, рыбу на песчаном дне, юрко ввернувшуюся в песок.
На белый цвет
Еще накануне нашей поездки погода резко сменила свой нрав. Вчера похолодало, и сегодня в стылом воздухе изредка кружат белые мухи. Крыши изб вдоль дороги укрыты саваном снега. Выйдя на воду, понимаем, что рыбалка будет трудовой. Поклевок нет. В тени явный минус, шнур и кольца покрываются льдом, приходится регулярно опускать вершинку удилища в воду. Но над водой еще встречаются последние мелкие поденки. Тысячный заброс шнура, и очередная смена мушки. У всех пусто. «А какое насекомое у нас сегодня массово вылетает?» – весело спрашивает мой друг. «Белые мухи!» – слышится дружный ответ всей команды. «Значит, ловим на «белый парашют»!» – так же задорно заявляет он. Сказано – сделано. Через некоторое время я замечаю выход рыбы – под проплывающей мушкой образовалось блюдце приподнятой воды. «Поклевка», – слышится слева от меня. В воде мелькает серебристое тело, удилище мягко гасит рывки рыбы. Юра привычно окунает ладонь в воду, затем освобождает рыбу от крючка. Фото на память, и прощай, «хорек». Мой «белый парашют» среди сотни пушистых снежинок вновь и вновь ложится на воду. После очередной проводки – едва заметный всплеск, и уже ощущается упругое подрагивание по ту сторону шнура. Есть! Мокрая рука немного зябнет на осеннем ветру. Аккуратно извлекаю крючок, любуясь каплями выпуклых глаз, и медленно отпускаю рыбу в воду. Вот он – последний!
Мы прощаемся с рекой. О нашем присутствии напоминают сбитый иней на примятой траве и цепочка следов на прибрежном песке. Прибрежный мусор в виде найденных пакетов и пластиковых бутылок грузим в мешок и захватываем с собой. Живи, река.
До будущего сезона останется в памяти расплывающееся, как будто нарисованное акварелью, серое осеннее небо, ажурная аркада нависших над рекой ветвей, пятно бледного солнца и желтый лист на воде.
Евгений Кузнецов, фото автора «Охотничий двор» №11/2011
***
Приглашаем Вас на рыбалку в Подмосковье. В КСК Левадия оборудованы помосты для рыбалки, есть аренда рыболовных снастей - прокат удочек, садка. Можно арендовать уютную беседку с мангалом для приготовления шашлыков, отправиться на прогулку на катере, покататься на лодке или катамаране. Приезжайте на отдых и рыбалку в Подмосковье, в КСК Левадия!
Другие статьи на тему Рыбалка:
««« Все статьи об Охоте и Рыбалке
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.
|