23.11.2012 | Записки фотографа: Лисица в полете
|
Фотография животных требует от фотографа знания повадок, терпения и точного расчета. многие кадры мы можем десятки раз представлять в своем воображении, строить их композиционно, и в конце концов нам обязательно представится шанс сделать их. Тщательная подготовка и знание лисьих повадок позволило фотографу сделать хорошей кадр - лису в полете.
|
День выдался морозный и солнечный. Решил съездить на осушенный торфяник, где часто встречал лисиц. Мои предположения оправдались. До рыжей было около километра. Быстро надел белый маскхалат и пошел в сторону лисицы. Время приближалось к обеду, и февральское солнышко уже ощутимо согревало лицо, несмотря на морозец в пределах десяти градусов. Пройдя метров шестьсот, осторожно выглянул из канавы. До лисицы было еще далековато, метров 250-300. Отдышавшись и успокоившись, продолжал наблюдать в бинокль. Вдруг замечаю, что лиса выбрала небольшой бугорок посреди поля и легла на лежку. Вот это номер! Очевидно, что к этому времени она уже достаточно поохотилась, и теперь ей требуется небольшой отдых. Сориентировавшись на местности, принимаю решение. Канава уже мне помогла подойти намного ближе, а теперь можно приблизиться по чистому полю, если между лисицей и мной будет один из рулонов соломы, которые с осени по всему полю оставили колхозники. За ним я буду совершенно невидим для лисы, а сам попытаюсь постоянно держать ее в поле зрения.
Это очень важно при скрадывании зверя, так как можно вовремя остановиться или просто замереть в нужный момент, когда зверь повернул голову в твою сторону или обратил на тебя внимание. Переждав такой момент, можно дальше продолжать движение в сторону успокоившегося зверя. Неглубокий снег промерз еще недостаточно, и иногда нога в нем проваливается до земли, издавая при этом довольно сильный хруст. Но пока до лисицы далеко, этого можно не бояться. Прикрываясь рулоном соломы, я медленно приближался, стараясь постоянно держать в поле зрения лежащую лисицу. Прошло около пятнадцати минут, прежде чем я подошел к самому рулону. За время моего приближения рыжая кумушка несколько раз поднимала голову и смотрела в мою сторону, очевидно, реагируя на хруст наста под моей ногой, но я в это время замирал и дожидался, пока она не успокоится и снова не скрутится в клубок.
Теперь решил ожидать подъема лисы с лежки. Но для съемки я решил не прятаться за рулоном, а осторожно на четвереньках переползти и замаскироваться перед рулоном и, устроившись неподвижно на коленях, ждать рыжую. Во-первых, я смогу постоянно видеть ее в видоискателе фотоаппарата, смогу плавно вести ее в кадре и снимать в необходимый интересный момент, во-вторых, в белом маскхалате я больше похож на кучу снега, что тоже должно ввести лисицу в заблуждение, и в-третьих, силуэт моей головы не будет торчать над рулоном, отпугивая своей неестественностью. В принципе, всё так и получилось.
Я пропищал губами мышиным писком пару раз, и лисица услышала этот звук и подняла голову в мою сторону. Всё, этого должно быть достаточно, иначе она сможет распознать фальшивые нотки. Через пару минут она приподнялась, лениво потянулась, как выспавшаяся собака, затем покаталась на спине по искристому снегу и спокойно направилась на охоту. Первоначально до ее лежки было около ста шагов, но с каждой минутой расстояние между нами сокращалось: я правильно определил основное направление движения лисицы. Теперь я постоянно поправлял фокус объектива, стараясь держать ее всё время в резкости. Вот она причуяла где-то под снегом мышь, остановилась, наклонила голову вправо, затем так же влево, словно на цыпочках, сделала пару коротких шажков и, резко подпрыгнув вверх, ударила передними лапами по засеченному месту и сразу ткнулась мордой в снег. Эта попытка оказалась неудачной. Я сделал серию фотовыстрелов, запечатлев ее прыжок в воздухе. Конечно, она услышала щелчки затвора и сразу после атаки долго и пристально смотрела на меня. Но в этот напряженный момент я ничем себя не выдавал – сидел без движения и съемку не производил. Не поняв, в чем дело, лиса продолжила свой путь. Возможно, ей снова захотелось поваляться по чистому снегу, и она сделала это незамедлительно, поднялась, отряхнулась и дальше продолжила охоту, справив попутно малую нужду на выступающей над снегом траве. Похоже, что к рулону с соломой она не собиралась подходить, а путь ее проходил в 25-30 метрах. Для меня этого было вполне достаточно, лишь бы раньше времени меня не обнаружила и предоставила возможность сделать побольше хороших кадров.
Постепенно лисица заходила от меня вправо, куда дул и ветер. Я почувствовал, что через пару метров она попадет в эту полосу, и как только это произошло, лисица с таким ускорением рванула без оглядки в сторону леса, словно по ней только что произвели выстрел из ружья. Но это уже было неважно, так как десятка полтора кадров у меня уже было, и я чувствовал, что некоторые из них должны быть очень удачными. И это подтвердилось при просмотре. Так прошла съемка давно задуманного кадра: лисица в полете пытается передними лапами добыть себе мышь на обед. Этот случай подтвердил тот факт, что многие кадры мы можем десятки раз представлять в своем воображении, строить их композиционно, и в конце концов нам обязательно представится шанс сделать их. Будем же всегда готовы к такому развитию событий, ведь часто мысль материальна.
Виктор Козловский, фото автора, «Охотничий двор» №11/2011
Другие статьи на эту тему:
««« Все статьи об Охоте и Рыбалке
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.
|