Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

30.01.2013 | Кто открыл для русских читателей псовую охоту?

В 1785 г. вышла книга «Псовой охотник, содержащий в себе: о свойствах, названии и должности оного; о высворке борзых и наездке гончих собак; о узнании по статям борзых резвых и гончих мастеров и о содержании оных; о узнании на гоньбе гончих мастеров; о должности охотников во время полевой езды; о порошах и осоках; о лечении собак от разных болезней и о кличках борзых и гончих собак. Изданной любителем псовой охоты Г.Б.». Познакомившись с содержанием «Псового охотника», невольно задаешься вопросом: кто же этот таинственный Г.Б., открывший для русских читателей псовую охоту?

Мартинисты и розенкрейцеры

Познакомившись с содержанием «Псового охотника», невольно задаешься вопросом: кто же этот таинственный Г.Б., открывший для русских читателей псовую охоту? Предположение, сделанное Н.И. Кутеповым и тут же подхваченное Л.П. Сабанеевым, о том, что Г.Б. – князь Гаврила Барятинский (упоминаемый в заметке С.П. Жихарева (Мемнон Волунин) «Зверь – борзой волкодав»), не имеет под собой никаких оснований, кроме идентичности инициалов. О самом существовании отставного бригадира Барятинского нам стало известно лишь благодаря рассказу его талантливого внука, а о литературных и прочих дарованиях князя мы можем лишь догадываться. По крайней мере, установить хоть какую-то связь Г.Ф. Барятинского с миром тогдашней литературы и книгоиздания не удалось.

Чтобы попробовать ответить на вопрос об истинном авторстве «Псового охотника», взглянем еще раз на титульный лист книги: «Иждивением Типографической компании в Москве, в типографии И. Лопухина, 1785 года».

15 января 1783 г. указом «О вольных типографиях» императрицы Екатерины II «Дано право всякому заводить типографии и печатать в них книги под надзором полицейской цензуры». Первыми, откликнувшимися на высочайший рескрипт, стали московские масоны, или, как их еще называли, мартинисты, во главе с известным издателем и просветителем Николаем Ивановичем Новиковым. По словам историка литературы М.Н. Лонгинова (Новиков и московские мартинисты. – М., 1867): «типографское дело, так же как и книжная торговля, были у нас в младенческом состоянии до Новикова». Действительно, до 1783 г. действующие в России типографии можно было пересчитать по пальцам: в Петербурге работали типографии – Академии наук, Сенатская, Артиллерийского корпуса, Синодальная, Военной и Берг-коллегий. Были также типографии Гартунга, Вейтбрехта и Шнора, открытые «по привилегии Сената»; в Москве же число типографий ограничивалось двумя – Университетской и Сенатской. Полагались, правда, и типографии при губернских правлениях, но на деле они были лишь в некоторых городах.

Еще в 1780 г. под управление Новикова перешла типография Московского университета, а после выхода указа о «Вольных типографиях», в рамках образованной мартинистами Типографической компании, в Москве начала действовать и типография, принадлежавшая мастеру стула московской масонской ложи «Латона» Ивану Владимировичу Лопухину.

Иван Лопухин (1756–1816).
Иван Лопухин (1756–1816). Сенатор, видный масон, один из главных деятелей масонской Типографической компании (1783-1792)

Иван Владимирович Лопухин (24.02.1756–22.06.1816), выдающийся общественный и государственный деятель, действительный тайный советник, сенатор, философ, публицист, издатель, был для тех времен личностью незаурядной и вошел в историю вовсе не благодаря своим масонским убеждениям. Записанный еще в младенчестве в лейб-гвардии Преображенский полк, в 1782 г. был произведен в полковники и перешел на статскую службу – сначала советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В 1785 г. в чине статского советника уходит в отставку. В судейскую практику внес взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение.

С 1782 г. он становится одним из организаторов, теоретиков и активных деятелей масонских организаций сначала в Москве, а затем и в других городах. Ближайшее десятилетие стало эпохой московского мартинизма (розенкрейцерства) и вместе с тем – временем расцвета деятельности и дарований И.В. Лопухина.

Он переводит на русский язык целый ряд масонских произведений, создает типографию и издает множество философских, теологических и правовых произведений, включая и свои собственные. Помогает бедным, участвует в организации школ, аптек, больниц. В это время он становится великим мастером (мастером стула) нескольких лож. Когда в 1792 г. начались преследования масонов со стороны правительства, Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку, конфисковав значительную часть типографского имущества, правда, впоследствии всё-таки оставили философа в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением.

Павел I (1754–1801)
Павел I (1754–1801). Девятый император Всероссийский.(1783-1792)

С воцарением императора Павла I, покровительствовавшего масонам, положение радикально изменилось. И.В. Лопухина вызывают в Петербург, назначают статс-секретарем при императоре, производят в действительные тайные советники. Но придворная служба тяготила Лопухина, и вскоре он был назначен сенатором в Москву.

В своей деятельности в Сенате Иван Владимирович продолжал придерживаться прежних гуманных взглядов. Неоднократно ему приходилось ревизовать многие губернии, оставляя своей справедливостью добрую память. Особо следует отметить его деятельность по защите духоборов на Украине. Во время Отечественной войны 1812 г. он по поручению Александра I занимается организацией земского войска. После завершения войны окончательно уходит в отставку. И.В. Лопухин оставил прекрасные мемуары, являющиеся одним из выдающихся памятников русской словесности и философии конца XVIII в., вызвавшие восторженные отзывы А.И. Герцена, а также целый ряд уникальных архитектурных ансамблей в своих имениях. Наиболее знаменито из них село Савинское Богородского уезда близ Москвы, где по его проекту был создан всемирно известный медитационный философский парк.

В.О. Ключевский так охарактеризовал И.В. Лопухина: «С умом прямым, немного жестким и даже строптивым, но мягкосердечный и человеколюбивый, с тонким нравственным чувством, отвечающим мягкому и тонкому складу его продолговатого лица, вечно сосредоточенный в работе над самим собой, он упорным упражнением умел лучшие и редкие движения души человеческой переработать в простые привычки или ежедневные потребности своего сердца». Портрет его работы Дмитрия Левицкого хранится в Третьяковской галерее в Москве.

В принадлежавшей Ивану Владимировичу Лопухину типографии, располагавшейся в его доме в Армянском переулке, и увидел свет «Псовый охотник». Г.Б. Лопухин отдавал много времени своей типографии, сам корректировал книги, особенно важные для мартинистов, печатавшиеся в так называемой «тайной типографии», принадлежавшей тому же Ивану Владимировичу. Как и близкие к ним по духу адепты других масонских систем, свою цель московские розенкрейцеры видели прежде всего в собственной внутренней духовной работе, заключающейся в познании Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского вероучения. Однако реальная, практическая деятельность розенкрейцеров 1780-х годов была связана не только с их моральным самоусовершенствованием, но и с усилиями братьев, направленными на просвещение русского общества и возбуждение в нем широких умственных интересов.

Петр Лопухин (1753–1827)
Петр Лопухин (1753–1827). Светлейший князь, с 1783 г. – московский гражданский губернатор. Дочь Лопухина Анна (в замужестве - кн. Гагарина) была фавориткой Павла I

Но если Новиков порой печатал издания, далекие от масонской тематики, то Лопухин сделал исключение из своих правил лишь однажды, и этим исключением стал всё тот же «Псовый охотник». Не правда ли, странно встретить книгу о псовой охоте в ряду весьма экзотических для сегодняшнего слуха названий: «Христианин размышляющий, разглагольствующий и кающийся» (1784), «Апология вольных каменщиков» (1784), «Парацельса, химическая псалтирь» (1784), «Драгоценная книжка о внутренней духовной гордости» (1785), «Хризомандер, аллегорическая и сатирическая повесть» (1783), «О заблуждениях и истине» (1785)? Однако из 26 наименований книг, отпечатанных в типографии Лопухина за три года ее существования, лишь «Псовый охотник» выпадает из ортодоксального ряда богословских, масонских и нравоучительных произведений.

Почему же убежденный «мастер стула» оказался столь неравнодушным к псовой охоте?

С 1784 по 1793 г. московским гражданским губернатором был родственник нашего Ивана Владимировича – Петр Васильевич Лопухин (1753–06.04.1827), отец будущей фаворитки Павла I Анны, будущий светлейший князь, генерал-прокурор Сената, министр юстиции, председатель Государственного Совета и Комитета Министров и т.д. Свободное же от дел государственных время Петр Васильевич всё без остатка посвящал псовой охоте. Скорее всего, именно он и стал «заказчиком» издания «Псового охотника». Задумав выпустить книгу, посвященную любимому увлечению, московский гражданский губернатор выбрал наиболее оптимальный путь, обратившись к близкому родственнику – владельцу типографии, который, в свою очередь, предпочел изменить своим убеждениям, нежели отказать сановному дядюшке.

охотничья собака

Известнейший в России псовый охотник А.В. Жихарев вспоминал: «Благодаря им (борзым– А.О.), г-н Липунов из незначительных дворян сделался генерал-поручиком (прежний чин, ныне не существующий), приобрел большие средства и дружбу светлейшего князя П.В. Лопухина. При этом передам рассказ, из которого молодые охотники могут видеть, как дороги были сердцу истинных охотников хорошие собаки. У светлейшего П.В. Лопухина был единственный сын П.П., с которым я был очень дружен. Передаю с его слов. Особенной лаской отца он не пользовался. За несколько часов перед смертью; старик князь потребовал к себе своего сына; благословив его, он указал на лежащего у его ног светло-полово-пегого кобеля Прозора и завещал беречь его, как старшего брата, до последних минут жизни». (А.В. Жихарев. Заметки ветерана // Журнал Охоты, 1876).

Белевский энциклопедист


Анна Лопухина (1777–1805)
Анна Лопухина (1777–1805). Светлейшая княжна, любимая фаворитка императора Павла I
Но кто же таинственный Г.Б.? Неужели сам Петр Васильевич Лопухин? Едва ли! По крайней мере нет никаких доказательств тому, что светлейший князь не брезговал литературными упражнениями. Зато, изучая генеалогическое древо его семейства, мы встречаемся и с другими знакомыми нам фамилиями. Первой женой Лопухина и матерью его дочери Анны (будущей фаворитки) была «Прасковья, дочь Ивана Фомича Лёвшина, полковника, и его жены Анны Ивановны, урожденной княжны Львовой».

Итак, круг замкнулся! Теперь уже не вызывает сомнения, почему в 1791 г. Василий Алексеевич Лёвшин, кузен Прасковьи Ивановны Лопухиной (Лёвшиной), ничтоже сумняшеся, поставил свою подпись под перепечаткой «Псового охотника» во втором издании «Совершенного егеря». Да потому, что он и был его настоящим автором! Сегодня это имя стало уже подзабываться, а ведь даже А.С. Пушкин увековечил Василия Алексеевича в строках VII главы «Евгения Онегина»:
Вот время: добрые ленивцы,
Эпикурейцы-мудрецы,
Вы, равнодушные счастливцы,
Вы, школы Лёвшина птенцы…

Лёвшин Василий Алексеевич
Лёвшин Василий Алексеевич
За скупыми строчками биографических словарей скрывается жизнь одного из самых плодовитых литераторов прошлого… Василий Алексеевич Лёвшин (17 июля 1746 – 10 августа 1826, с. Темрянь Белевского уезда Тульской губ.), прозаик, переводчик и ученый-экономист, автор 190 книг. С 18-летнего возраста поступил на военную службу в Новотроицкий кирасирский полк, принимал участие в турецкой кампании 1768-74 гг., сразу по окончании ее вышел по болезни в отставку поручиком, целиком отдавшись научной и литературной деятельности. Затем занимал выборные должности в Тульской губернии: в 1779–82 гг. секретарь, с 1793 – судья Белевского уездного суда. С 1803 по 1818 гг. служил в Петербурге, в 1818 г. вышел в отставку с чином статского советника.

Будучи человеком поистине энциклопедических знаний, Василий Алексеевич принимал активное участие в книгоиздательской деятельности Н.И. Новикова, переводя и сочиняя книги на самые разнообразные темы. Оставаясь долгие годы истинным патриотом своей малой Родины – уездного городка Белева, Лёвшин неоднократно возвращался в своем творчестве и научных изысканиях к теме истории родного края. В 1803 г. им было издано «Топографическое, историческое и камеральное описание Тульской губернии» – первая полноценная работа по истории Тульской земли. Имя Лёвшина навсегда вписано в список почетных граждан Белева.

За свои многочисленные переводные и оригинальные труды Василий Алексеевич был избран членом многих русских и иностранных обществ, как-то: С.-Петербургского вольно-экономического (1791 г.), филантропического (1804 г.), Общества испытателей природы, основанного при Московском университете (1808 г.), С.-Петербургского вольного общества любителей словесности, науки и художеств (1818 г.), Московского общества сельского хозяйства (1821 г.), Королевского Саксонского экономического общества (1795 г.) и Неаполитанской академии наук (1807 г.). Кроме того, был награжден орденом Анны II ст. и Владимира IV ст., получил от государя 5 бриллиантовых перстней, а от экономического общества – 17 медалей золотых и 4 серебряные.

Неудивительно, что именно Василию Алексеевичу Лёвшину было поручено Лопухиным составление первой в России печатной книги о псовой охоте, которое и было осуществлено на основании всех доступных к тому времени источников – и «Регула, принадлежащего до псовой охоты», и «Книги о содержании псовой охоты…», и немецких «Егерей», и не дошедших до нас рукописных произведений.

Уж не из библиотеки ли Лопухиных происходит и загадочный «Псовый охотник» 1728 г., многократно цитируемый Губиным? Со своей задачей Василий Алексеевич справился, скромно подписавшись званием, которое он с гордостью носил всю свою жизнь – Г.Б. – «Гражданин Белева».

Алексей Оболенский, иллюстрации из собрания автора, «Охотничий двор» №02/2012

Начало: Масонские тайны псарного двора

Другие статьи на тему Охотничьи собаки:

 


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru