Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Новости об Охоте, Рыбалке и Туризме

22.07.2010 | Пресс-конференция в РИА – «Новости»

14 июля состоялась пресс-конференция на тему: «Охота: забава для богатых?» Новое законодательство, созданное по инициативе Минприроды и предполагающее, что большая часть (до 80 %) угодий найдет хозяев на открытых аукционах, вызвало различные оценки в обществе. В ходе конференции были затронуты следующие вопросы: чем плох или хорош данный Закон; каково положение охотников и охотхозяйств сегодня; перспективы охотхозяйств как отрасли экономики; охотники сегодня – кто они и чем они живут.  

В пресс-конференции участвовали: - заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Владимир Владиславович Мельников, заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Геннадьевич Малеев, председатель Центрального Правления ассоциации «Росохотрыболовсоюз», президент ассоциации Эдуард Витальевич Бендерский, первый заместитель председателя Центрального Правления «Росохотрыболовсоюз» Вячеслав Михайлович Кирьякулов, профессор ФГОУ ВПО Вятской сельскохозяйственной академии Владислав Константинович Мельников.
Участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.

Первый вопрос был задан В.В. Мельникову:
- Скажите, пожалуйста, Владимир Владиславович, тот Закон об охоте, который был принят в апреле этого года, это уже доработанный закон, и он не будет нуждаться в дальнейших правках? Насколько, с вашей точки зрения, положительные черты перевешивают отрицательные. Какие положительные и отрицательные черты Вы могли бы в нем отметить? Как проходит реализация Закона и так ли это ожидалось?
 

Владимир Мельников: - Данный Закон долго ожидался и принимался в России более 19 лет. Говорить сейчас о каких-то конкретных моментах было бы непросто, но, тем не менее, конечно, в Законе есть, безусловно, положительные стороны и есть определенные положения, которые необходимо дорабатывать и уточнять. Основное и самое важное заключается в том, что данный Закон урегулировал охотничьи хозяйства законодательно и определил это направление деятельности отраслью экономики. До этого регулирование проходило только по охотничьим животным. Сейчас же у федеральных органов исполнительной власти и у органов исполнительной власти субъектов РФ появилась возможность принимать нормативные акты, регулирующие отношения, которые возникают при ведении охотничьего хозяйства. Это очень важно! Кроме того, очень важно, что урегулирован вопрос закрепления охотничьих угодий - они получили законодательное обоснование. Упростилась сама процедура закрепления охотугодий, и она стала более прозрачной. Теперь нет необходимости согласовывать с собственниками земель, которых бывает на границах угодий очень много. Это основные моменты, которые я хотел бы отметить. В то же время некоторые статьи Закона явно перегружены и, конечно же, требуют доработки. На сегодняшний день министерством обеспечено принятие пяти актов по урегулированию основных вопросов, которые уже вступили в силу. Работа продолжается, создан Общественный Совет по охоте при министерстве и дальше мы будем двигаться со специалистами, учитывая их мнения и пожелания.
 

Вячеслав Малеев: - Этот Закон ожидался не только охотниками, но и гражданами РФ, потому что охотничье хозяйство, будем говорить прямо, влачило жалкое существование во многих регионах России. Принятый Закон послужит возрождением охотничьей отрасли и, конечно же, он сегодня вызывает много вопросов и споров. Задача законодателей реагировать на те серьезные вопросы, которые возникают у охотпользователей, у охотников и граждан. Используя в том числе и площадку ГД, нужно развивать и совершенствовать данный Закон. Поэтому в ГД работает Комиссия по усовершенствованию законодательства в охотничьем хозяйстве. В ее составе заинтересованные лица и представители органов государственной власти, Министерства природных ресурсов, ассоциации «Росохотрыболовсоюз» и других организаций. Данный Закон позволит решить те вопросы, которые до сих пор мешали охотничьему хозяйству стать полноценной отраслью в экономике РФ.
 

Эдуард Бендерский: - Главным достоинством этого Закона является то, что он отрегулировал в целом столь важный для нас вопрос. Для того чтобы он заработал в полную силу, нужно принять большое количество подзаконных актов. Важно, чтобы он на практике заработал и чтобы подзаконные акты были понятны, ясны и трактовались одинаково. К сожалению, сегодня выбрана такая схема руководства отраслью – государство пошло по пути делегирования полномочий субъектам РФ. И на практике мы сегодня видим, что даже абсолютно ясные статьи Закона, приказы трактуются чиновниками на местах крайне неоднозначно и крайне неоднородно, что приводит к большому количеству проблем охотпользователям на местах. Мы представляем достаточно большое количество охотников, объединенных в ассоциацию «Росохотрыболовсоюз», и, к сожалению, мы не увидели ни одной нормы Закона, которая непосредственно направлена на общественное охотпользование. На мой взгляд, одна из задач законодательства - отражение существующего положения в охотничьем хозяйстве. А Закон заложил систему коммерциализации охотхозяйства. Мы понимаем, что такой ресурс как животный мир не может быть бесплатным, но Закон создает новые экономические рубежи для охотпользователей, и понятно, что охота в России станет намного дороже. И если мы не найдем баланса разумных интересов между частными хозяйствами, которых, однозначно, теперь будет больше, и общественным охотпользованием, то для простого охотника охота может даже станет недоступной.
 

Вячеслав Кирьякулов: - Кроме того, что я заместитель председателя Центрального Правления ассоциации «Росохотрыболовсоюз», я являюсь председателем Московского областного общества охотников и рыболовов. У нас в обществе 127 тысяч охотников. В Москве и Московской области незначительная часть богатых людей, менее пяти процентов. Остальные имеют достаток средний и ниже среднего. И наша основная задача - сделать не только для одних богатых, а для тех людей, которые ее любят и занимаются охотой всю жизнь. И независимо от их достатка она должна быть доступна. Общественные организации еще изначально, с 1862 года, создавали рациональные охотхозяйства. Через общественные организации велось неистощимое использование животного мира. Неистощимое это понятно, чтобы изымалось только та часть, которая не повлияет на дальнейшее существование вида. И вторая наша задача, с учетом неистощимого использования, удовлетворять потребности своих членов. Мы, безусловно, будем выполнять Закон и будем стараться, чтобы в Законе появились статьи, которые позволят охоте быть доступной для всех. Не буду останавливаться на таких регионах, где охота просто жизненно необходима - это Сибирь и Дальний Восток, но и в центральных регионах России много охотников с небольшим достатком, которые готовы своим трудом сделать так, чтобы уменьшилось браконьерство, чтобы было больше дичи и, соответственно, потом все это разумно использовать.
 

Владислав Мельников: - В России это уже третий Закон об охоте. Первый Закон, по-моему, был принят в 1894 году, второй - через десять лет. В советские времена такого закона вообще не существовало. Мы до последнего времени пользовались положением об охоте и охотничьем хозяйстве РФ 1960 года. Сам факт принятия Закона об охоте - исторический момент. Главное, его можно совершенствовать. В частности, вчера, на Общественном Совете в Минприроды было принято решение внести целый блок существенных поправок. Вспомним постулат Римского права: плохой закон есть закон и его следует исполнять. Закон вступил в силу с 1 апреля, но уже за такой короткий период принято много нормативных актов, которые направлены на усовершенствование охоты и охотничьего хозяйства. Как Эдуард Витальевич сказал, у нас столько толкователей этого Закона, что многие его не понимают, толкуют по-своему и создают в обществе отрицательное отношение к нему. Я должен сказать, что значительная группа влиятельных охотоведов, особенно юристов, которые причислили себя к юристам, не признают этот Закон. Они признают только тот, который был ими подготовлен, и он даже до ГД не дошел. Многим вообще никакой Закон не нужен – в мутной воде легче рыбку ловить. Какие преимущества этого Закона? Я был экспертом и разрабатывал один из проектов Закона для Минсельхоза начиная с 1991 года. Первый Закон по заказу Верховного Совета разработал Уральский институт Государства и Права. Вот мы, с Дежкиным, доктором наук по охотоведению, и другие специалисты отвергли его. И вот, наконец, приняли его. Достоинство этого Закона – что он уже существует! В некоторых проектах Закона не было даже определено, что такое угодья. Не было такой категории. Ну как же так: сельскохозяйственные угодья есть, а охотугодий нет! Нет охотугодий – нет охоты. Закон об охоте с этого начинается: что такое охотугодья. Впервые в Законе четко названы субъекты отношений, в том числе охотник и юридические лица. Нигде охотники раньше как субъекты отношений не существовали. Беда, что объединения охотников не названы - это другая проблема, и я к ней вернусь. И определены сами отношения в области охоты и охотничьего хозяйства. Это чрезвычайно важно! Т.е. Закон построен на новой концепции, применительно к рыночным условиям и применительно к той нормативной базе, которая существовала. Мы не можем работать по положению об охоте и охотничьем хозяйстве 1960 года, которая на иной юридической базе построена. Мы поэтому и не развивались без конкуренции. Мы руководствовались другими косвенными законами, а такого Закона не было. Мы все время добивались т.н. общественного сервитута для охоты – это отделения права пользования земли от права охоты. В Конституции он был определен, но сплошь и рядом нарушался. В новом Законе обошли это. Также надо было согласовывать с каждым владельцем земельного пая. Сейчас этого делать не нужно. И как сказал Владимир Владиславович, здесь сужена возможность коррупции при получении угодий. Раньше чиновники и некоторые руководители общественных организаций торговали угодьями. Сейчас государству платят, в бюджет платят. Я в заключение хотел остановиться на социальной защищенности охотников. Не вполне могу согласиться с Эдуардом Витальевичем. Я сегодня специально для этой встречи из Закона выписал несколько пунктов. Обратите внимание, в советские времена «Росохотрыболовсоюз» владел 20% охотугодий, сейчас – 14%, а в Законе сказано, что угодья общего пользования должны быть не менее 20%, и здесь все желающие могут получить охоту за небольшие деньги, кроме того, введены ограничения на максимальное пользование угодий. Слабость у Закона, и я согласен с Эдуардом Витальевичем и Вячеславом Михайловичем, в том что обойдены, на мой взгляд, наши исторические достижения в области ведения охотхозяйства общественными организациями. Дело в том, что управлять охотой, численностью охотничьих животных можно только через управлением людьми. Легче управлять охотниками через организации, и организации эти есть – «Росохотрыболовсоюз», военные охотники и др. Эти традиции были созданы 150 лет назад и никак они не были связаны с социализмом. Вот здесь, конечно, нужно внести какие-то дополнения и изменения, чтобы поддержать общественные организации, коли мы строем правовое гражданское общество и дать им определенные льготы, что существуют во многих развитых странах.
 

Владимир Мельников также ответил на вопрос, как регулируется охота, производимая с помощью технических средств и охота на Европейском севере на северного оленя.
Как раз вчера на Общественном Совете рассматривался проект Правил охоты в РФ. В этих правилах прописаны все ограничения, и охота с использованием транспортных средств запрещена, кроме охоты на волка и шакала. Проблема северного оленя. По данным учета Мурманской области, там обитает около 7,5 тысяч голов северного оленя, и там есть конфликт с домашней формой оленя. Этот вопрос вне зоны нашего регулирования – этот вопрос к Минсельхозу. Домашние животные должны иметь бирку и должны, каким-то образом быть локализованы.
 

Владислав Мельников пояснил, как в наши дни идет подготовка охотоведов в стране.
«Я лет сорок занимаюсь подготовкой охотоведов и должен сказать, что дела обстоят благополучно. У нас три школы подготовки охотоведов. Это Балашиха – в Московской области, Иркутская и Кировская. Сейчас Тимирязевская академия готовит охотоведов очной и заочной формы и, кроме того, открыли факультет в Уссурийске».
 

Эдуард Бендерский: - О правах и обязанностях штатных сотрудников охотхозяйств. Есть большое количество нареканий к их профессиональным навыкам. А самая большая проблема, которая на уровне Закона не решена – наделение их правами и полномочиями. Сегодня эта категория штатных работников никак не защищена Законом, у них есть только обязанности. Этот вопрос очень важен, и поэтому вчера на заседании Общественного Совета один из ключевых вопросов, который поставил министр - решить проблему с выделением этих полномочий. Есть различные конструкции, различные мысли, как этот вопрос решать.
 

Участников конференции волновали и такие вопросы: 1) Правда ли, что большая часть хозяйств будет выставляться на открытых аукционах? 2) Держать охотхозяйство – это выгодный бизнес?
 

Владимир Мельников: - Закон предусматривает, что закрепление охотугодий будет проводиться на аукционах. Но те охотпользователи, которые сейчас осуществляют свою деятельность на основании долгосрочной лицензии, имеют приоритетное право без аукциона перейти на новые отношения. Но с условием того, что должна быть уплачена единовременная плата, которая установлена Правительством РФ. Тем самым охотпользователи защищены от того, что их угодья будут выставлены на аукцион. А угодья не закрепленные будут выставляться на аукцион. Наверное, здесь больше положительный момент, потому что процедура аукциона четко прописана в Законе и обойти ее практически невозможно, отсюда исключается какая-либо коррупционная составляющая.
 

Эдуард Бендерский: - Я хотел бы дополнить по поводу аукциона. Даже Гражданский кодекс предусматривает понятие добросовестного арендатора, который на протяжении ряда лет выполнял свои обязанности, то у него должно какое-то преимущественное право. Мы отстаивали, чтобы это право гипотетически присутствовало: нам сказали, «Нет». 25 лет мы работали, создавали инфраструктуру, создавали правильную плотность и численность охотничьих животных, но через 25 лет мы выходим на аукцион с равными условиями с теми, кто ничего не создавал и, может, даже имеет больший стартовый капитал. Ведение охотничьего хозяйства - это убыточная деятельность, она требует огромного количества затрат, чтобы хозяйство круглый год работало и существовало. Сегодня четко выражены две категории хозяйств: частные хозяйства для себя, любимых, ресурс в которые вовлекается совсем с другого бизнеса, и выполняют представительские функции. Природа создания общественных охотпользователей всегда заключалась в том, что объедененные обществом охотники трудовыми и финансовыми усилиями создают тот ресурс, которым будут потом пользоваться. Эта суть останется и дальше, и говорить, что общественный охотпользователь в рамках рыночной экономики вообще умрет, конечно, этого не будет. Оно видоизменится – станет более узкими клубами по интересам. Я не знаю экономически прибыльных охотхозяйств. В среднем в наше охотхозяйство, которое стоит на балансе «Росохотрыболовсоюза», затратный бюджет около 10 миллионов рублей в год. И поверьте, за продажу лицензий, за услуги мы компенсируем одну треть от этого бюджета.
 

Вопрос: За счет чего покрываются убытки?

Эдуард Бендерский: - За счет бюджета Центрального правления, а в Московской области за счет членских взносов.
 

Вячеслав Кирьякулов: - Уважаемые коллеги, друзья, я хотел вас немного предостеречь, чтобы вы хорошо поняли: мы не владеем никакими угодьями. Охотхозяйство - это лицензия на пользование животным миром, которое является федеральной собственностью. Ни землею, ни полями, ни лесами охотхозяйство не владеет. Можно только иметь 20 соток, один гектар выкупленной земли под постройки. Т. е. привлекательности покупки охотхозяйств из-за земли нет. Второй момент. Поймите правильно, почему охотхозяйства убыточны? Мы работаем со стопроцентным количеством животного мира. Допустим, у вас 100 лосей, вы их подкармливаете, делаете солонцы, охраняете. А изымать можно не более 10%. Членские взносы и добровольное трудоучастие – вот за счет этого покрываются убытки. И все это делается для удовлетворения потребностей в охоте – у коммерсантов это себя и своих друзей, у общественных организаций – членов общества.
 

Владислав Мельников: - Некоторые думают, что здесь крутятся огромные деньги. Вот два представителя «Росохотрыболовсоюза» уже показали, что охота - это сезонность, и продукция остается не у охотхозяйства, а у охотников. Поэтому они никакой прибыли от этой продукции не получают и вынуждены собирать членские взносы. Не может здесь быть большой прибыли – охота для отдыха, для удовольствия, для здоровья людей.
 

Владимир Мельников: - Поверьте, есть и другие хозяйства, которые функционируют как бизнес, в чистом виде, и они прибыльны. Наш Закон утвердил охотхозяйства как отрасль экономики. Мы должны создавать условия для эффективного хозяйствования, чтобы это была неубыточная отрасль.
 

Валерий Малеев: - Я поддерживаю тех коллег, которые определились на этом рынке. Охотхозяйство будет отраслью. У нас масса примеров. В Советском Союзе пушнина была основой экспорта. Я поддерживаю Владимира Владиславовича, у нас масса примеров в нашей стране. А возьмите ближнее и дальнее зарубежье. В той же Финляндии эффективно развивается охотничье хозяйство, являясь отраслью, как и в любой другой стране. Возьмите Болгарию, Венгрию. И данный Закон – это первая ступень, это шаг, это основа для возрождения охотничьего хозяйства. Законодатель сегодня понимает, что необходим переходный период. Статья седьмая Закона дает право субъекту РФ самому регулировать количество охотугодий, в которых необходимо сохранить угодья общего пользования и количество угодий, которые можно передать, при наличии необходимых для этого условий людям, желающим заниматься ведением охотничьего хозяйства и имеющих для этого необходимые инвестиции. При грамотном ведении охотничьего хозяйства будут расти экономические показатели, вместе с этим будет развитие трофейной охоты, что сегодня дает в структуре доходов, в той же Беларуси, до 70 % . Никакие солнечные циклы не влияют на численность лосей в Финляндии, а у нас резкие скачки и колебания до 18 лет. Возьмем территорию Канады, которая сопоставима с нами по климатическим условиям, там развита промысловая охота – траперство и трофейная охота, и малочисленные народы решили свои проблемы, и охотобщества существуют. Так что Закон создает предпосылки для развития охотничьего хозяйства.
 

Подготовил Владимир Киселев фото автора

 


««« Все новости об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru