25.07.2011 | Столичный бизнес уничтожает Рыбинское водохранилище
|
Речка и ручей, составляющие вместе с Копринским бором единый уникальный природный комплекс, стали всего лишь издержками в развернувшемся освоении побережья Рыбинского водохранилища столичным бизнесом. В устье Треновки и Мухинского ручья было естественное нерестилище, куда приходили все рыбы, за исключением судака. Рыбным запасам нанесен ущерб в 22 миллиона рублей.
|
Как мы уже сообщали, 19 июля в деревню Ясенево Рыбинского района прибыли областные депутаты, представители прокуратуры и государственных надзорных органов. Поводом стали обращения в облдуму и другие инстанции жителей деревни Ясенево, а также соседних деревень и дачного массива «Приморский», расположенных на побережье Рыбинского водохранилища, там, где масштабные строительные работы в водоохранной зоне ведут столичные инвесторы.
Сначала гости побывали на новом мосту через Треновку, откуда прекрасно видно, что исчезла часть берега Мухинского ручья и образовалась бухта. И уже по новой береговой линии на берегах Треновки установлены габионные укрепительные сооружения, которые в перспективе должны обрасти причалами для солидного яхт-клуба. Правый берег Мухинского ручья превращён в огромные насыпные песчаные холмы.
Так в чём же «криминал»? Как следует из сообщений природоохранного прокурора Андрея Маркина и заместителя городского прокурора Ирины Николаевой, углубление дна и берегоукрепление, а также возведение моста через Треновку проведены без разрешений на строительство, без получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, без проекта, прошедшего экологическую экспертизу. Это нарушение Водного и Градостроительного кодексов РФ, а по квалификации Административного кодекса – самовольное занятие водного объекта. За нарушения Водного кодекса заказчик строительства – ООО «Коприно» – наказан: штраф для руководителя – страшно сказать! – 500 рублей, для ООО – 5 тысяч. По градостроительным проблемам ещё идёт проверка.
Прокуратура поинтересовалась: а почему, мол, телега идёт впереди лошади – сначала строим, потом идём за разрешением и согласованием? «Вам правду сказать? Получение всех разрешений в России невозможно», – был ответ директора Родионова.
В отношении Треновки и Мухинского ручья Родионов прав – такое разрешение он вряд ли получил бы, потому что устройство бухты, углубление дна и изменение береговой линии – это уничтожение нерестового участка, входящего в официальный перечень нерестилищ в РФ. Несколько лет назад, ещё до того, как сюда пришли тяжёлая техника и земснаряды, заказчик уже побывал в «Верхневолжскрыбводе». И получил ответ о том, что нерестилище должно остаться неприкосновенным. Выходит, заведомо зная о нарушении природоохранного законодательства, застройщик приступил к разрушению нерестилища. На этот счёт Николай Правкин, старший государственный инспектор Ярославского отдела Верхневолжского отделения Росрыболовства, дал мне недвусмысленный комментарий:
– В устье Треновки и Мухинского ручья было прекрасное естественное нерестилище, на мелководье (в болотце) сюда заходили на нерест все виды рыб, обитающих в Рыбинском водохранилище, за исключением судака. Сейчас это нерестилище фактически уничтожено, строители вынули большой объём грунта, углубив дно для судоходства. И это уже необратимый процесс.
ФГУ «Верхневолжскрыбвод» оценило ущерб, нанесённый рыбным запасам, в 22 миллиона рублей. С учётом того, сколько рыбы здесь не родится. Впрочем, как говорят специалисты, ущерб не только в этом. Масштабные строительные работы привели к загрязнению реки и ручья, а это пагубно для всего живого, обитающего в них.
Чтобы оформить всю разрешительную документацию, заказчик строительства обязан возместить ущерб. Но Дмитрий Родионов назвал эту сумму абсурдной и уверен, что в течение нескольких недель все согласования получит.
Откуда такая уверенность?
В ответе Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры одному из авторов письма Татьяне Ивановой Андрей Маркин сообщил, что «согласно заключению департамента охраны окружающей среды и природопользования, изменение дна и берегов поверхностного водного объекта (Мухинского ручья) не установлено». На выездном заседании прокурор сказал, что будет выяснять, был ли на самом деле здесь ещё Мухинский ручей… (Хорошо бы выяснить, законно ли хозяева территории ведут отстрел бобров, которые «здесь лишние».)
Глава района Александр Китаев так прокомментировал ситуацию: «С приходом инвестора мы получили обустроенную территорию, 240 рабочих мест, завод по производству канадских домиков в Погорелке. Деревня начала вымирать, там ликвидировано практически всё – и школу закрыли, и дом сестринского ухода. В планах – развитие сельскохозяйственного производства. За счёт инвестора держатся два хозяйства «Приморское» и «Молога», в планах – строительство комплекса для разведения крупного рогатого скота мясного направления, есть планы по строительству овцекомплекса. То есть я подчеркиваю: мы приветствуем приход этого инвестора и будем создавать для него все необходимые условия для его нормальной работы».
Немало удивил жителей и дачников депутат Алексей Окладников, который заявил: «Хочется попросить жителей не шантажировать и не злоупотреблять хорошим отношением инвестора …Обращение в прокуратуру по любому поводу – это нажим».
Сейчас сумма ущерба снова в стадии расчёта. Если подтвердятся 22 миллиона, то это уже особо крупный размер, и как сообщила зампрокурора Ирина Николаева, возможно возбуждение уголовного дела. По всей вероятности, к оценке привлекут учёных из Института биологии внутренних вод РАН.
Кстати, в перечне нерестилищ рыб на водных объектах Ярославской области всего 14 наименований, 13 из них – на Рыбинском водохранилище. Фактически осталось только 12. Но почему-то и после уничтожения нерестилища в устье Треновки и Мухинского ручья молчит Борок. Не слышно мнения учёных, которые на весенней конференции в Дёмине, посвящённой проблемам Рыбинского водохранилища, авторитетно заявляли о резком снижении рыбных запасов, выступали за сбережение естественных нерестилищ, за нещадную борьбу с браконьерством и ругали энергетиков, которые в ущерб нерестовым угодьям меняют уровень водохранилища.
Хочу процитировать читателям ещё один, как заявил Дмитрий Родионов, «мировоззренческий нюанс»: «Участки в Ясеневе за последние 10 лет подорожали. Сейчас посчитаю – 12 тысяч стоили 20 соток, сейчас 10 соток стоят два с половиной миллиона рублей. Это уже стала другая земля, она уже перестала быть деревенским участком. Уже стоит безумных денег, и рано или поздно это окажет воздействие и на его сегодняшнее состояние. Постепенно и жители начинают это понимать. Многие думают: продать сейчас и купить тихое место в другой деревне? Но потом они останавливаются, понимая, что на самом деле это – капитал для детей».
Ещё одной темой дискуссии на выездном заседании комитета облдумы стали и другие факты, ограничивающие права жителей и дачников побережья. В начале лета в будний день, точней, ночью, к переезду через Треновку по старой дороге подъехала бригада с тяжёлой техникой, откопала бетонные плиты, выдрала трубу, через которую бежала к устью Треновка, всё это погрузила и увезла в неизвестном направлении.
– А зачем вы вытаскивали трубы? – спросила Родионова зампрокурора Ирина Николаева. Тот ответил:
– Затем, чтобы там не ездил транспорт.
Он сослался на то, что лесная территория взята ими в аренду, большая её часть находится в водоохраной зоне, куда по закону должен быть ограничен въезд автотранспорта. С этим вряд ли поспоришь – в условиях засушливого лета решение разумное: Копринский бор того стоит. А местные жители и дачники ничего не имеют против этого, понимая, что побережье и лес после наездов диких туристов превращаются в мусорные свалки. Но, разрушив старый проезд через Треновку (кстати, эта дорога общего пользования, внесённая в реестр Рыбинского района, ведёт на участок леса, которым заведует другой арендатор – Тихменевский лесхоз-техникум), арендаторы перекрыли и пешеходный доступ в лес.
Родионов возражает: пожалуйста, путь через новый мост открыт для всех. Но селяне не хотят делать лишний крюк и требуют восстановить пешеходный переход через речку. К тому же по новому мосту охрана пускает народ выборочно. Недавний пример – шлагбаум перед погорельскими детьми на велосипедах так и не открыли. В документе, который лежит у охранников, нет пункта, разрешающего пешеходный доступ через мост. Но если доступ открыт, почему бы не указать это в аншлаге для всеобщего обозрения?
Ясеневцы рассказали и о том, что на небольших пляжах в границах деревни купаются и взрослые, и дети. Но здесь же на огромной скорости носятся водные мотоциклы и катера, подвергая опасности жизнь купающихся людей.
Глава района Александр Китаев, глава поселения Василий Дьяков и директор нескольких фирм-инвесторов Дмитрий Родионов пообещали решить «эти мелкие вопросы» в ближайшие несколько дней.
Марина Морозова, sevkray.ru
Другие статьи на эту тему:
««« Все новости об Охоте и Рыбалке
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.
|