Мировой финансовый кризис показал несовершенство нашей экономической модели и необходимость ускоренного развития секторов «новой экономики». Прежде всего инновационных и информационных отраслей, формирование нового технологического уровня промышленности и решение на его базе задач социально-экономического развития страны. Как современные технологии инновационных и информационных отраслей пробивают себе дорогу в одной из старейших отраслей хозяйственной деятельности человека -- рыболовстве? Об этом специально для «Времени новостей» журналист Владимир ГУНДАРОВ попросил рассказать руководителя Федерального агентства по рыболовству Андрея КРАЙНЕГО.
-- Специалисты утверждают, что между космосом и гидрокосмосом много общего. И хотя опыт рыболовства насчитывает многие тысячелетия, а первый искусственный спутник Земли мы запустили всего лишь чуть более полувека назад, сегодня трудно представить сейнер или траулер без аппаратуры спутниковой связи и навигации. Какую роль играют космические технологии в современном рыболовстве?
-- К хорошему привыкаешь быстро. Без космических технологий сегодня уже не обойдется ни одно судно в море. Рыбаки активно пользуются навигацией, связью, широкополосным доступом в Интернет. Постоянно идет мониторинг морской обстановки, обмен данными о работе рыбопромысловых судов и многое другое.
Мы пользуемся услугами Автоматизированной реляционной геодисциплинарной оперативной системы АРГОС (ARGOS), состоящей из нескольких ретрансляторов на спутниках американского метеоведомства NOAA, Международной глобальной системой спутниковой связи Инмарсат (INMARSAT), а также глобальной системой позиционирования (GPS) военного ведомства США, другими спутниковыми каналами обмена информацией.
-- Вы назвали зарубежные аналоги наших глобальных систем навигации и связи, таких как ГЛОНАСС и «Гонец». Почему российские судовладельцы выбирают зарубежные, а не на отечественные системы?
-- Когда время морских секстанов, подзорных труб и даже коротковолновых радиопередатчиков безвозвратно стало уходить, у нас не было другого выбора. Просто зарубежные системы навигации и связи были развиты в большей степени. Сейчас ситуация на рынке космических технологий и услуг меняется. У нас появился выбор между отечественными и зарубежными системами.
Мы были готовы перейти на систему ГЛОНАСС уже в 2008 году, однако она тогда еще не обеспечивала стопроцентного покрытия территории России. Сейчас навигационное поле охватывает всю территорию нашей страны и почти всю поверхность Земли -- 94% территории планеты. Поэтому мы считаем, что настало время эффективно пользоваться услугами отечественной навигации и связи. У меня есть информация, что в скандинавских странах уже по-хорошему позавидовали этому соглашению. Там рыбаки знают, что навигационные системы СССР и России никогда не загрублялись, то есть не делались менее чувствительными и точными, даже при вооруженных конфликтах. В противном случае судно может не пройти фарватер, разобьется о скалы, а самолет не сядет на посадочную полосу.
-- В августе 2009 года «Росрыболовство» и «Роскосмос» заключили соглашение о сотрудничестве в области развития и использования космических систем, средств и технологий. О чем конкретно договорились два ведомства?
-- Мы договорились о том, что российские суда, а их сегодня около 3 тыс., и наземные центры сбора информации отраслевой системы мониторинга в ближайшее время воспользуются услугами системы ГЛОНАСС, включая широкополосный доступ. Система ГЛОНАСС обеспечит суда навигацией, космической информацией оптического, спектрального и других видов дистанционного зондирования поверхности Мирового океана, будет решать задачи позиционирования судов и контроля за их перемещениями.
Кроме того, соглашение о сотрудничестве предусматривает системные исследования по обновлению основных направлений развития космической техники социально-экономического и двойного назначения с учетом задач, решаемых «Росрыболовством».
Координировать всю эту работу от «Роскосмоса» будет Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения, от «Росрыболовства» -- Центр системы мониторинга рыболовства и связи.
-- Вице-премьер Сергей Иванов однажды на заседании Госсовета заявил, что для борьбы с браконьерством надо как можно быстрее оснастить каждое судно ГЛОНАСС, потому что пограничный катер к каждому кораблю, занимающемуся рыболовством, не приставишь. А ГЛОНАСС сразу определит, чем занимается то или иное судно. Будете ли вы следовать этому совету?
-- В планах модернизации рыболовецкого флота одним из основных пунктов стоит оснащение наших судов приборами отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. С помощью функциональных дополнений к ней мы сможем определять не только местоположение рыболовецких судов, но также и степень их загрузки. Сравнивая эти данные с судовыми суточными донесениями, можно будет точно сказать: весь улов доставлен на российский берег или какая-то часть перегружена в море на другие суда, имеющие право сдавать морские биопродукты в зарубежных портах. Сейчас это, к сожалению, один из самых распространенных способов сплавлять нашу рыбу налево. Таковы особенности национальной рыбалки.
Аппаратуру функциональных дополнений ГЛОНАСС мы установим в первую очередь на суда, ведущие промысел в Дальневосточном бассейне. Это будут суда компаний, имеющих разрешение на вылов валютоемких морепродуктов: всех видов крабов, морского ежа, минтая.
-- А есть ли гарантия, что среди рыбаков не найдутся умельцы, которые захотят «подправить» показания приборов контроля?
-- Да, такие случаи уже зарегистрированы в других отраслях и на муниципальном транспорте. Но, во-первых, терминал ГЛОНАСС я бы назвал вандалоустойчивым. Он как банкомат, его фомкой не возьмешь. Во-вторых, система криптозащиты такова, что вскрыть или перепрограммировать терминал может только официальный представитель государственного надзорного органа. Если это попытается сделать кто-то другой, тут же поступит сигнал о попытке несанкционированного проникновения в систему. И на берегу узнают, где, когда и на каком судне это произошло. В новой редакции закона о рыболовстве прописано положение, что данные отраслевой системы мониторинга могут быть использованы как доказательная база при правонарушениях. За нарушения мы можем лишать компании долей квот. В таком случае любой рыбак перед тем, как совершить что-то противозаконное, десять раз подумает.
-- Нетрудно предположить, что некоторые судовладельцы и капитаны судов без восторга воспримут введение, по сути, тотального контроля за их деятельностью да еще и за их же счет. Ведь им самим придется покупать и устанавливать аппаратуру на своих судах. А если они откажутся это делать?
-- Действительно установка технических средств на суда идет за счет судовладельца. Государство оплачивает только трафик. Но оно представляет интересы всех граждан и обязано контролировать рыбную отрасль в интересах россиян. А каждое судно в соответствии с законодательством должно быть оборудовано техническими средствами контроля. Хотя я предполагаю, что далеко не всем судовладельцам понравится такой исход событий. Но давайте думать и жить еще и в интересах страны. После внедрения в рыболовстве ГЛОНАСС произойдет не просто замена одной навигационной системы на другую. Российские рыбаки, таким образом, уйдут из-под контроля других государств.
Мы понимаем, что, используя зарубежную систему позиционирования, тем самым действуем непоследовательно. Ведь мы сориентировали весь рыбопромышленный комплекс на поставку морских биопродуктов на российский берег. Мы инвестируем в отечественный рыбопромышленный комплекс, а вот что касается космической составляющей, получается, что инвестируем в зарубежные компании. Так что есть и определенная политическая составляющая в смене системы навигации.
Наконец, существует еще одна причина перехода с GPS на ГЛОНАСС. Замена первого спутника GPS была намечена на 2007 год, однако несколько раз откладывалась и теперь должна произойти в ноябре 2009 года, то есть с опозданием почти на три года. В связи с этим эксперты американского государственного контрольного управления предупреждают, что качество работы GPS, возможно, начнет ухудшаться уже в будущем году, и это приведет к регулярным отключениям и сбоям в системе. Поэтому ГЛОНАСС становится с каждым днем наиболее предпочтительным для нас.
Источник: http://vremya.ru
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.