Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2019
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Охота 2017, сроки охоты 2017, рыбалка, отдых

Статьи об Охоте и Рыбалке

09.09.2009 | Царская охота

Издревле охота с ловчей птицей была не столько способом добычи охотничьих трофеев, сколько искусством и развлечением одновременно.Не утратила она своего значения и доныне. Сегодня в мире с ловчей птицей охотятся энтузиасты в Казахстане, Германии, Японии, Италии, Испании, Пакистане, Англии, Объединенных Арабских Эмиратах, Венгрии, и многих других странах.

Орлан - фото Андрей Шалыгин

Издревле охота с ловчей птицей была не столько способом добычи охотничьих трофеев, сколько искусством и развлечением одновременно.Не утратила она своего значения и доныне. Сегодня в мире с ловчей птицей охотятся энтузиасты в Казахстане, Германии, Японии, Италии, Испании, Пакистане, Англии, Объединенных Арабских Эмиратах, Венгрии, и многих других странах.

Сложно ныне в России назвать хотя бы одно место, где охота с ловчей птицей до сих пор остается профессиональной и традиционной. Пожалуй, только казахские беркутчи сегодня все еще верны древним традициям.

Охота с ловчей птицей

Сакральность действа, когда ловчая птица, как бы по мановению свыше, действует в интересах ловчего, завораживает. Именно поэтому саму охоту всегда возводили не просто к преследованию дичи, а как бы к демонстрации благоволения Небес к воле самого охотника. От результата такой охоты выводили и благорасположенность Бога ко всей деятельности самого охотника – удастся ему самому закогтить избранную добычу или нет.

Соколиная охота на Руси – это не только яркая страница истории России, но и символ национальной традиции, отмеченный царскими указами и даже покровительством православного святого. Русские люди, будучи охотниками по своему исконному происхождению, не просто любили охоту, возводя ее символику в сферу духовности, но и связывали с ней весь свой быт с незапамятных времен, включая главные потехи царского двора, о чем повествуют древние предания, летописи, песни и сказания. На Руси соколиные дворы держали еще князья Олег и Игорь. Судя по былинам, существовала соколиная охота и при князе Владимире – крестителе Руси, который не искоренил ее, посчитав языческим пережитком. Так, в одной былине об Илье Муромце сказано: «Подъехал Илья Муромец к Сафат-реке, и увидел он богатыря в чистом поле … спускал с руки ясного сокола …»

Не смотря на то, что соколиная охота существовала еще в древние времена, период ее небывалого рассвета пришелся на время правления царя Алексея Михайловича Романова. По приказу царя в столицу ежегодно привозили более двухсот ловчих птиц - соколов, ястребов, кречетов, сапсанов, копчиков и балобанов. Круглые сутки при птицах в дворцовых селах – Покровском, Коломенском, Сокольниках, находилось более ста сокольничих. Причем увидеть таинственных птиц в кретчатне не удавалось никому из посторонних. Связующая нить ловчей охотничьей птицы и царской власти прослеживается даже в геральдике. Орел, как символ царской власти появился во времена Ивана Грозного далеко не случайно, а как символ давно укоренившейся древней традиции, унаследованной еще от Византии.

Сокольничий был не просто доверенным лицом царя, но и постоянным спутником, а зачастую и советчиком, поэтому поступить на эту службу было очень не просто. Зачисление на службу производилось по присяге, при которой присутствовали не только люди, но и птицы – именно они были главными гостями церемонии. Процедура открывалась «Наряжанием птиц» - символическим надеванием на птиц обнасцов, клобучков и колокольцев. Не забывали в этот торжественный момент и о том, что нет настоящего сокольничего без коня – для этого в избе, где ждали государя, помещался стог сена, накрытый попоной. Вокруг сена – четыре стула для четырех лучших птиц. Весь ритуал был исполнен глубоким смыслом, сокольничему вручалась перчатка, и только после этого он брал на руку сокола.

Процедура была настолько торжественна и полна таинственного смысла, что ее неоднократно запечатлевали на своих картинах не только знаменитейшие русские художники, например Лесков, Сверчков, но и иностранные живописцы, специально приезжавшие для этого ко двору. Более того, имеются даже картины, на которых изображены сами западные мастера, пишущие с натуры сокольников, расположившись в царских палатах вместе с Алексеем Михайловичем, благосклонно взирающим на тех и других.

соколиная охота, святой трифонОхотился царь почти каждый день, а то и чаще: «после раннего кушанья» или «до и после столового кушанья». Не торопясь, в сопровождении сотни служителей – воинов, охотников, конюхов, царь приезжал на место охоты, где уже были готовы шатры и все необходимое для его забавы. По сигналу царя, от громких звуков охотничьих рожков птицы взлетали в небо, после чего один за другим срывались ловчие птицы с рук сокольничих, и поражали добычу. После охоты самого удалого сокола преподносили царю, что бы тот полюбовался хорошей птицей.

Надо сказать, что во времена Алексея Михайловича охота стала не только излюбленной забавой, но и приобрела политическое значение – налаживать контакты с соседними странами было намного приятней именно во время охоты. Присутствовали на царской охоте члены царской семьи и приглашенные иностранные послы. Ловчие птицы преподносились в качестве ценнейшего дипломатического подарка, а обмен охотничьими трофеями приводил к добрым отношениям между соседями. Даже в современном мире хорошая ловчая птица стоит куда больше хорошего автомобиля.

Любили охоту Петр II, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна, любят ее по всей России до сих пор. Сегодня не просто найти людей, возрождающих традиции национальной конной охоты с ловчими птицами, потому что это «удовольствие» совсем не из дешевых. Для этого нужно иметь не только профессиональных егерей-ловчих, станции по выращиванию и натаске ловчих птиц, станции по разведению дичи, конюшни, псарни, да и собственно охотничьи угодья, где все это содержать, но и быть энтузиастом возрождения национальных традиций, так как никакого дохода с такими затратами от всего этого занятия получить просто невозможно. Но настоящие ценители национальных русских традиций еще остались, и старательно возрождают охоту с ловчими птицами. Именно этим и занимается Национальный Фонд Святого Трифона, покровителя охотников и рыболовов.

Назван Фонд в честь покровителя охотников и рыболовов Святого Великомученика и Чудотворца Трифона.
Согласно Житию, Святой Трифон с юных лет был распространителем христианской веры и прославился чудесами. У него был дар исцелять болезни, изгонять бесов. Существует предание, что однажды на охоте у Великого князя Московского и всея Руси Ивана Калиты, улетел любимый кречет, и князь приказал сокольнику, во что бы то ни стало, разыскать его. На третий день безуспешных поисков уставший сокольник уснул под деревом с молитвой к Святому Трифону на устах. Во сне к сокольнику явился Трифон с княжеским кречетом, а когда сокольник проснулся, потерянная птица была в его руках. На месте где сокольничему явился Святой, недалеко от Марьиной рощи в 1492 году была построена белокаменная церковь Святого Трифона.

Не смотря на столь активную и разностороннюю деятельность Национального Фонда Святого Трифона, реализация его главной задачи – это возрождение традиций русской национальной охоты. «С каждым днем все больше и больше почитателей и ценителей охоты с ловчими птицами обращаются в Фонд как для самой охоты, так и для того, чтобы оказать посильную помощь во всех наших начинаниях, рассказала исполнительный директор Национального Фонда Святого Трифона Евгения Георгиевна Ткач. - Ведь ловчая птица – это воплощение самых смелых людских представлений о свободе, справедливости и красоте. У ловчих птиц нет инстинкта подчинения лидеру, они лишь достигают общих целей на равных основаниях – именно к этому и стремится человек в наше время, именно это помогает осуществлять наш Фонд».

соколиная охотаНациональный Фонд Святого Трифона не одинок в своих устремлениях. Например, «Соколоффонд» ставит перед собой не менее амбициозные цели и задачи, реализуя «Программу Возрождения Соколиной Охоты России». В Фонде считают, что программа - это система взаимосвязанных по ресурсам и содержанию, идей и действий, направленных на возрождение в России искусства охоты с ловчими птицами, как важной части культурного наследия и нравственного возрождения российского общества. Фонд не более не менее стремится: - сделать Россию XXI века лидером искусства Соколиной охоты; - сделать охоту с ловчими птицами цивилизованной, популярной и доступной всем гражданам России (в т.ч. женщинам и детям); - восстановить и сохранить численность диких хищных птиц; - воспитать современного охотника и гражданина, в духе патриотизма, демократических ценностей и экологического мышления.

Глубоко символично, что в Кремле существует целая служба, занимающаяся содержанием ловчих птиц, которые охраняют символ России от ворон. Пятнадцать лет назад в Кремле была организована Орнитологическая служба биозащиты, взявшая на вооружение опыт соколиной охоты. Во время утренних и вечерних «выгулов» сородичи сапсанов – соколы-балабаны и ястребы-тетеревятники забивают 10-15 ворон. Министерство Обороны регулярно заказывает для ее нужд белых нелинейных мышей (особей женского пола), что даже внесено в Госсзаказ с проведением тендеров.

По всей России действуют питомники хищных птиц и клубы любителей охоты с ловчей птицей. Например, Питомник хищных птиц заповедника «Галичья гора» (ВГУ) работает с 1990 года. Основным направлением деятельности является восстановление популяций редких видов хищных птиц путем реинтродукции в природу выращенных в неволе молодых особей. Выпускать слетков соколов-балобанов, рожденных в питомнике, питомник начал с 1990 года. Всего выпущено на волю около 200 особей.

В 2008 года съезд любителей соколиной охоты прошел на берегу Дона именно в липецком заповеднике «Галичья гора». Заведующий питомником хищных птиц заповедника Петр Дудин, сообщил, что на съезд прибыло около 40 сокольников со своими птицами из России, Белоруссии, Украины и других стран. «За последние годы это уже шестой съезд российских любителей соколиной охоты, три из которых в разное время проходили на базе нашего заповедника», - подчеркнул П. Дудин. - Сегодня на «Галичьей горе» в научных целях и для воспроизводства содержатся около 70 хищных птиц 14 видов.

К великому счастью хищные птицы до сих пор водятся даже в самой Москве. Лучшее место в Москве для сокола-сапсана – окрестности МГУ на Воробьевых горах. И это – символично! Именно отсюда – с красивейшего и самого высокого берега реки Москвы в черте современного города — князь Юрий Долгорукий впервые обозрел окрестности и подумал: «Верно, — подсказало явившееся перед этим знамение, – здесь стоять граду великому!» Это решение князя оказалось судьбоносным, пророческим, на что обратил внимание Антон Павлович Чехов, который сказал о Воробьевых горах: «Кто хочет понять Россию – должен посмотреть отсюда на Москву».

картинка

Сокольники, Соколиная гора, Сокольничья улица. Эти названия - дань памяти древней русской забаве. На Руси даже монеты чеканились с изображением ловчего и сокола-сапсана. Птицы гнездились на колокольнях, а в советские времен облюбовали сталинские высотки с их многочисленными карнизами и башенками. Но к середине 60-х годов почти исчезли в Московском регионе.

На Воробьевых, русский сокол «держался» во второй половине ХХ века до последнего. С 1953 года, когда было построено высотное здание Московского университета, соколы-сапсаны даже облюбовали для гнезд его многочисленные шпили и карнизы. Так продолжалось около десяти лет, до начала 1960-х. На эти годы приходится пик применения печально известных пестицидов. Вскоре от этого смертельно опасного средства борьбы с сельхозвредителями отказались. Но было уже поздно: пестициды «подорвали экологию» не только бывшего СССР, но и многих других стран и, как считают ученые, нанесли непоправимый урон популяции русских соколов. В столице последнее гнездо птицы — живого символа Москвы — нашли в 1968 году на территории национального парка Лосиный остров. Сейчас, - говорит Александр Сорокин, руководитель Русского соколиного центра, - соколы из их питомника вновь обустраиваются в столице. Наблюдатели Союза Охраны Птиц России, к счастью, отмечают, что сокол действительно живет в черте Москвы.

Популяцию сокола-сапсана уже в течение нескольких лет пытаются восстановить специалисты Русского соколиного центра ВНИИ охраны природы. В их питомнике обитает около 20 видов пернатых хищников, в том числе и подвид, завезенный из Германии, Швейцарии и других стран. А вот отечественного генофонда русского сокола здесь нет. Однако на помощь профессионалам разведения соколов выступают и многочисленные любительские организации.

Питерский Сокольничий Клуб "Кречет" был создан в 1997 году, как объединение людей, интересующихся соколиной охотой. Клуб "Кречет" работает по нескольким направлениям. Развитие соколиной охоты не является целью существования Клуба, а служит средством достижения природоохранных, образовательных, просветительских и воспитательных задач. Как утверждают организаторы в своих анонсах: «Для нас понятие "Сокольник" - больше, чем просто человек с птицей на руке, занимающийся любимым делом. Он должен взять на себя ответственность за судьбу хищных птиц и природы в целом. Он, прежде всего, должен быть Человеком с большой буквы и понимать, что сокольничество не развлечение, - а серьезное благородное дело. Поэтому мы по-новому смотрим на соколиную охоту и стараемся быть авангардом сокольничей культуры 21 века». Некоторое время «Кречет» даже проводил «Слеты сокольников Северо-Запада России» и снимал фильмы. Однако со временем эти инициативы заметно угасли.

Однако не только в Москве и Питере растет число поклонников соколиной охоты. Чуть ли не в культовое занятие онасоколиная охота превращается в арабских странах. Поэтому, как рассказал Александр Сорокин, контрабанда сапсанов становится рядовым явлением. Сотрудники Центра разводят редких соколов-балабанов, черных коршунов не только для охоты. Специально обученные ястребы-тетеревятники отпугивают бесцеремонных столичных голубей и ворон от архитектурных памятников Кремля, разгоняют опасное скопление птиц на аэродромах.

Если соколиная охота распространена и в других странах, то охота с беркутом на зайцев и лис является достопримечательностью Средней Азии. В этом году казахские охотники собрались в Астане, чтобы продемонстрировать свое мастерство, которое было практически предано забвению в советские времена. По словам охотников, они хотят донести молодому поколению традиции их предков. Соколиная охота была всегда популярна среди правителей Казахстана. Наездник с хищной птицей, сидящей у него на запястье, давно стал символом азиатских степей. При советском режиме охота считалась элитным занятием, и власти пытались препятствовать ее распространению. Однако после того как Казахстан получил независимость 13 лет назад, интерес к охоте в стране стал расти. Сегодня в Казахстане насчитывается около 40 официально зарегистрированных сокольничих. Многие казахские охотники живут в соседней Монголии.

Хорошо видно, что сама по себе идея соколиной охоты как таковая в России находится в состоянии разрозненной реализации любителями-энтузиастами да в качестве неосновной деятельности для некоторых профессионалов. Именно поэтому Национальный Фонд Святого Трифона, покровителя охотников и рыболовов, избрал возрождение соколиной охоты на Руси одним из основных направлений своей деятельности по восстановлению русских традиций. Фонд ставит своей целью объединение профессионалов и энтузиастов этого редкого национального искусства под своей эгидой и оказание им помощи в нелегкой миссии реинсталляции исконных традиций нашей Великой Страны.

Подробно о методике вынашивания, тренировки и обучении ловчей птицы можно узнать из специальной литературы, а также проконсультироваться у егерей Фонда. Из книг и публикаций мы можем порекомендовать статьи казанского сокольника Ильдара Еналеева в журнале «Охота и рыбалка XXI век», труды В.Е.Флинта и А.Г.Сорокина «Сокол на перчатке» и В.М.Федорова, О.Л.Малова «Соколиная охота».

Все, кто желает оказать посильную помощь в деле возрождения соколиной охоты на Руси может в любой момент обратиться в Национальный Фонд Святого Трифона. Вместе мы возродим исконные традиции России.

Алена Бацман

Охота с ловчей птицей

"Сложно сегодня говорить о настоящей традиционной российской охоте с ловчей птицей. "Галичья гора" сегодня уже потеряла свой статус и уровень представительства, даже любители туда если и едут, то весьма неохотно, да и воспроизводства как такогого там уже нет. Питерские энтузиасты в свое время хорошо начали, но нынче уже и практически закончили с коллективным сотрудничеством. Остались лишь единичные энтузиасты. Господин Соколов, в единственном числе представляющий свой "Соколофф-фонд" скорее проповедует некую собственную полугерметическую-полурелигию, в которой человек служит птице, а не птица человеку, да и направленность его практической деятельности в основном представительская, да в обеспечение шоу.

Все остальные, если и держат ловчую птицу, то только для себя. Охотой с ней занимаются буквально единицы. Основной удел большинства ловчих птиц, содержащихся сегодня в России - обеспечение шоу, да коммерческой фотосьемки, что особенно характерно для южных регионов и обеих столиц. В Кыргызстане, в октябре прошлого года, прошел традиционный охотничий Фестиваль «САЛБУРУН 2008», Иссык Кульская область, село Боконбаево. Будет он и в этом году. Пожалуй, это единственное место где на территории бывшего СССР еще можно встретить настоящую охоту с ловчей птицей. Понимают это и за рубежом. Арабы воспринимают нас только как вероятного поставщика белых птиц, стоимость которых может доходить до 15 000 долларов США.

Национальный Фонд Святого Трифона во главе с Анджеем Рышардовичем Мальчевским пытается сегодня выстроить некий план по реконструкции древних охот царя Алексея Михайловича, чьим сокольничьим как раз и был Трифон Патрикеев. Об успехах говорить рано, но такое желание и практические действия на лицо. Время покажет как это выйдет у Фонда на практике. По крайней мере, на следующий год в планах Фонда имеется найм и опытных сокольников, и разведение самих соколов".

Андрей Шалыгин

Энциклопедия ловчего:

 


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2019 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2019 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru