Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Статьи об Охоте и Рыбалке

17.08.2012 | Палехская миниатюра умирает?

Ивановская область славилась не только своими ткацкими фабриками. Здесь расположены город Юрьевец – родина знаменитого режиссера Андрея Тарковского, Палех, прославившийся на весь мир как родина лаковой миниатюры, Плес, так притягивавший к себе творческих людей во все времена и запечатленный на полотнах великого Левитана.

Именно Плес за последние пять лет был внезапно по достоинству «оценен» власть предержащими, вплоть до самого высокого уровня. Здесь сбылась мечта высокопоставленных волжских «дачников» – совместить свой новоевропейский яхтенный, горнолыжный, гольф-клубный и прочий элитарный отдых с принятием гигантских инвестиций на это же самое.

В Интернете Плес уже окрестили русской Швейцарией, Давосом и княжеством Монако. Народ же свои названия дал: «волжская Рублевка», «город главного туриста» и тому подобное. А что? Подумаешь, в заморском Монако всего два квадратных километра живописной земли вдоль берега моря, а в плесской округе вдоль Волги – целых три.

В 2011 году исключительно на реконструкцию Плеса, в котором всего 2,5 тысячи горожан, из федерального бюджета по целевой программе туризма выделили гигантские деньги (по миллиону на душу!) – 2,5 млрд рублей. Их обещано направить на строительство дорог, мостов, причалов для яхт и даже долгожданной системы канализации, которой здесь никогда не было. Но самое главное, не скрывают разработчики проекта – это объекты высочайшего турсервиса. Гостиницы, развлекательные центры – опять же для заезжих вип-туристов!

Последние лет пять в Плес приезжают отдыхать и даже жить исключительно очень богатые туристы и дачники, воображая себя последователями глубоко интеллигентных великих Левитана, Чехова, Репина, Шаляпина. Покупают дорогие дома по ценам, сопоставимым со столичными. И для них (и исключительно для них) благоустраивается всеми любимый Плес.

город плес

Неправда, говорят «перестройщики», с Милой горы иногда скатываются на самодельных досочках (не сноубордисты со снаряжением стоимостью 50 тыс. руб.), а простые мальчишки. В отели и рестораны заглядывает местный «средний класс». Но какой «средний класс» в Плесе, где больше трети населения города за чертой бедности? Говорят, туризм дает плесянам работу. Например, подсобными рабочими в рестораны и туркомплексы за весьма скромную плату...

А в основном люди, живущие в Плесе, работают: в совхозе-техникуме (еле выживает); около 300 человек – в санатории туберкулезных больных (который из-за нежелательного соседства с резиденцией президента собираются «перепрофилировать» вопреки закону в кардиоучреждение); многие мужчины перебиваются временной подработкой на строительстве дач и коттеджей и охранниками в частных фирмах.

И главное – новыми отелями и ресторанами владеют фирмы, учредители которых зарегистрированы в Москве. Значит, их налоги не пополняют бюджет области.

Вот тут вспомним советские времена, в которые часть жителей Плеса работали на полях гиганта совхоза-техникума, а часть – на фабриках города Приволжска. Сейчас фабрики стоят, ждут инвестиций. Но, конечно, гораздо интереснее, чем возрождать текстильную промышленность для народа, развивать вип-туризм для избранных.

Впрочем, и тут процветает показуха (слово, реанимированное небезызвестным ивановским доктором Иваном Хреновым): гостям города демонстрируется памятник архитектуры – дом, где в XIX веке была пожарная часть (тут снимали «Золотого теленка» с Олегом Меньшиковым). Но если отойти на пять метров во дворы, увидишь ужасный деревянный туалет с растекшейся зловонной лужей. Так живут простые люди.

На пустующих просторах прилежащих деревень и сел планируют строить гольф-поля и вертолетные площадки. По шоссе от Приволжска к Плесу несутся на бешеных скоростях мимо закрытого теперь глухим забором местного погоста (ну не хочется им думать о смерти) невиданные авто. Но все это лишь мираж для местных жителей, которые не могут мыслить категориями высочайшего турсервиса, а думают в основном, как заработать на жизнь.

Незавидна судьба и другого легендарного населенного пункта Ивановской области – Палеха. Жемчужина России, родина жар-птицы, художественный центр мирового значения – так называют Палех в путеводителях, которые никто не читает. Потому что ни туристы, ни коллекционеры сюда давно не ездят.

Уникальный палехский промысел высоко ценился и активно поддерживался государством при советской власти, и после распада СССР и открытия границ палехские шкатулки и броши активно скупали западные коллекционеры. Для многих миниатюристов лихие 90-е стали годами сытости и процветания. Художники не успевали писать, за шкатулками заказчики выстраивались в очередь. Когда многие россияне сидели без работы и чуть ли не голодали, миниатюристы покупали машины, строили особняки. Дома эти и сейчас красуются – несколько обветшавшие – в центре поселка, на улице, прозванной в народе «Улица миллионеров». В 90-е село благоустроилось, здесь ремонтировали дороги, обновляли фасады зданий, сажали деревья.

палехская миниатюра

Однако рухнуло все довольно быстро. Сегодня лаковый промысел приносит даже именитым мастерам не больше 10 тысяч рублей в месяц. А начинающие миниатюристы могут заработать и того меньше – 5–6 тысяч. Шкатулки и броши с жар-птицами стали никому не нужны. Причиной всему дешевые подделки под Палех. На волне растущей популярности палехской миниатюры быстро нашлись умельцы, которые нанимали художников для копирования работ известных палехских мастеров. А многие поступали еще проще – наклеивали открытки на фанерные шкатулки, покрывали лаком и продавали по 10 долларов. Таких подделок много не только у лоточников, но в приличных сувенирных магазинах. Художники пытались защитить свои работы авторскими подписями, но их с легкостью подделывают. А обращаться в суд, отстаивать свои авторские права никто из палешан так и не решился. Подделки подорвали интерес иностранных заказчиков к Палеху, да и мода на миниатюру прошла. Занятие лаковой миниатюрой стало непрестижным. В художественное училище абитуриентов сегодня калачом не заманишь. Когда-то конкурс был до 10 человек на место! Палех теряет художников, миниатюра умирает.

Чтобы как-то заработать, художники занимаются росписью храмов по всей России, образуют специальные бригады. За работу на росписи храмов неплохо платят – до 2 тысяч рублей в сутки. Однако для художников эти шабашки оборачиваются потерей навыков палехской росписи.

Работа это тяжелая – справляются только молодые сильные мужчины. Мотаются по всей стране: от Москвы до Урала. Жить часто приходится без элементарных удобств, без горячей воды... Но другого выхода нет – надо кормить семьи.

Постепенно пустеет и другой известный ивановский городок – Юрьевец. Помимо того что это родина знаменитого кинорежиссера, Юрьевец прославился тем, что здесь были сосредоточены основные рыбопромысловые мощности Ивановской области. Между тем сохранить их не удалось. Юрьевецкий рыбцех, который осуществлял лов на всей территории Горьковского водохранилища, уже который год не функционирует. В связи с этим в районе фактически прекратилась промышленная переработка рыбной продукции, благодаря чему лишились работы сотни юрьевчан.

После закрытия рыбзавода Юрьевец стал городом потенциальных чернорабочих-лимитчиков. И стар и млад отправляются в Москву на заработки. А город, оставшись без налоговой поддержки, ветшает и разваливается. В Юрьевце сейчас экономично снимать фильм о войне – декораций строить не надо – тут и так одни развалины. Не потому ли гостей международного кинофестиваля «Зеркало», посвященного памяти режиссера, размещают в Плесе, а не в Юрьевце – показывать город, где провел детские годы Тарковский, сегодня просто стыдно.

Остался у Ивановской области еще один бренд – «текстильный край», «город невест», но и он уже не актуален. Большинство ткацких фабрик закрыто, в помещениях многих из них открыты торговые центры, а бренд «ивановские ситцы» – не более чем обман. На городских ярмарках продают комплекты постельного белья, пошитые из тканей, произведенных в Пакистане, Индии, Турции. Выжившие фабрики работают на старом, неэффективном оборудовании, многие из них на грани банкротства. На этом фоне строительство вип-курорта в Плесе выглядит, мягко говоря, неэтично. Впрочем, об этике здесь, видимо, мало кто заботится.

Елена Батуева

Другие статьи на тему Народные промыслы:


««« Все статьи об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru