Написать письмо Карта сайта Печать страницы РСС
Статьи об Охоте
Осенняя охота 2021
Охота Тверской обл.
Энциклопедия
Красная книга рыболова
Реклама на сайте
Охотничьи птицы
Календарь охотника
Календарь рыболова
Словарь охотника
Книги об Охоте
Кухня рыбака
Заповедники России
Охотминимум
новости охоты

Реклама на сайте

National Explorer - Национальный проводник - Ваш проводник по России

 

 

поиск, подписка

Рассылка новостей охоты и рыбалки
статьи об охоте

Охота на гуся Охота на гуся Охота на утку Охота на утку Охота на лося Охота на лося Охота на
зайца, лису
Охота на зайца, охота на лису Охота на
кабана
Охота на кабана
 
Охота на глухаря   Охота на глухаря Арбалетный тир Арбалетный тир Рыбалка на Волге Рыбалка на Волге Отдых на Волге Полеты на дельталете Подводная 
охота
Подводная охота
 
Охота на
фазана
Охота на фазана Энцикло-
педия
Энциклопедия Охотничьи
собаки
Охотничьи Энциклопедия
ловчего
Энциклопедия ловчего Книжная
полка
Книжная полка, библиотека

Купить охотничий лук, арбалет для охоты, стрелы для охоты, комплекс выживания, охотничью рогатку 2021

Новости об Охоте, Рыбалке и Туризме

19.05.2011 | Судьба таежной фактории

На территории Красноселькупского района функционирует несколько таежных факторий, которые играют большую роль в обеспечении население продуктами первой необходимости и промышленными товарами. В труднодоступных местах побывали Юрий Худи, ведущий специалист департамента коренных малочисленных народов ЯНАО, и корреспондент ГУ «Газета «Няръяна Нгэрм» Хабэча Яунгад.

Для того, чтобы попасть вообще в Красноселькупский район, нужно сделать полет на воздушном лайнере из Салехарда в Тюмень, а оттуда в село Тольку — первый пункт прибытия. Виктор Ямов, директор агрофирмы «Толькинская», в подчинении которого находится одна из факторий «Кикки-Аки», встретил нас в аэропорту. Побеседовав с Виталием Федоровым, главой администрации села Толька, решили утром следующего дня отправиться к населенному пункту.

Красноселькупский район

Нашими попутчиками стали Виктор Ямов и Валентин Карнаев, специалист районного отдела коренных народов. Человек очень интересный, знающий таежный край. Большой любитель природы. Часто он делает облеты на своем дельтаплане. Ему сверху все видно. Так называемый зимник, оставленный когда-то сейсмиками, по сей день служит людям. Его обслуживает дорожно-транспортное предприятие ООО «Ратта», которое дислоцируется в одноименном поселке.

Первые люди, с кем мы встретились, вышли к нам из леса сами. Ольга и Валерий Баякины пригласили нас в свой чум. В глаза сразу бросается видавшая виды железная печка, вся съеденная огнем и изодранная по бокам. Кажется, вот-вот рухнет. На мой вопросительный взгляд Виктор Ямов ответил:

— Это не мои люди. Они нигде не работают, но печку им сделаю...

На кушетке увидели две керосиновые лампы без стекол. Ольга, хозяйка чума, пояснила:

— Муж мой Валерий вчера ездил в поселок, вот купил лампы, а стекла на головку не влезают. Мы взяли 700-граммовую банку, дно отбили, приспособили к источнику света. Другого выхода нет.

Валерий Баякин раньше работал в совхозе «Толькинский» оленеводом. Тогда ему дали брезент на покрытие чума. Прошло примерно 20 лет. Сейчас выручила сестра Александра, работница дома милосердия в селе Толька. Она обменяла кухонный гарнитур на рулон брезента. Скоро женщины сошьют новые непромокаемые нюки. Радует, что в чуме, в холодном месте, висят шкуры лисы и белки. Валерий успешно занимается в свое удовольствие охотой.

Мы покинули гостеприимный чум. Дорога снова стала трясти нас как следует. Слева и справа остаются заснеженные деревья, перелески, ручьи. Валентин Карнаев, знаток этих мест, укорачивает своим интересным рассказом экстремальную езду. Он все свои молодые и зрелые годы проработал в Красноселькупском районе. Одно время трудился председателем исполкома Толькинского поселкового Совета, прокладывал в тайге изгороди для домашних оленей, строил смотровые башни.

Вскоре дорога свернула на простор. На правом берегу реки Таз появились укрытые снегом домики, семь оранжевых балков, ветряной двигатель с прожектором и поленница дров. Тишина. Нас встретил Денис Евдокимов, управляющий, по профессии инженер-механик, уроженец поселка Тазовский. Он провел экскурсию по фактории, которая занимается торгово-закупочной деятельностью, продукцией оленеводства, рыболовства, охотопромысла, дикоросов. На данной территории проживает и обслуживается более 70 человек. Есть спутниковая связь.

Откуда ни возьмись появились люди и наперебой начали расспрашивать, засыпать вопросами. По мнению местных жителей, очень низка сдаточная цена на щуку и язя. Нет магазина, света, соляры. При Анатолии Острягине, сейчас депутате Госдумы РФ, построили три дома для пенсионеров, но никого туда не поселили. Цены на привозимые товары очень высокие. Например, один литр бензина — 40 рублей. Сельчанам нужен трактор для вывоза дров с мест распиловки сушняка.

Евгений Каргачаев в двадцати километрах построил своей семье собственный дом. Это хороший пример молодым людям, желающим решить свои жилищные проблемы.

Семь оранжевых балков пока не доведены до надлежащего вида: должны функционировать баня, склад, общежитие на восемь человек, фельдшерско-акушерский пункт, магазин, столовая, сауна и квартира управляющего. Как заверил Виктор Ямов, директор агрофирмы «Толькинская», в чьем ведении находится фактория «Кикки-Аки — 2», в скором времени она заработает в полную силу.

Во второй день отправились на факторию «Засольное», где более десятка больших и малых замкнутых водоемов образуют систему знаменитых Чертовых озер. Они соединены протоками, перешейками, ручейками и занимают огромное пространство суши. Чего стоит только одно озеро Вэркэ-то, которое длиной 9,5 километра. В разных глубинах до 10 метров водятся щука, язь, плотва. Иногда заходит налим.

50 километров пути решили проехать на машине, а остальные 30 — на снегоходах «Буран». Нас сопровождали директор фактории «Засольное» Сергей Пушкин и несколько местных рыбаков. Из нашей группы остался Виктор Ямов, сославшись на неотложные дела в хозяйстве.

Изрядно потрепавшись в пути, вышли к излучине реки Толька, где расположилась фактория. Среди старых строений опять увидели типовые оранжевые балки, плавучий холодильник вместимостью 50 тонн, мерзлотник в грунте, три ветхих одноквартирных дома, емкости ГСМ, несамоходное рефрижераторное судно и три бани. В магазине имеется небольшой ассортимент продуктов и товаров массового спроса. Фактория работает круглогодично, обслуживает более сорока человек.

Красноселькупский район

Фактория «Засольное» — детище ООО «Верхнетазовская рыбодобывающая компания». Сюда с апреля по июнь приезжают на неводный лов до 20 человек. Они вылавливают до 80 тонн рыбы. Но, по словам нашего попутчика Валентина Карнаева, в советское время один Владимир Мороков — местный рыбак — вылавливал такое количество рыбы. Как это ему удавалось, знают немногие. На Крутояр сам поднимал свои уловы, затем грузил на оленьи сани и вывозил к вертолетной площадке.

Нынешние рыбаки сдают уловы ОАО «Пуррыба», которым руководит Сергей Бельцев. Он и получатель дотации, и «распределитель» — кто сколько получит за работу. Добытчики жалуются на то, что один килограмм выловленной рыбы стоит всего 18 рублей.

...Солнце клонилось к закату, когда по проторенной дороге доехали до машины. Сняли теплую одежду и уселись поудобнее, чтобы мысленно проанализировать все увиденное.

На другой день без всяких проволочек перелетели в Красноселькуп: ожидалась еще одна поездка. Нас принял Такиулла Шарипов, директор агрофирмы «Приполярная», в чьем ведении находится фактория «Новая Часелька», куда намеревались попасть сразу.

— Мы подготовили несколько снегоходов. Туда и обратно проедете более 180 километров. Буранную дорогу часто заметает, поэтому надейтесь только на самих себя. Мои ребята знают лесотундру. Блудить не будете! — заверил директор.

Яков Андреев, председатель Красноселькупского отделения ассоциации «Ямал — потомкам!», местный старожил, с готовностью вызвался сопровождать нас в пути, а его приятель Александр Клименко доверил нам свой снегоход. Проехав 25 километров, по зимнику слева увидели избушку, хозяйственные строения, сруб новой бани... Остановились. К нам подошла женщина и, протянув руку для приветствия, отчеканила:

— Зоя Чекурмина, охотник, 74 года. Это моя земля. Река Верхняя Пеляжье, родовые угодья. Дети, Алексей и Дмитрий, в лесу, к вечеру приедут.

Тепло попрощавшись, поехали дальше. Нашему взору предстали исковерканные трубы, покосившиеся строения и техника, столб пламени. По словам попутчиков, газоконденсат горит уже 15 лет. Под ним образовалась большая воронка. Здесь трудилась нефтяная компании «Мангазея».

Дорога, еле видимая в кустарниках, наконец поднялась на возвышенность. Начался Саргоевский сосновый бор. Когда-то эти места облюбовала подбаза Красноселькупской нефтеразведочной экспедиции, но после себя оставила груду металла, беспорядок и огромные пустые емкости.

Из-за пригорка появились новенькие строения. Наши «Бураны» лихо завернули в ворота.

Здания фактории «Новые Часельки» построены в летнем варианте, то есть для рыбаков, которые собираются для неводного лова на четыре месяца. Есть баня, двухквартирный дом, два холодных склада, три дизеля, гараж для двух тракторов — правда, без отопления.

Здесь две бригады заготавливают 200 тонн черной рыбы. Приезжает плавучая баржа, уловы складируются для шоковой заморозки и вывозятся в Красноселькуп. Возможно, таежники вылавливали бы еще больше, но два невода, латаные-перелатанные, уже служат более восьми лет. Новые стоят немалых денег. Нужен один миллион рублей. Лебедки, чтобы закидывать 200-метровые неводы, видели только во сне. А о спецодежде вообще не приходится говорить.

В летнее время женщины, дети, пожилое население заняты заготовкой дикоросов, вяжут березовые и тальниковые веники, ошкуривают чум-палки.

Несмотря на занятость населения тяжелым трудом, оплата остается на низком уровне. Еле перекрывает прожиточный минимум по ЯНАО — 9 тысяч рублей.

Красноселькупский район

В конце сентября после окончания всех работ местное население занимается своими делами. Селькупы — истинные охотники. На их землях водятся дикие олени, лоси и другая лесная живность, но не каждый следопыт удостаивается чести получить у местной охотинспекции лицензию на отстрел диких животных на пропитание.

По приезде в районный центр рабочая комиссия отметила «определенную работу факторий», но и выявила проблемы, которые нужно решить в скором будущем. Перечень неотложных мер отправили по инстанциям района и округа.

Юрий Худи, Хабэча Яунгад, Тюменские известия

Другие статьи на эту тему:

 


««« Все новости об Охоте и Рыбалке

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Оружие для охоты, ножи, луки, арбалеты:

Фотогалереи и Фоторепортажи

Статьи об Охоте | Осенняя охота 2021 | Охота Тверской обл. | Энциклопедия | Красная книга рыболова | Реклама на сайте

2008-2021 © NEXPLORER.RU | andrey@shalygin.ru