В Нижегородской области прошел IX Всероссийский фестиваль народных художественных промыслов «Золотая хохлома». Юбилейный Бажовский фестиваль - праздник народных культуры, искусства и творчества - прошёл в Челябинской области. Эвенки отметили Новый год - "Икэнипкэ".
В Нижегородской области прошел фестиваль «Золотая хохлома»
В минувшие выходные в городе Семенов Нижегородской области прошел IX Всероссийский фестиваль народных художественных промыслов «Золотая хохлома». Он собрал мастеров и творческие коллективы со всего Поволжья - в нём приняли участие около 400 предприятий и мастеров народно-художественных промыслов из Кировской, Ярославской, Рязанской областей, республик Чувашия и Марий Эл. На него пришло несколько десятков тысяч зрителей.
На главной площади старинного города, где каждый второй житель либо резчик по дереву, либо художник по росписи, расположились ярмарочные прилавки с разнообразными изделиями. Центральное место отвели традиционным нижегородским промыслам – городецкой, хохломской, полхов-майданской росписям, казаковской филиграни. Мастера художественной фабрики «Хохломская роспись» изготовили к празднику набор из 9 бочонков разных размеров, расписанных классическими сочными летними красками, с луговыми цветами и лесными ягодами.
«Я недавно был в Европе, мы обсуждали там инвестиционные проекты, планы, и, куда бы я ни пришёл, везде знают о наших художественных промыслах, о хохломе. Говорят, что хохлома – визитная карточка России», – сказал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. По его мнению, художественные промыслы могут стать основой туризма в регионе, сообщает ИА «Время».
Как сообщил спикер Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев, в регионе сосредоточено две трети всех народных художественных промыслов страны. «Это и семеновская роспись, и резьба по дереву, камню и кости, и казаковская филигрань, но хохлома – это, действительно, наша визитная карточка», - отметил Лебедев, добавив, что Семенов носит официальное звание столицы российских художественных промыслов.
В 2011 г. в рамках областной целевой программы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов» на оказание финансовой помощи было выделено 6,5 млн. рублей, в 2012 году она составит уже более 10 млн. рублей. В прошлом году впервые в России в рамках областной целевой программы поддержки молодых специалистов были вручены ключи от домов и автомобилей 4 мастерам отрасли НХП, а нижегородские предприятия «Хохломская роспись» и «Павловский завод художественных металлоизделий» получили право на изготовление продукции с олимпийской символикой «Сочи 2014»
***
Юбилейный Бажовский фестиваль прошёл в Челябинской области
С 15 по 17 июня на территории санатория «Дальняя дача» проходил ХХ юбилейный Бажовский фестиваль (Бажовка).
Всероссийский Бажовский фестиваль - это ежегодный праздник народных культуры, искусства и творчества, проходящий на территории Челябинской области.
Фестиваль назван именем известного уральского писателя Павла Петровича Бажова, собирателя народных фольклорных уральских сказаний и автора множества сказов.
Бажовка начала проводиться с 1993 года несколькими общественными организациями и имела частично обрядово - эзотерический характер. С 1996 года соучредителем и соорганизатором стало Главное управление культуры и искусства Челябинской области, фестиваль стал в большей степени смотром народных самодеятельных коллективов. С 1999 года фестиваль приобрёл статус всероссийского с постоянным участием коллективов и народных умельцев со всей страны.
Что особенно удивило, поразило, порадовало? Во-первых, очень много народу, огромное количество участников – коллективов народного творчества, мастеров декоративно-прикладного искусства, художников, музыкантов и гостей. По словам оргкомитета фестиваля, в нем приняло участие около 7000 человек. Участники - жители Челябинской области (Катав-Ивановский, Варненский, Нагайбакский, Кунашакский, Брединский районы; города - Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Кыштым, Озерск, Златоуст, Еманжелинск, Трехгорный), а также гости из Удмуртии и Кургана.
Безопасность гостей и участников Бажовки обеспечивало большое количество полицейских (в том числе и озёрских). Много детей и подростков разных возрастов с интересом рассматривающие изделия народного промысла, путешествовали по лабиринтам праздника и открывали для себя неизвестные российские промыслы. Полное отсутствие алкоголя на прилавках и в руках гостей фестиваля радовало, по моему мнению, всех. Поэтому на фестивале была приятная, дружеская атмосфера. И без капли иронии хочется отметить, что появилось чувство гордости за Россию, за то, что не все не все ремесла и народные обычаи и традиции исчезли, а, напротив, развиваются, и за то, что представители разных культур прекрасно сосуществуют. Их всех можно назвать «лицами творческой национальности».
***
Эвенки отметили Новый год
В многонациональной России Новый год отмечают практически круглый год. Некоторые коренные народы Сибири празднуют его весной: тувинцы в феврале, а хакасы 22 марта – в день весеннего равноденствия. Большинство же народов российского Севера отмечает свой Новый год летом. В июне его празднуют эвенки.
Эвенкийский Новый год называется "Икэнипкэ", что в переводе означает "песня кукушки". Ведь, по поверьям эвенков, Новый год наступает тогда, когда первый раз закукует кукушка – одна из священных для народа птиц. В начале лета кочующие по тайге эвенки собирались родами в обговоренном месте - общались, меняли пушнину на продукты, участвовали в древних обрядах, гуляли свадьбы.
Сейчас в Сибири и на Дальнем Востоке живет свыше 38 тысяч эвенков. Для них Икэнипкэ стал праздником возрождения национальных традиций. Но к его сохранению они подходят с тактом и не хотят, чтобы священные для их предков обряды воспринимались окружающими как экзотические игры.
По традиции встреча эвенкийского Нового года начинается с национального обряда "Чичипкан". Об этом "Голосу России" рассказала Татьяна Сафронова, руководитель фольклорного этнографического коллектива "Хэглэн":
"Чичипкан – это обряд очищения. Берут лиственницу и раскалывают ее посередине. Вдоль расколотой древесины лиственницы ставят распорку. И через этот узкий лаз человек должен пройти – это называется "небесные ворота". А когда проводятся такие большие праздники, как Икэнипкэ, обычно ставятся жерди высотой три-четыре метра. И через такой чичипкан и оленей проводили, и люди проходили. Их окуривали дымом болотного багульника".
Проходя через "небесные ворота", объясняет Татьяна Сафронова, эвенки обращались к доброму духу:
"У эвенков, как и у других народов, вся вселенная разделяется на три яруса. Верхний мир, средний мир, где живут люди, и нижний мир – загробный. Эвенки просили благословения добрых духов из верхнего мира, чтобы сохранить здоровье, иметь потомство и чтобы приумножались оленьи стада. Вот для этого и проводился обряд очищения".
Главный смысл уходящего в седую древность Икэнипкэ - открыть для молодежи богатейшие традиции своих предков. Участники ансамбля "Хэглэн" выступают на празднике не только с песнями и танцами, но и с фольклорной имитацией эвенкийских обрядов, в частности Нимат - обычая дарить подарки. Согласно нему нужно обязательно делиться со всеми сородичами добычей. Иначе настанет день, когда вернешься с охоты с пустыми руками, и сосед твою семью не накормит. Поэтому для эвенков свойственна взаимовыручка. Не пригласить гостя в дом и не накормить – для них большой грех.
Икэнипкэ - очень красивый праздник. Одетые в колоритные национальные костюмы эвенки поют старинные песни, водят древний хоровод "Ёхарьё", соревнуются в бросании топора и аркана, прыгают через нарты. А вечером все вместе угощаются любимыми национальными блюдами – шашлыком из оленины, брусникой, таежным чаем, который готовится с добавлением трав, и лепешками "чупачашки".